Не стало Умберто Эко
Создана: 20 Февраля 2016 Суб 13:33:15.
Раздел: "Литература"
Сообщений в теме: 12, просмотров: 11089
-
- Как бы то ни было, следующие листы уже составлены на вполне сносной латыни. Я писал их в Регенсбурге, в тихом монастыре, при епископе Оттоне, и в тиши прихрамового сада жил среди множества листов, которые мною читались… Но я учился. Я не только читал. Присмотревшись, можно увидеть, что пергамент плохо счищен и через мой текст проступают чужие строки. Я был действительно канальей в юные годы. Крал материал у мастера. Двое суток отцарапывал текст, который считал античным, готовя себе писчую поверхность. Вскоре вслед за тем Отгон забеспокоился, не находя первого списка своей «Хроники», или же «Истории о двух царствах», над которой он трудился больше десятилетия. Епископ стал винить бедного Рагевина, что тот-де потерял сочинение в странствиях. Через два года он нашел силы воспроизвести заново этот труд по памяти. А я работал при нем писцом. Я не сознался, что первый список этой Оттоновой «Хроники» соскреб с пергамента я. Как видишь, есть на свете воздаяние. Ведь я тоже утерял свой труд, свою «Хронику», но не способен воспроизвести ее. Однако знаю, что пиша вдругорядь, Оттон очень много переменил…
— Что он менял?
— Когда читаешь «Хронику» Оттона, то есть историю всего мира, замечаешь, что о мире и о живущем в мире человечестве он отзывается нелестно. Мир, по его теории, зачался, может быть, и удачно, но вслед за тем начал портиться: мир стареет, mundus senescit, и до конца остается считанное время… Но именно в тот год, в который Оттон решил снова взяться за «Хронику», император потребовал восславления его геройских свершений, и тогда Оттон начал отдельное сочинение «Деяния Фридриха», которое не закончил, поскольку умер меньше чем через год после этого, и завершал «Деяния» Рагевин. Невозможно, описывая подвиги своего монарха, не провозглашать, что с его восходом на трон началась новая эпоха, не тяготеть к historia iucunda…
— Можно писать биографии своих императоров и не отказываться от критики и объяснять, как и почему они близили собственную гибель…
— Ты, может, и можешь, государь Никита, но Оттон не мог. Я тебе хочу объяснить, как обстояло дело и почему этот достойный муж одной рукой восстанавливал «Хронику», в которой будущее мира рисовалось грустным, а другой писал «Деяния», в которых будущее мира рисовалось светлее некуда. Думаешь, проблема только в разночтениях первого и второго текстов? Если бы только в этом… Я, увы, склонен думать, что в первом варианте «Хроники» будущее мира изображалось как совсем напрочь трагическое. Но чтобы смягчить противоречия на новом этапе писательства, Оттон во втором списке сделался гораздо снисходительнее к нашему миру. И все это на моей совести! Ведь это я сцарапал первую версию. А останься, может, первый вариант в силе, Оттону совесть не позволила бы даже и браться за «Деяния». В то же время, зная, что именно по «Деяниям» завтра будут судить, что свершил Фридрих и чего не свершил… Если б я не соскреб эту злосчастную хронику, то Фридрих, глядишь, и не свершил бы того, что мы считаем его свершениями.
-
имя розы кино смотрел с шоном конери
его статья про ур-фашизм , вечный фашизм понравилась .
[внешняя ссылка]
"...В 1942 году, в возрасте 10 лет, я завоевал первое место на олимпиаде Ludi Juveniles, проводившейся для итальянских школьников-фашистов (то есть для всех итальянских школьников). Я изощрился с риторической виртуозностью развить тему «Должно ли нам умереть за славу Муссолини и за бессмертную славу Италии?» Я доказал, что должно умереть. Я был умный мальчик.
Потом в 1943 году мне открылся смысл слова «свобода». В конце этого очерка расскажу, как было дело. В ту минуту «свобода» ещё не означало «освобождение».
В моём отрочестве было два таких года, когда вокруг были эсэсовцы, фашисты и партизаны, все палили друг в друга, я учился уворачиваться от выстрелов. Полезный навык. ....." -
Один из самых комплиментарных мне современных западных писателей. Их не так много, в числе их Толкин и Льюис Кларк.
И, как водится, скорее идейный противник, чем наставник по жизни.
Что естественно: "да, скифы мы..." и,несмотря на все очарование цивилизаций, которые окружают Хартленд, всегда подспудно ощущается недоверие к чужому, хотя бы прекрасному и завораживающему.
Синьор Эко так же настороженно относился к русскому медведю, словно забредшему из средневекового бестиария в уютный итальянский мирок. Мало того, что зверь огромен, не вписывается габаритами в узенькие итальянские улочки, так он еще что-то должен означать,служить символом чего-то ( как полагается персонажу бестиария) - а вот что именно, неизвестно.
И для меня Умберто Эко - тоже символ, тоже причудливое создание Господа из эзотерической легенды, и также пока непонятен, как загадочен зверю цивилизованный человек. Этот человек слаб, у него нет охотничьей рогатины, но отчего-то он несет угрозу всему дикому миру: у него есть оружие, но не физическое, а совсем иной природы.
Так что мы квиты.
Разумеется, я понимаю итальянца- я сам вырос на западной медиевистике и античности, причем эти образы надолго затмили для меня даже даже родные предания. Я до сих увереннее перескажу историю цикла повестей о короле Артура, чем о богатырях " киевского цикла". Увы, это наследие российской и советской культур, которым ближе западная культура, чем отечественная. Так что я вполне себе образованный медведь:))). И романы Умберто Эко вполне вписываются в " мою" историю, мое представление о мире.
И все-таки, как разгадать притчи, о которых повествует сказочник из североитальянской задрюпинщины, которому удалось вместить в себя ( как полагается в натурфилософии - микрокосм вмещает в себя макрокосм) всю Европу?
Две загадки из европейского бестиария: как эта цивилизация создала себе историю и навязала ее всему миру - и вторая: почему это знание истории отнюдь не спасает Европу от ошибок?
Как говорил евразийцы ( готов повторить за ними) у России нет истории, есть география. И, наоборот, у Европы нет географии, но есть история. Европа приобрела географию, когда распространилась на весь мир- а Россия не смогла создать свою оригинальную версию историю и полностью импортировала ее с Запада. Для двух цивилизаций этот синтез длится неколько столетий - но что-то упорно препятствует его полноценному окончанию. Историческая Европа не может переварить свою глобальность, теряется в ней, растворяется, а когда сопротивляется, то приходит к вывихам сознания вроде фашизма. Россия напоминает Сизифа, который упорно тащит камень импортной истории к очередной цели, и раз за разом срывается с ним в очередную пропасть.
Для меня Италия и Умберто Эко есть наиболее полное воплощение исторического сознания Европы: истории искусственной, созданной для оправдания настоящего, но которая, в силу свой искусственности, не может подвести базис под настоящее и дать задел для будущего. История Европы началась всего семьсот лет назад в банках Северной Италии и в итальянском же Возрождении. Для обосновании извечности такого порядка вещей были притянуты за уши, как лыко в строку, античные времена, а потом и каменный век. То есть то, к чему современная Европа имеет такое же отношение как и современная Россия- весьма опосредованное: разве что предки европейцев и русских вместе жрали неандертальцев и крушили римлян. Но мы честно заявляем,что это не наша история, а европейцы обманным путем завладели товарным знаком и под этим лейблом штампуют единственно верные решения.
Что ж, спасибо творцу за то, что он позволил мне приблизиться к загадке Европы.
Кажется, у меня нет только его последнего романа " Нулевой номер"... -
В хорошем смысле:)))
То есть не раздражающий, приятный, возможно сосуществование -
Инжектило писал : Вопрос к ТС... Как можно быть, с одной стороны, почитателем творчества Эко, а с другой - анонимным троллем, захлёбывающимся от собственной желчи?)
И в чём противоречие?
Хороший вербальный интеллект - это фундамент. Вспомни себя в молодости.
А в чём проблема? (с)