Честь и совесть каждой эпохи
Создана: 09 Октября 2012 Втр 20:59:37.
Раздел: "Религия, мистика, непознанное"
Сообщений в теме: 223, просмотров: 19192
-
Такие понятия как "совесть", "честь", "справедливость" общество приписывает себе, как некую само-собой разумеющуюся ценность. Типа, как только возникло общество, так эти понятия сами собой и возникли.
Да, но не совсем.
В появлении этих понятий главную роль сыграла религия.
Представьте первобытное общество. Люди уже 30 тыс. лет назад не отличались особо от нас - обладали развитым мозгом, речью, логикой.
И вот если в стае животных руководят инстинкты, то что может тормозить человека?
Убить вожака? Он силен. Но когда спит - беспомощен. Или сзади на охоте долбануть палкой. Хищнику это не дают делать строгие установки инстинкта, а человеку можно все.
Мама принесла детям ягод. Старший отобрал у младших пока мать вышла и сам все съел. Он голоден и он сильнее. и у него нет жалости - не то время для соплей: кто сильнее - тот и выжил. Мать говорит старшему - "даже медвежонок не обидит младшего брата. Вот придет мать-медведица и утащит тебя в лес"! Старший верит. Довольная мать делится опытом с другими. И вот возникает культ матери-медведицы.
У вождя родился сын. Красивый, быстрый как олень. Теперь племя - дети оленя. Каждый проходит посвящение и навредить члену племени - лишиться покровительства тотема и стать изгоем племени. Хочешь войти в племя - пройди посвящение и тогда будет гарантия, что ты не предатель.
Племя охотится на огромного медведя. Загнанный зверь одним ударом ломает копья и проламывает черепа. Но вот удачный бросок и зверь мертв. Только что был зверь - а теперь шкура и мясо. Где зверь? Его дух ушел - это же очевидно. Так и люди. Их душа уходит в лучший мир и остается в памяти родных, помогая и защищая их от злых духов. Потом, когда наступит и их черед - все встретятся в краю, где нет голода, болезней и смерти. Кроме изгоев.
Вы говорите: "религия нужна управлять овцами". Да, это так - она нужна, чтобы эти "овцы" не впивались друг-другу в глотку. Кто не подвержен ее воздействию - добивается большего, просто нарушая правила и сметая помехи на своем пути. Пусть даже это жизни людей.
Вы говорите "мы теперь высокоморальное, культурное общество и сами с усами и вообще совесть и мораль еще древние греки придумали". Ну-ну. Конечно, у менее развитого общества без древних греков не было ни чести, ни совести.
Кстати, цивилизованные люди, которые общались с "дикарями" (например, индейцами) удивлялись их честности. Слово - закон. Они считали это признаком высоких культурных качеств. Но увы. Обладая меньшими знаниями дикари имели и меньше поводов для критического мышления. Поклялся? - выполняй! в противном случае наказание абсолютно неминуемо. То что для нас сказка - для них реальность.
В общем мысль такая - большая часть людей, если не бОльшая не способна останавливать себя только здравым смыслом. Здравый смысл как раз подразумевает, что надо получать максимум благ для себя и забить на других ибо "один раз живем". И только искусственный стопор может его притормозить. Иначе - младенцы в мусорном баке, старики в доме престарелых, продукты из дома сирот и т.д. и т.п. - эта часть становится столь же дикой, как наши предки до "изобретения" религии. -
Пипелац писал(а) :
Мы тут твои мысли обсуждаем, а мысли конкретного человека всё же имеют общее с хозяином. И разве не ты пытаешься показать тут важность религии в жизни?
Умники. Религия действительно играет большую роль в жизни.
1) роль хранительницы культуры и истории
2) объединяющая роль
3) воспитательная роль
4) утешающая в горе
5) образовательная роль
6) роль центра милосердия и помощи нуждающимся
7) регулятивная роль -
Злыдня писала :
Ну благородство ты уже сам приписал, как и саму мысль переврал.
Я пишу, что эти зачатки этих понятий появились благодаря религиям. Религия, под страхом наказания, прививала правильную модель поведения.
Тебе не кажется что вся твоя проблема вот в этом?
В полной уверенности в том, что есть правильная модель?
А если я скажу что её нету? И разные племена имели разные модели, которые считали конечно же правильными, и каннибалы тоже.
Более удачные модели жили дольше, менее удачные были уничтожены или же сливались с другими. -
Ты уже просто к словам придираться начал.
Правильная - оптимальная для выживания, развития и благоденствия данного сообщества в данных условиях.
Ты вообще от христианства отцепиться даже в принципе не можешь? -
Ну так как умеющие писать и читать на этапе становления общества были всяческого рода жрецы и попы, то в какой-то части да. Но с повышением образованности населения - она теряет монополию на это. Пушкин, Толстой, Чехов, Гоголь, Васнецов, Репин отнюдь не попы. А сейчас и подавно. Хранителем же народной культуры опять таки является сам народ, а не попы.
Здесь не всё однозначно, она как объединяющая (как принадлежность к определённой группе), так и разъединяющая ('Православие или смерть'(c) какой-то депутат. ну и прочие религиозные войны это показывают)
Согласен, она имеет эту функцию, она стремится прививать человеку свою 'нормальность', при этом отрицая иные 'нормальности' и строго карая если человек решил выбрать другую (что православные жестоко наказывали перешедших в иную веру, что мусульмане, что иудеи). СССР тоже занимался воспитанием народа, прививая свою 'нормальность'
Здесь я вижу полезную функцию психологической помощи, когда можно прийти и поговорить, ну и добиться прощения. Однако зависит от самой религии.
пересекается с п.1.
До появления университетов и школ у религии была мономолия на это дело, ибо писать и читать могли в основном попы, другие пахали, сеяли, воевали. Но со временем эта роль ушла к светским образовательным учреждениям и стала функцией государства, ибо из-за своего догматизма религия не способна к научной деятельности во многих областях.
Разве что только в последнее столетия.
Да, её иерархи стремятся влиять на жизнь гос-ва.
Лично я вижу в религии лишь одну наиважнейшую функцию - наполнение смыслом жизни. Она должна показать человеку цель, дать смысл, объяснить зачем это делать. Некоторые люди конечно могут найти свой смысл, но далеко не все. -
Я говорю не только о народной культуре. Костюмы, обряды, традиции, архитектура, иконы - это все многовековая культура, и возможность прикоснуться к ней - заслуга церкви.
Цитата:эта роль (образовательная) ушла к светским образовательным учреждениям и стала функцией государства, ибо из-за своего догматизма религия не способна к научной деятельности во многих областях.
Ей и не надо во многих. Образовывается человек не только изучая научные труды, можно получить знания путем погружения в эпоху через живопись, обряды, молитвы (на урожай, на возврат долгов, на милость барина и т.д.) Церковь - источник знаний по истории, культуре, быту России.
А вообще - это часть жизни части нашего общества. Мы не можем за них решить - хорошо это или плохо. -
Рябина писала :Религия действительно играет большую роль в жизни.
1) роль хранительницы культуры и истории
2) объединяющая роль
3) воспитательная роль
4) утешающая в горе
5) образовательная роль
6) роль центра милосердия и помощи нуждающимся
7) регулятивная роль
Самое забавное в том, что и без религии полным полно институтов, которые играют все эти роли. Но они не пытаются возвести себя в ранг единственных, как это делают религиозные институты -
Рябина писала :Религия действительно играет большую роль в жизни.
1) роль хранительницы культуры и истории
2) объединяющая роль
3) воспитательная роль
4) утешающая в горе
5) образовательная роль
6) роль центра милосердия и помощи нуждающимся
7) регулятивная роль
в моей жизни ни одну из тих ролей не играет. я нежить, чтоли? -
518 писала :в моей жизни ни одну из тих ролей не играет. я нежить, чтоли?
Такое на них не действует. Сейчас скажут, что ты все равно живешь в обществе, а для общества религия эти роли играет, значит играет и для тебя "Темные начала" отказываются читать. Что делать, Кать? -
А вы значит светлые? Хотя опровергаете эту роль абсолютно тем же самым способом. В моей жизни не играет - значит все это ерунда. В чем разница?