Омские гиганты экономической мысли - как Вольву делали
Создана: 31 Декабря 2010 Птн 0:01:59.
Раздел: "Политическая жизнь Омска"
Сообщений в теме: 82, просмотров: 14866
-
Газета «Красный Путь», г. Омск
Проект «ВОЛЬВО» лопнул как мыльный пузырь
23.05.2007
Виктор КУЗНЕЦОВ
Около двух месяцев назад Арбитражный суд города Москвы признал банкротом совместное предприятие «Сибирско-Скандинавская автобусная компания» (ССАК). Она занималась выпуском широко разрекламированных шведских автобусов «Вольво». Как выяснилось, у некогда гремевшего на всю Сибирь СП не осталось никакого имущества, кроме 45 млн. рублей долгов. Об этом сенсационном факте сообщила на днях газета «Коммерческие вести».
Прогубернаторские же СМИ хранят полное молчание, и понятно почему.
Для начала напомним читателям краткую историю этого «судьбоносного» проекта.
Десять с лишним лет назад губернатор Полежаев в составе свиты президента России Ельцина побывал в Швеции. Во время этого визита он и вице-президент компании «Вольво» г-н Йенсон подписали в Гетеборге меморандум о сотрудничестве. В нем, в частности, намечалось организовать на базе ПО «Иртыш» (бывший телевизионный завод) отверточное производство шведских автобусов, которое постепенно должно перейти в совместное, то есть с применением комплектующих изделий, изготовленных в России. В мае 1998 года с большой помпой состоялась презентация новорожденной Сибирско-Скандинавской автобусной компании. Губернатор Полежаев заливался соловьем на всех телеэкранах, расписывая масштабы и выгоды нового производства. Мол, в области появятся сотни дополнительных рабочих мест, и уже в первый год будет собрано не меньше ста комфортабельных автобусов. А в перспективе компания выйдет на уровень 300-500 машин в год, поставляя их не только в регионы Сибири, но и в европейскую часть страны...
И вот минул год.
В Омске намеревались пышно отметить эту дату. Автор этих строк в конце мая 1999 года приехал на завод, на заранее объявленный митинг по случаю годовщины открытия новой компании. Однако оказалось, что отмечать-то нечего, проект забуксовал уже на первой стадии. Потому-то собравшиеся так и не дождались ни губернатора Полежаева, ни даже его заместителя. Чем бы они стали хвалиться перед телекамерами? За год по «отверточной технологии» вместо обещанной сотни было собрано всего девять автобусов. Из них две машины купили фирмы «Омскавтотранс» и «Омскавиа», еще несколько автобусов отправили соседям в Тюмень, Екатеринбург и Челябинск.
Что касается «сотен новых рабочих мест», то фактически на сборке машин в цехе было занято всего три десятка человек. Провалились и планы по организации выпуска комплектующих изделий в Омске, лишь пара предприятий стала поставлять на сборку мелкие детали. Словом, на деле совместное предприятие получилось каким-то странным.
Наша область за счет своего скудного бюджета стала финансировать швед-скую фирму, покупая у нее, только в разобранном виде, те самые автобусы. Чтобы, доставляя комплекты за тысячи километров, затем собирать их у себя. И нечего удивляться тому, что автобусы «Вольво» омской сборки оказались не по карману даже крупным компаниям. Стоимость одной машины доходила до 235 тысяч долларов. Для сравнения скажем, что в то время город покупал автобусы типа «Кароса» и «Мерседес» по гораздо более приемлемой цене - от 128 до 160 тысяч долларов. «Вольво» в Омске: реальное дело или афера?» - так называлась моя статья по поводу той самой годовщины создания Сибирско-Скандинавской компании, опубликованная в газете «Красный Путь» 4 июня 1999 года. К сожалению, подтвердилось второе, пессимистическое предположение. Но в ту пору не только оппозиционная пресса, но и некоторые не зависимые от власти СМИ, да и просто здравомыслящие люди выражали обоснованные сомнения в эффективности проекта «Вольво». Не случайно же участники пикета, действовавшего много месяцев в палаточном городке у Законодательного собрания, называли губернатора Полежаева «лучшим шведом России». Имея в виду его заботу о занятости шведских рабочих, в то время как в Омске многотысячные коллективы машиностроительных и других предприятий выбрасывались на улицу.
Однако нынешняя власть не воспринимает какую-либо критику, считая себя непогрешимой. Вот и губернатор Полежаев и его команда, несмотря на дефолт 1998 года, всеми силами продолжали поддерживать провальный проект «Вольво».
В 1999 году был организован рекламный агитпробег шведского автобуса по Западной и Восточной Сибири, но после этого заказов не прибавилось. Делались попытки организовать выпуск городских автобусов, велись переговоры с поляками, чехами, с Русавтопромом, Минским автозаводом - и никаких результатов.
В 2005 году, после суда по иску одной ханты-мансийской фирмы, компания ССАК начала «путать следы» и «обрубать хвосты», меняя владельцев и перепродавая имущество. По иронии судьбы именно в это время, согласно принятой «Сибирским соглашением» программе обновления автобусного парка, ССАК определили базовым предприятием по сборке автобусов для регионов Сибирского федерального округа.
Когда от компании осталось лишь одно название.
И вот закономерный конец. Сибирско-Скандинавская автобусная компания признана банкротом.
Назначенный конкурсный управляющий В. Коновалов теперь пытается выяснить, чем владела компания, и через суд добиться возврата выведенного имущества. Но удастся ли это ему?
«Документы о наличии очевидного факта преднамеренного банкротства ССАК направлены в правоохранительные органы, но особой надежды на возбуждение уголовного дела нет.
Складывается впечатление, что у нас можно все, но не всем», - признается он.
Так оно и есть.
К примеру, бывший председатель совета директоров ССАК г-н Птицын, стоявший у истоков создания компании и немало поспособствовавший ее краху, сейчас спокойно работает в другой фирме. И вряд ли понесет даже моральную ответственность за проект «Вольво», лопнувший как мыльный пузырь. Не говоря уж о его высоких покровителях в правительстве области.
Прочно похоронив неудачную затею со сборкой шведских автобусов, теперь прогубернаторские СМИ усиленно раздувают стройку комплекса биоэтанола и другие радужные прожекты.
"КЛЮКВА" самых независимых и правдивых омских СМИ
Сайт «12 канал» г. Омск
"Volvo" в Омске
Общество | 27 апреля 2004 13:06
Самый высокий в промышленности Омской области уровень заработной платы сегодня в "Сибирско-Скандинавской автобусной компании" - в среднем от 8000 рублей.
Крупная партия автобусов "Вольво" омской сборки в ближайшее время будет поставлена автохозяйствам Ханты-Мансийска и Ноябрьска. На недавнем совещании Совета Сибирского федерального округа, где присутствовали и омские производители автобусов, шла речь о развитии пассажирских междугородних перевозок. Для этого разработана программа "Норд-Вест", по которой будут развиваться автобусные сообщения северных областей с более обжитыми территориями Сибири, а также западной и восточной частями нашей страны по федеральной трассе Москва-Владивосток.
Железнодорожный транспорт сейчас старается делать остановки только в ключевых городах, но ведь между ними тоже живут люди, которые хотят передвигаться. Как раз в рамках программы "Норд-Вест" и началась поставка автобусов на север Сибири. На каждую партию автобусов предстоит отдельный тендер, однако позиции омичей настолько серьезные, что известная фирма "Скания" уже подумывает, как на ряду с "Вольво" войти в производственную кооперацию. Автобусный парк продолжает устаревать, и опыт показал, что самое оптимальное направление - создание совместных производств. Пока на всю Россию успешно развиваются всего 3 завода - в Москве, Cанкт-Петербурге и Омске. Это очень перспективное направление: для нормального развития рынка автотранспортных услуг России потребуется не менее 10 тысяч автобусов в год.
(Выделено мной - Ю.Т.) -
А Леня действительно многие проекты на корню зарубил...
Был, например, проект строительства завода... уникальная продукция, есть покупатели, все есть.... а сказали "дайте 100 млн."... и ппц заводу... это не считая что ни землю по нормальным ценам не выделят, ни еще чего-либо... -
NickYarkov писал : Умник хренов, выражения выбирай.
Я просто знаю руководство компании и документацию все видел... заставили купить- ну ну.
Про откаты лучше расскажи в Минстрое и архитектуре, которые как раз рядом.
я и с ними работал, но гавновольво тот ещё рассадник бства -
NickYarkov писал : Я просто знаю руководство компании и документацию все видел... заставили купить- ну ну.
Про откаты лучше расскажи в Минстрое и архитектуре, которые как раз рядом.
Инвестиционные проекты, дорогой, не спасают. Спасают проворовавшихся чиновников.
Если проект развалился, значит это был хреновый проект. И затеян он был не для налаживания производства, а для чего-то другого ...
Ты руководство говоришь знаешь? А я в то время в комитете внешнеэкономических связей обладминистрации работал,
и мы этот проект реализовывали ... не по своей воле конечно.
Модели автобусов ВОЛЬВО изначально были устаревшими, шведы эти модели лет 10 как перестали выпускать.
Себестоимость сборки, даже при составления бизнес-плана была
больше стоимости голицинских Мерседесов и Каросс на 70 - 90 %.
Как раз в это время город закупил 200 Карос и Мерседесов. Это чего же он не стал родные ВОЛЬВО покупать?
Российские детали не подошли! А что об этом изначально не знали!
А сколько шведы получили только за одни консультации ... ты это тоже видел или незаметил?
Как нагибали всех чтобы эти ВОЛЬВЫ втюхать хорошо всем известно.
Документацию он видел.
А документацию по метро ты не видел?
А в чьей собственности осталась территория Иртыша, которую под ССАК выделии. А ну - ка расскажи народу NickYarkov -
По метро видел=) и строителей развязки с метро моста знаю, фраза: "Ребята, бюджет урезали, строим на 10 метров короче" звучала раз 5.
По поводу автобусов... устали уже честно говоря спорить... Эти вольво, пусть и старые, ездят спокойно до сих пор, а те каросы и мерсы - уже развалились. Что сделали с облавтотрансом за 5 последних лет знаете? а из прибыльного предприятия, сделали почти банкрота без активов.
Корпуса на Гуртьева принадлежат москвичам (раз вы спрашиваете куда делись).
Я не выгораживаю чиновников, много с ними поработал, а вот директора ССАК, чтобы там не говорили, нормальные люди, которые от банкротства только потеряли, а не выйграли. Знаю и арбитражного управляющего, который всех задолбал, но так и не смог сделать себе имя на этом проекте.
По поводу спасения инвест-проектов, зря вы так, иногда надо бы спасать...
вот есть такой нац проект: Доступное жилье.
Вот под это доступное жилье, аренды земельных участков застройщиками (участниками нац проекта) в расчетной себестоимости составляла около 35%. (это без коммуникаций)
И Строй-бетон платил, Русантон платил, стали почти банкротами... нац проекты блин. -
проекты,
Область не может сохранить даже что имеется !!!!!
Козлов у власти надо стрелять, где совхозы, с. Карповка Таврический район и где крупнейший гигант стоят только трубы от котельной и одно название со всего СНГ ехали смотреть.
Пока не научимся сохранять новое не поднять -
NickYarkov писал :
По поводу спасения инвест-проектов, зря вы так, иногда надо бы спасать...
И Строй-бетон платил, Русантон платил, стали почти банкротами... нац проекты блин.
Уважаемый NickYarkov, суть любых инвестиций заключается в получении прибыли. Если прибыли нет, а проект "надо спасать" то это уже не инвестиции а что-то другое - например политика, или воровство, или ликвидация конкурентов на рынке ... Так, тогда и давайте называть вещи своими именами. Вольво нужно было для или имиджа Лёни, что бы в Москве заметили (политика), или ... читай выше.
Если бы ВОЛЬВЫ поставили на городские маршруты, как Мерседесы и Каросы, думаю тоже давно бы уже "не бегали".
На руководство ССАК никто не "наезжает" - понятно, что не они на первых ролях в этом "проекте века".
А вот как территория ПО "Иртыш" оказалась у москвичей (даже по-моему с котельной).
Ну не получилось с ВОЛЬВО - так отдай цех обратно Иртышу, и после этого вы можете говорить о том, что никто рук не погрел ... -
-
Когда я работал в Вольво, я общался с одним из кураторов проекта производства автобусов в Омске (со шведом).
Однажды я задал ему вопрос, почему же не получилось, он махнул рукой, тяжело вздохнул и дал понять что спасибо надо сказть местным властям :)
Про коррупцию и шведов, а тем более Вольво бред не пишите, компания была искренне заинтресована войти на российский рынок со своими автобусами.
Компания широко предствлена у нас грузовыми автомобилями, а вот с автобусами туго - "Скания" охватила рынок в своё время.
Кстати, если бы проект состоялся, то, возможно, компания Вольво вощла бы более удачно на Российский рынок автобусов. -
electraice писал : Про коррупцию и шведов, а тем более Вольво бред не пишите, компания была искренне заинтресована войти на российский рынок со своими автобусами.
Компания широко предствлена у нас грузовыми автомобилями, а вот с автобусами туго - "Скания" охватила рынок в своё время.
Кстати, если бы проект состоялся, то, возможно, компания Вольво вощла бы более удачно на Российский рынок автобусов.
Уважаемый electraice, бред пишите вы!
8 лет проработал в Комитете внешнеэкономических связей, и насмотрелся на всех этих "благородных шведов", как и на немцев, американцев, англичан и прочих представителей "развитых стран (в т.ч. "вольвовцев").
Вы что, шведов за дураков держите - пришли завоевывать российский рынок с моделями десятилетней давности
Вы что, шведов за дураков держите - что бы они поехали в далёкую Сибирь автобусы собирать и при этом с Лёней все вопросы не обговорили и его одобрямс не получили?
А как в то время губернаторские СМИ об этом соловьями заливались - читай пост в начале темы ..., а Лёня из этой страны в то время не вылазил.
И что, Лёня не мог поставить какую-то омскую местную власть на место? Вот это и есть настоящий бред.
Повторяю вопрос, а сколько ушло шведам за консультации из областного бюджета - тебе это твой знакомы швед случайно не рассказал?
И где это в России грузовики ВОЛЬВО заняли прочные позиции
Блин надоели - так и шастают по омским дорогам
Уж прожженное ВОЛЬВО прокатить - вот это действительно настоящий бред. Они с Лёней получили, что хотели (не производство автобусов конечно)... и дальше будут получать, пока такие как вы в Сибири не переведутся
ВОЛЬВО не смогло омский бизнес-проект просчитать ... агнецы несмышленые ...
Что, с самого начала было непонятно, что нет в Сибири (Омске) платёжеспособного рынка на автобусы с такой себестоимостью? Вы хоть одно автосборочное СП за Уралом видели? И не увидете, потому как транспортное плечо и морозы всю прибыль съедают, а на месте не продашь, даже если Лёня будет заставлять покупать.
"Глупые" но "честные" шведы с нашим Лёней - местная власть им помешала ... наверное мэр Омска - гад такой ... мало их Лёня гнобит, видать за дело. Не дают окно в Европу прорубить.
А для того, чтобы понять цену "искренности" шведов, читай здесь [внешняя ссылка] -
electraice писал : Когда я работал в Вольво, я общался с одним из кураторов проекта производства автобусов в Омске (со шведом).
Однажды я задал ему вопрос, почему же не получилось, он махнул рукой, тяжело вздохнул и дал понять что спасибо надо сказть местным властям :)
Так тебе, простоватому сибирскому неудачнику хитрый швед всё и рассказал ...
Они ещё под Полтавой хотели нашего Петю отъиметь - не получилось, зато получилось нынче - Омскую область. -
Сорвали покровы, дальше что? Какая схема привлечения к ответственности виновных в банкротстве? Или это просто очередной вброс? Про эти автобусы несчастные уже столько времени речь идет, а вот и ныне там. Автор темы - юрист? Говорите тогда, что делать нужно.
-
Ro Meo писал : Сорвали покровы, дальше что? Какая схема привлечения к ответственности виновных в банкротстве? Или это просто очередной вброс? Про эти автобусы несчастные уже столько времени речь идет, а вот и ныне там. Автор темы - юрист? Говорите тогда, что делать нужно.
То что делать нужно, я давно делаю. Обращение в ГосДуму, Президенту, Прокуратуру, и даже в СпротЛото (шутка).
Только Вам не советую. Так как уже побывал уголовником на скамье подсудимых
Сегодня к юр.ответственности не привлечёшь - политика однако.
Говорить надо - не забывать. Чего чиновник-вор боится?
Памяти и конкретики. В его планах - своровал и забыли, а он на безбедную пенсию, да ещё сволочь и уважения к себе требовать будет.
Так давайте эти планы, как можем, разрушать ... -
Незлой Гений писал : Юрий, отреагировали как-нибудь те органы, в которые вы обращались?
В чиновничьих и деловых кругах шум был. Кое-кого тихой сапой сняли. Но из "верхов" никто реально не ответил.
Вот сейчас дело затеял с ЕСПЧ, может что-то и реализуется, если выиграю.