обогащенная среда или как развить таланты ребенка
Создана: 27 Ноября 2013 Срд 4:35:18.
Раздел: "Семья и дети"
Сообщений в теме: 44, просмотров: 4839
-
Читаю сейчас разговор Андрея Константинова с профессором психологии Еленой Григоренко в журнале Русский Репортер (39 номер октябрь 2013) [внешняя ссылка]
Речь про современных детей, умных,сослабленными управляющими функциями, СДВГ и гиперактивностью.
Психолог рекомендует помещать школьников в "обогащенную среду" для развития талантов и не учить рано читать-писать (умение это к третьему классу, мол, уже неэффективно будет).
"Родитель должен всегда критически относиться к школе, а школа - к родителю, но им надо дружить и прислушиваться друг к другу" - очень упорядочило мои мысли о школе на данный промежуток времени.
В статье есть совет прочитать книгу Т.В.Ахутиной и Н.М.Пылаевой "Преодоление трудностей учения". Вроде как книжка о развитии управляющих и исполнительных функциях у ребенка.
Так вот, про обогащенную среду и почему такое название.
Я постепенно прихожу к выводу, что ребенка можно "заточить" под любое умение и у него в итоге рано или поздно что-то определенное станет получатьься лучше, чем у других и из-за успехов ребенок продолжит делом этим заниматься и к подростковому периоду спорт будет готов вылиться в профессиональное занятие, математика и успехи в ней на олимпиадах подтолкнут ребенка к занятиям в школе при матфаке или при Политехе, певунья станет получать индивидуальные уроки и занимать места на районных выступлениях, футболист станет готовиться морально к интернату, - дети большую часть свободного времени станут проводить в очень принужденной обстановке и когда-то наступит перелом: "надо ли это вообще мне сейчас (уже)?"
И мотивировать ребенка, возможно, будет не собственный искренний интерес (2-4 года средней школы, взросление, смена собственных приоритетов), а напоминание родителями о потраченном времени, о вложенных средствах, неумение психологически хрупкого подростка освоиться в какой-то непривычной для него среде, влиться в коллектив синым темпераментом, стилем общения..
Я последний год ломала голову, как помочь своему ребенку без нотаций, давления, за счет своих личных верований, убеждений, умений, стремлений выбрать для себя два-три типа окружения и побыть в этих окружениях пару-тройку лет, чтоб оставить что-то совсем, а что-то оставить себе.
Нет ребенка спортсмена, отличника, умного, самого, есть человек и его способности воспринимать, отрицать, трудиться, отказываться, решать, выбирать и есть среда, которую я, родитель, помогаю человеку потрогать в разных местах: пишу заявления, обеспечиваю доставку, обеспечиваю информацию и средства, обсуждаю плюсы и минусы времяпровождения и целесообразность в соответствии с дитячими хотелками.
Как-то сдохла после написанного )) Вроде, тема широка, но чего дальше растекаться: разнообразие нужно им и чтоб с увлечением, ибо люди живые. Водить, предлагать, раскрывать возможности, увлекать любопытностями -
-
Ревакцинация писала : думаешь, это все придумали америкосы
Много читала и слушала по данному вопросу, в итоге глубоко уверовала в пользу спинальной анестезии при КС. Выводы у каждого свои, а тема интересная. -
мне сама статья тоже никак, но глаз зацепился за то, что на кухне у стола лежало и о некоторых понятиях я не имела представление.
например, про то, что СДВГ существуют, знают многие читающие родители, эти же многие и диагноз ставят своему ребёнку самостоятельно.
Я больше хочу обсудить вот эту часть:
Ну а если мы выявили талантливого ребенка, что делать с ним дальше?
Есть три модели образования для одаренных детей. Модель акселерации, почти не применяющаяся в России, когда ты можешь перескакивать через классы. Модель изоляции, когда талантливых детей погружают в специально созданную для них насыщенную среду вроде Колмогоровского интерната, — эта модель в России широко применяется, а в других странах мало. Третья модель — когда ты движешься в общем потоке, но с тобой дополнительно занимаются после уроков или по выходным.
К сожалению, со стороны мне видится, что российской психологической науке слишком уж свойственны реверансы, направленные в прошлое — нашим замечательным советским ученым.
Как раз завтра у меня защищается диссертация, в которой показано, что эффективность всех трех типов программ низкая. В США проводилось большое исследование судеб детей — победителей престижного научного конкурса Intel ISEF. Так вот, из них выросло больше людей с учеными степенями, они в среднем больше лет учатся, но их доход не выше среднего уровня, они не счастливей прочих, даже наград и призов во взрослой жизни получают не больше других.
Почему так происходит?
А кто его знает… Ясно одно: далеко не каждому из этих детишек удается реализовать себя в последующей жизни.
Известно, какие факторы в раннем детстве существенно влияют на одаренность?
Конечно! Это раннее определение склонностей ребенка, а дальше повторение, повторение, повторение…
Повторение чего?
Той ситуации, которая позволяет ребенку заниматься тем, что ему интересно. Если он музыкант, то это бесконечное взаимодействие с инструментом, если спортсмен — ежедневные тренировки. Но только если ребенок этого хочет, если ему неинтересно, то точно ничего не получится. Гении вырастают только из тех, у кого есть эта способность — тренироваться до бесконечности.
просто хочется себя саму иногда затормозить и сказать: "Спокойствие, только спокойствие! Всему своё время."
Иногда тормозить приходится ребёнка, иногда - подводить к какому-то выбору, но общая цель этих действий - вырастить уверенного в своих желаниях человека, который потрогал и погрузился в разное. -
и, вообще, если так туп рядовой американец, то что это я комплект микропрепаратов в Америке заказываю у нероссийского производителя, а не при МГУ биофак мне их школьнику предоставляет для изучения?
ЛТО, ну подумайте хорошенько. я ж выше написала, что вы сына или дочь можете логарифмы брать научить в пятом классе уже, но для чего? зато в той же Германии школьник с логарифмами встанет на соответствующую ступень образования и с пододящими по уму ровесниками будет себе расти дальше, а в России он решит все олимпиады, поступит на матфак и уйдёт с третьего курса, когда станет неинтересно учиться и кушать захочется -
"Ребенку подарили игрушечный набор доктора. У кота началась новая жизнь с трудноизлечимыми болезнями." -
Вискоза писала : с теми, кто их ел.
да я тему зачала, а больше половины из фёрстпоста выкинула, так как нескромно всё выглядит (или я самоуверенная)
думала отвлечённо поболтать налегке, настроить мысли на нужный лад, от чего-то освободиться в болтовне неспешной..
пока дети занимаются спортом, мы с мамами пьём чай из термоса на трибунах и ведём беседы. Однажды пришла бабуля, дочь сына которой также ходит в эту спортшколу и понемногу стала рассказывать про своего сына и его поведении в школе (у нас речь шла о учителях и непослушных детях). Вот она поведала, что сын был неуправляем местами и даже, мол, из-за него учителя уходили из школы - не могли совладать. Я уши навострила: школьник у меня растёт с крепкими нервами и если ситуация такова, что она считает себя правой, то упирается с учительницей до последнего (последнее - запись в дневнике и вызов меня к учителю или к завучу).
Вот бабуля всё это вещает, а я у неё и спрашиваю: "и как Вы ситуации разруливали? Ведь мальчик Ваш вряд ли всегда был прав и негибкость с самого детства взращивать в школьнике - нехорошо, если по-честному" А она: "Ну как: класс компьютерный школе оборудовали, подарки директору, учителям.. До сих пор сына там помнят.." А я: "А кто Ваш сын сейчас? Он счастлив?" "Он сейчас всегда подпишет контракт на своих условиях, переговоры ведёт он как посчитает нужным.." "А счастлив он?" "Странный вопрос.. У него всё есть: несколько раз в год дорогие курорты, квартиры в Москве и Минске, машины - последние модели..." Довольная мама. Про его увлечения и способности я спросить забыла или не успела -
Человек имеет право на несчастье. На боль. На смерть. Это как раз тот выбор, о котором пишет даналя (ну, по крайней мере, как понимаю проблему выбора я).энауэнэ писала : "А счастлив он?"
Самая лучшая модель, которая отмечена как раз в статье по ссылке. И правильный акцент.энауэнэ писала : пока дети занимаются спортом, мы с мамами
Цитата:Ситуация взаимодействия с родителем, все эти игры, угадайки, стихи, песни, танцы, барабаны и прочая музыка — вот что нужно ребенку, то есть систематическая стимуляция, но не телевизором, а опосредованная общением с родителем.
Суть обогащенной среды не в том, что она вся в игрушках и развлечениях, - нет, она обогащена именно общением с родителями. Мы ведь, даже вырастая, во многом отождествляем себя с ними, т.е. это самый короткий путь к себе. Если мы живем сейчас (а не двести и не десять лет назад, не в США и в Азии, а в России), то необходимо дать путь к интровертированному воспитанию - где ребенок воспитывает сам себя (воспитывает себя и родитель). Остальное приложится.
А что касается энтертейнмента... И приобретения самых разнообразных навыков. И развития способностей. И что там ещё... "Образование - это лишь бюстгальтер. Он может быть очень дорогим, может быть совсем дешевеньким. Дело не в нем, а в том, что же именно он украшает. Разумеется, он может быть и вовсе не нужен".