ВИА? Нет, ВИО. ВИО-66!
Создана: 26 Ноября 2018 Пон 14:15:20.
Раздел: "Музыка"
Сообщений в теме: 18, просмотров: 29199
-
В конце 1966 года мне позвонил Юрий Саульский и предложил принять участие в его концертной программе, которую он затеял создать при Москонцерте. Он объяснил мне, что это будет биг-бэнд, но не обычный, а с вокальной группой, которая должна нести на себе как бы инструментальные функции, зачастую дублируя группу саксофонов, труб или тромбонов.
...Саульский решил попробовать создать коллектив под названием «ВИО — 66», который бы исполнял много джазовой музыки, причем относящейся к более современным, чем свинг, направлениям. Название ВИО расшифровывалось как Вокально-Инструментальный Оркестр. Мне название не понравилось с самого начала, поскольку напоминало пресловутые ВИА, но Саульского оно почему-то устраивало.
Из книги А. Козлова "Козёл на саксе".
-
"В первой программе «ВИО-66», помимо джазового репертуара, Юрий Саульский ввел певцов-солистов Нину Бродскую и Вадима Мулермана, артиста пантомимы Александра Жеромского и конферансье-фельетониста. Песенный репертуар был на русском языке, причем Мулерман, с его постоянным хитом «Тирьям-тирьярам» (про короля) сильно выпадал по стилю из программы, но привлекал массовую аудиторию.
Нина Бродская производила более интеллигентное впечатление своими красивыми лирическими песнями, типа «Скоро осень, за окнами август». Иногда Саульский делал попытки ввести джазовый вокал на английском языке. Тогда в оркестр приглашался латвийский певец и киноактер Бруно Оя, или литовская певица Джильда Мажейкайте. Я делал для них оркестровки и репетировал все это с бэндом, но успеха особого не было. И не потому, что они недостаточно хорошо пели.
Уже тогда я с сожалением понял, что нашего массового слушателя англоязычным пением не проймешь, как ни старайся. Ему подай что-нибудь попонятнее, да попроще. Все это повторилось позднее и с рок-поп музыкой, в пост перестроечные годы, когда свободная российская толпа выбрала себе самую низкопробную кабацкую попсу, современную опошленную версию цыганского романса, отринув всяких там Стиви Уандеров, Стингов, Филов Коллинзов и Уитни Хьюстонов"
"Козёл на саксе". -
"В 1965 году Ю. Саульскии был на Пражском и Варшавском фестивалях джазовой музыки. Пребывание в Чехословакии и Польше явилось, в сущности, лишь внешним толчком к его решению вплотную заняться организацией музыкального коллектива, репертуарную основу которого составили бы концертные джазовые формы.
...речь идет о джазовой музыке, которую, как и симфоническую или камерную, повсеместно причисляют к серьезной, а не развлекательной. Мысль об организации такого ансамбля вынашивалась Ю. Саульским давно и воплотилась в создании «ВИО-66».
М. Тероганян
Журнал "Советский цирк". Октябрь 1966 г.
-
Кадр из ролика. Слева направо: Валентина Толкунова, Тамара Гибалевич, Ольга Щербань (впереди), Лидия Наприенкова:
Состав музыкантов оркестра ВИО-66 в 1967 году:
Алексей Мажуков – дирижёр, Леонид Журов – альт-саксофон, Диониссий Костаки – альт-саксофон, Григорий Грязнов – тенор-саксофон, Юрий Чугунов – тенор-саксофон, Виктор Лобанов – баритон-саксофон, Владимир Комаров – труба, Александр Гордеев – труба, Владимир Маркелов – труба, Лев Самохвалов – труба, Александр Есехин – тромбон, Юрий Солдатенков – тромбон, Владимир Егоров – тромбон, Марк Красовицкий – флейта, Игорь Бриль – фортепиано, Владимир Смоляницкий – контрабас, Владимир Журавский – ударные, Ольга Щербань – сопрано, Валентина Толкунова – сопрано, Лидия Наприенкова – альт, Тамара Гибалевич – альт, Вячеслав Толмачёв – тенор, Михаил Денисенко – тенор, Анатолий Савельев – баритон, Георгий Мамиконов – бас. -
Вспоминает Георгий Мамиконов, солист из первого состава ВИО, который потом стал лидером "Доктора Ватсон".
"-А что за история с вашим появлением на ТВ с песней «Yesterday»?
К тому времени, кроме работы в вокальной группе, я пел только песню «Лунный камень», которая была известна в исполнении Эдуарда Хиля. Я ее услышал в Ялте на концерте Хиля. А тогда, как я уже говорил, ноты выходили сразу. И ноты этой песни тоже вышли в «Музыкальной жизни».
Это было в начале 67 года. Трубач Витя Грицаев мне как-то говорит:
- Жора, что ты поешь только в общей группе? Давай исполни что-нибудь из Битлз, например, «Yesterday».
И через несколько дней я поехал к Саульскому домой. Они тогда с Валей снимали очередную квартиру. Грицаев тоже у них оказался. Снова разговор зашел о песне «Yesterday». Дали послушать Саульскому, он в восторге. Оказывается, он раньше ее не слышал. Настоящим джазменам вторжение в музыку группы Битлз представлялось детской шалостью. Они всерьез не воспринимали Битлз. Юрию Сергеевичу понравилось и он поручил сделать аранжировку лучшему на тот момент нашему аранжировщику саксофонисту Юрию Чугунову. Снимали с пленки, а она подплывала, поэтому у нас песня получилась на полтона ниже.
Поехали на гастроли по маршруту Рига-Каунас-Таллинн. Впервые исполнил эту песню в Риге. Шквал аплодисментов! На бис еще раз спел. Опять гром аплодисментов. И пошло… А когда вернулись в Москву, нас записали на ТВ. Несколько песен в исполнении «ВИО-66» , в том числе и эту.
Помню, что только пришедшая солистка Нина Бродская говорила, что я неточно исполняю текст песни. Пришлось мне с помощью моей сестры Нины, которая преподавала японский язык, искать пластинку Битлз, где были напечатаны все тексты, для более точного исполнения.
Показали эту запись на ТВ и…у Юрия Сергеевича начались неприятности. Нас хотели даже расформировать, но в итоге мы оказались в МОХК (об этом я расскажу чуть позже). Ну и на ТВ ограничились тем, что просто смыли пленку. А у меня начались неприятности в институте. Сан Саныч Юрлов меня отчислил со второго курса. На заочный факультет перевестись не разрешили. Но на мое счастье открылся Московский Заочный Пединститут, который я в итоге и закончил.
Девушкам-солисткам Алибакиевой и Змиевской повезло больше: им объявили выговоры по институту."
Георгий Мамиконов. "Д-р Ватсон" -
Павел Urman писал : когда свободная российская толпа выбрала себе самую низкопробную кабацкую попсу, современную опошленную версию цыганского романса, отринув всяких там Стиви Уандеров, Стингов, Филов Коллинзов и Уитни Хьюстонов"
всё это пиликало в 90-е в количестве из каждого утюга
суть такая же попса, как Шуфу -
Нина Бродская.
Любимая многими певица, композиции которой до сих пор напевают и представители старшего поколения, и более юные меломаны. Известна по песням «Звенит январская вьюга», «Одна снежинка», «Скоро осень» и «Кто тебе сказал».
Однако, как это часто случается, биография звезды эстрады сложилась не так гладко.
Следом мир услышал композиции «Август», «Не пройди», «Если ты словечко скажешь мне», «Как тебя зовут». Эти песни напевала, пожалуй, вся страна. Спустя два года на Нину Бродскую обратили внимание: девушку пригласили испытать силы в песенном соревновании, представив страну. Девушка достойно выступила, завоевав титул дипломанта Международного песенного конкурса.
Начались бесконечные гастроли, сборные концерты, съемки видео и записи новых композиций. Нина Бродская объехала всю страну, в каждом городе собирая полные залы.
Несмотря на популярность, Нина Бродская оказалась совершенно некорыстным человеком. Девушка часто соглашалась выступить бесплатно для пенсионеров, военных или учителей. Каждый концерт становился праздником для поклонников таланта Нины Александровны. Нина Бродская исполняла композиции не только на русском языке. Гастроли по другим странам подарили певице интерес к иностранным языкам, и Нина Александровна стала записывать песни на иврите, английском и других языках.
В начале 1970-х имя певицы попадает в список артистов, запрещенных в Советском Союзе. Перед Ниной Бродской закрываются двери радио и телевидения. Однако этот факт ничуть не уменьшил любовь поклонников к творчеству Нины Александровны. Концерты певицы по-прежнему проходили при полных залах, а фото всенародной любимицы украшало коллекцию, пожалуй, каждого меломана того времени.
В 1979-м Нина Бродская переехала в Соединенные Штаты. Это решение далось женщине нелегко, однако тоска по родине не повлияла на талант певицы: даже на чужбине Нина Александровна продолжила записывать песни, стараясь порадовать поклонников.
Сейчас Нина Бродская по-прежнему живет с семьей в Соединенных Штатах, однако часто приезжает в Россию, чтобы порадовать поклонников выступлениями и творческими встречами.
-
lutz\_omsk писал :
всё это пиликало в 90-е в количестве из каждого утюга
суть такая же попса, как Шуфу
Хорошо. -
Шло время, программа оркестра «ВИО-66» под воздействием обстоятельств становилась все более эстрадной. Яркий индивидуалист Алексей Козлов (Козёл на саксе) уходит из коллектива. Ему тесно, он хочет играть импровиз атонально, политонально, не по нотам.
кадры 1967 году во время выступления на Московском фестивале "Джаз-67", который проходил в актовом зале МИИТа. В начале сюжета можно видеть Адрея Эшпая, который сидит в зале в качестве одного из членов жюри.
На сцене: Игорь Бриль (ф-но) Владимир Смоляницкий (к-бас) и Владимир Журавский (ударные), который вскоре трагически погибнет в авиакатастрофе над г. Харьковом
Позднее в 1973 г.он основал первый в СССР профессиональный джаз-рок-ансамбль «Арсенал»
«Наибольший интерес представляют для меня те стили, которые возникли и продолжают существовать на стыке между устоявшимися, "классическими" направлениями, как продукт слияния между ними».
Сейчас Алексею Козлову 83 года. Он и теперь "занимается йогой на саксофоне" и даёт концерты. -
Одни певцы и музыканты уходили из ВИО, другие приходили. Таким новым солистом оркестра в 1967 году стал Могилевский, которого руководитель оркестра встретил в Латвии в знаменитом ночном клубе "Лидо".
1964г.
Ф-но - Смирнов, ударные-Плоткин, тенор-сакс - Гамэр, труба-Сюня, гитара-?
Владимир Плоткин тот самый барабанщик, который позднее работал в ВИА «Верные друзья» и записывался на пластинке Давида Тухманова «По волне моей памяти».
Анатолий Могилевский с оркестром «Комбо» в рижском ресторане «Лидо»,1964.
[внешняя ссылка]
Могилевский о встрече с Саульским:
"Я…работал в самом модном ресторане Юрмалы тех лет – «Лидо». Это был сезонный ресторан, открытый только летом, в пик курортного сезона. Он находился прямо напротив зала «Дзинатари». Как-то раз в ресторан пришел Юрий Саульский с конферансье Гарри Гриневичем, послушали, как я пою, и предложили мне приехать в Москву на прослушивание."
Пять лет Анатолий работал солистом в коллективе Ю. С. Саульского с лучшими джазовыми музыкантами страны.
Могилевский о Саульском:
«Юрий Сергеевич был человеком невероятно эрудированным. Он блестяще знал историю джаза, досконально разбирался в музыке, и сам был музыкантом от Бога. Мне рассказывали историю, как в начале шестидесятых они с Михаилом Таничем сидели с кем-то в баре Союза композиторов и поспорили, что за 15 минут сочинят хит. И представьте себе, пари они выиграли. Так родился знаменитый «Черный кот». Саульский интеллигент был высшей пробы, как говорится. Навсегда запомнил его жест: он дирижирует и всё время поправляет пальцем очки. Общение с ним было праздником, как в дальнейшем и с Олегом Лундстремом. Но, надо понимать, что мы в обычной жизни почти не пересекались. Да и на гастролях музыканты всегда были отдельно, а руководство – отдельно. В ресторане они всегда сидели за другим столиком и общались больше между собой. Во время репетиций, концертов вели себя неизменно вежливо, корректно, по-джентльменски…»
«…во время моей работы с Саульским, мы всё время разыгрывали барабанщика Володю Журавского, порой весьма жёстко. Он сидел со своими барабанами выше всех, вплотную к занавесу и в тот момент, когда он делал какую-то длинную, сложную сбивку, кто-то воткнул ему в мягкое место булавку через занавес. Конечно, весь оркестр сразу сбился с такта. И это было, наверное, единственный раз за всю карьеру Саульского. Надо отдать должное профессионализму Юрия Сергеевича, он моментально взял ситуацию в свои руки, просчитал такты и вернул музыкантов в русло мелодии. Кто сделал эту пакость Журавскому мы так тогда и не узнали. Володя Журавский и музыкант был прекрасный и парень замечательный. Он трагически погиб в той авиакатастрофе вместе с пародистом Виктором Чистяковым и другими артистами. Я никогда не рассказывал этого, но мы же вместе с Олегом Ухналевым и Левой Лещенко опоздали на тот рейс.»
Потом были "Поющие сердца", "Самоцветы", "Пламя", оркестр Лундстрема.
Перед отъездом в Америку Толя устроился на работу в ансамбль ресторана интуристовской гостиницы «Националь», он назывался «Звёздное небо».
«Звёздное небо» (ночной клуб «Интурист»), 1977, Москва.
[внешняя ссылка]
А в 1978 году Анатолий уезжает в Америку и оказывается в городе Нью-Йорке. Буквально в короткий момент Анатолий Могилевский получает два предложения на работу в Русском ресторане “Садко” в Бруклине и в ночном интернациональном ночном клубе Манхеттена. Потом была работа в такси, ночной клуб "Националь" и, наконец, собственная группа "Amadeus Band". Маэстро эволюционирует от стандартного эмигрантского песенного репертуара в сторону эстрадно-танцевальной музыки.
В 90-х, как и все эмигранты, Могилевский приезжает в Россию, даёт концерты с Димой Маликовым, записывает CD. В 1998 году в России кризис и артист возвращается в США. -
-