Покорение Сибири. Мифы и реальность. Ермак, татары и мы.
Создана: 31 Июля 2012 Втр 21:13:20.
Раздел: "Это интересно!"
Сообщений в теме: 272 (+10), просмотров: 172781
-
" История Сибири есть в конечном итоге история её освоения" - В. Г. Мирзоев.
До вторжения русских в Сибири уже существовала вполне развитая цивилизация, для которой последствия вторжения московитов были неоднозначны, а порой и губительны.
Мирным ли «крестьянским» освоением было присоединение Сибири или настоящим покорением? Надо ли нам «стыдиться» этого или не стоит сожалеть?
Итак. Как сводились на нет победы и завоевания инициативных русских людей. Как Москва способна превратить в дерьмо все, к чему прикасается.
И кровь, и золото, и доблесть, и труд.
«История часто любит пошутить над нашим невежеством, сыграть с нами какую-нибудь беззлобную шутку. Как раз в те самые годы, когда экскаваторы разрушали остатки Красноярского острога и казацкого кладбища времен основания города, на Часовенной горе, возвышающейся над левым берегом Енисея, было найдено средневековое погребение очень богатого и влиятельного воина, жившего в XIV веке. Воин имел полное вооружение: саблю, копье, кинжал, лук и колчан со стрелами, богатую одежду; в его могиле были найдены два великолепных серебряных сосуда. Это погребение словно бы указывало беспамятным потомкам завоевателей, что у этой земли в древности были богатые и знатные хозяева. Только урок впрок не пошел.
И всё это тогда, когда еще только-только появились первые славянские государства, и Москвы еще не было на карте.»
Д. Верхотуров.
-
.....Вторая кольчуга Ермака, тоже с клеймом ее прежнего владельца П. И. Шуйского, находилась в Сибири и впоследствии затерялась. В настоящее время от нее сохранилась только одна медная мишень с надписью, которая была найдена во время раскопок городища Искера, бывшей столицы хана Кучума.
.....Учёные считают, что это были действительно боевые доспехи Ермака и знакомят нас с подробностями этой истории.
Согласно последним данным, после того, как Ермак утонул, выше по течению у села Епанчинские Юрты (по сибирско-татарским сказаниям коренных народов Сибири) местные рыбаки неводом ловили рыбу. Рыбы поймали много и уже решили возвращаться, однако напоследок решили ещё забросить. Невод шёл очень тяжело, но в сетях оказалась не рыба, а утопленник в боевых доспехах. В утопленнике опознали русского атамана Ермака. Все слышали, что 13 дней назад был бой с его отрядом. Но то, что погиб сам Ермак, открылось только теперь.
......Описанное в татарском фольклоре, нашло отражение в летописях. Это так называемая ремезовская летопись. Семён Ремезов описывает, что после того, как тело Ермака вытащили, его поместили на помост, расстреливали из луков и каждый раз из ран текла кровь. Там его тело находилось до осени и не тлело, что было чрезвычайно удивительно для аборигенов.
«Татарин Якыш, Бегишев внук,вытаскивает из реки тело Ермака», миниатюра из «Истории Сибирской» С. У. Ремезова -
..... Спустя годы, когда кольчуга была у казаков, русским понадобилась лояльность князька Аблая, живущего южнее. Ульян Ремезов (отец Семёна Ремезова) с кольчугой Ермака поехал в ставку калмыцкого Аблай-тайши. Там «…казакам оказали самый радушный прием. Поломав весь официальный ритуал («чин весь оставил»), Аблай сразу спросил Ульяна, привез ли он панцирь. И когда получил кольчугу в руки то «вселюбезно облобыза» драгоценный дар, поднял его над головой, хваля царя Алексея Михайловича за щедрость. И сразу спрашивает: «Знаешь ли, Ульян, где ваш Ермак лежит?» И не потерялся мудрый Ульян в этой ситуации: мол, не знаем, не ведаем до сего дня, ни как похоронен, ни как погиб. И тут принялся, окрыленный подарками, Аблай таиша рассказывать по своим преданиям...
..... Как, сняв кольчуги, положили татары обнаженное тело Ермака на лабаз (помост) и стали метать в него стрелы, и как каждый раз нетленное тело кровоточило, приводя всех в трепет и ужас, и так длилось шесть недель. И как к месту происшествия (12 верст от Абалака) прибыл сам Кучум со знатной свитой.
«И нарекоша его богом, и погребоша по своему закону на Баишевском кладбище под кудрявую сосну».
..... И как совершили пиршество, какие бывают по знаменитым героям. И как после тризны муллы и мурзы под страхом смерти запретили всем татарам поминать имя Ермака и хранить в тайне его могилу. -
.....Так растроганный, благодарный, потерявший от радости голову Аблай-тайша нарушил религиозный запрет и раскрыл Ульяну страшную тайну. А Ульян не будь простаком, да и попросил записать все эти легенды да скрепить их подписью и печатью тайши. Так возникла «скаска» Аблая.
...... А почему все-таки такая тайна окутала события? По татарским легендам, чудотворение исходило не только от тела Ермака, но и от его одежды, оружия, доспехов. Влиятельные татары еще до погребения тела разделили священные талисманы: кафтан взял царь Сайдяк, пояс с саблей достался Караче.
«И пансыри его раздеиша на двое».
.....Но как мы видим, отыскался только один — у тобольского служилого татарина Кайдаула мурзы, которому еще отец Аблая предлагал за него огромный выкуп: 10 семей ясыря (невольников), 50 верблюдов, 500 коней, 200 быков и коров, 1000 овец. Но тщетно. Видно, не все продается!
...... Аблай открыл тобольским послам и свою личную мотивацию. Когда он был мал и болен утробою, дали ему пить с земли, взятой с могилы Ермака, — и исцелился. И каждый раз, когда он едет на войну с горстью этой земли, победа обеспечена. А сейчас собирается в трудный поход на казачью орду. Как тут без панциря?» На карте Ремезова крестиком указано место захоронения Ермака, аккурат на кладбище близ Баишево.
Из "Хорографическая чертежная книга Сибири" Семена Ульяновича Ремезова -
..... Таким образом, татары, как сказано в летописи, записанной со слой Аблай-тайши, перестав после гибели считать Ермака своим врагом объявили атамана святым и похоронили его поблизости от описываемого места в Баишевской астана (священное захоронение, слово «астана» не должно склоняться), но за оградой. Но предание местных мусульман утверждает, что в этой астана, которая является одной из главных религиозных святынь у татар Западной Сибири, был похоронен совсем другой человек, проповедник, посланный в составе других 366 миссионеров бухарским имамом Багаутдином в конце 14-го века, шейх Хаким-ата, который первый принёс на сибирскую землю ислам. У шейха есть другое имя - Сулейман Бакаргани.
..... Впоследствии 300 шейхов были убиты и похоронены, 63 вернулись в Бухару, 3 остались проповедовать. Было найдено 39 могил погибших шейхов. В рукописи русского учёного-тюрколога Н. Ф. Катанова «О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири» было сказано о 30 могилах с указанием имён захороненных там шейхов и в 17 случаях потом эта информация подтвердилась.
..... То, что в некрополе - святыне мусульман покоится прах другого человека, нелогично и неправильно. А, учитывая, что это прах русского, православного человека, противоречит традициям религиозных конфессий. В русских летописях о шейхе Хаким-ата ничего нет. Но есть в татарских рукописях...
..... Правда, здесь начинаются противоречия. Согласно переводам в 1903 году старинных татарских рукописей от Н. Ф. Катанова в списках проповедников, пришедших в Сибирь, Сулеймана Бакаргани (он же шейх Хаким-ата) не было. Более того, известно, что этот достойный муж жил в 12-м веке и умер в Хорезме в 1186 году, прожил 95 лет, был похоронен на берегах Аму-Дарьи и быть погребенным в Баишево в конце 14-го века никак не мог!
...... Как прах шейха Хакима попал в Сибирь? Почему Ермака похоронили на мусульманской святыне? А может Ермак - татарин Ермек по происхождению? Такая версия есть. Так кто же лежит в сибирском некрополе близ Баишево? Чью именно тайну хранит баишевская астана?
Донские деньги, 100 руб, Ермак на аверсе.
.... Есть версия, что Ермак Тимофеевич, по словам, был плоск лицом и чёрен волосом. Чем не татарин по описанию? Многие люди магометанской нации утверждают, что казак Ермак это их татарин Ермек знатного происхождения. Повздорив с Кучумом, он отправился в Москву бить челом. Там перекрестился в православные и, получив добро от царя, двинул в через строгановский Урал завоёвывать Сибирь и, заодно, поквитаться со своим врагом ханом Кучумом. -
Форумчанин Лисовин здесь писал в августе 2012 года (я процитирую):
"Официальная история любит говорить о том, что Ермак поклонился Сибирью московскому царю. Мол, замаливал грехи. Потом получил прощение, подарок в виде царского панциря, в котором и утонул.
Помимо этой умильной легенды есть чисто сибирские и в нем проступают совсем иные черты. Тело Ермака нашли татары по знамениям, похоронили с почетом и ждали чудес от его могилы. Вроде как бы враг...
Дальше еще интереснее. Панцирь Ермака оказался отделен от тела. Хранился у татар. О том проведали джунгары и спустя лет сорок -пятьдесят после смерти ЕРмака попросили у сибирской администрации передать им этот панцирь - это могущественный артефакт, с которым им гарантируется победа. В то время отношения с джунгарами были напряженные, они выдавливали русских из спорных районов
, ходили в набеги, могли реально выгнать русских за Урал, если бы им была бы нужна Сибирь. И вот такая странная просьба. Панцирь действительно был передан джунгарам. Об этом рассказывал Ремезову его отец, непосредственный участник событий, рассказ сохранился в летописи. А чего мы не узнаем?
И кем был на самом деле Ермак, если его почитали враги и превозносили могущественные пришельцы?
Фигура, которой, может быть, приписано чужое - например, покорение Сибири, которое совершалось русскими несколько раз до этого. Возможно, что события его похода сильно искажены.
Мне он кажется воплощением представления русских и татар, народов не сильно различных по менталитету о том, каким должен быть герой. Не царь, не вождь, не администратор, не воин, не завоеватель.
А именно герой, человек странной судьбы, странных поступков, который переворачивает историю."
"У меня складывается впечатление, что под брендом "Ермак" обединяется действия нескольких реальных людей и энное количество мифилогочиских персонажей. Так же как история похода в сибирь на самом деле является средним арифмеическим нескольких акций-слишком уж много разночтений в первоисточниках. Вполне возможно, что действовали несколько групп казаков, которые в разное время с разным успехом проникали в Сибирь.
Более менее правдоподобной является только официальная история взаимоотношений Московии и Сибирского ханства, поскольку она получила отражение в официальных докумениах и частично сохранилась в архивах до того момента, пока попала в научные труды.
О Ермака же говорят только летописи, написанные со слов его соратников спустя сорок лет." -
Продолжу своё.
.... Мне казалось, что на этом можно ставить точку. Ан нет, с кольчугой Тимофеича не всё гладко.
Помните, я рассказывал, что Ульян Ремезов привёз в дар Аблаю кольчугу, которую они иногда называли панцирем (кстати, кольчуга и панцирь это разные вещи, но сейчас не об этом). Изучая примечания некого учёного, наткнулся я, что кольчугу эту «сильно попросил» воевода тобольский у бека Маметкула, в чьей семье хранилась, как святая реликвия, эта вещь.
Тамошний воевода приказал приставу снять "неволею" с бека Маметки Кайдаулова, чей отец Кайдаул получил его за какие-то заслуги (задобрили, по-видимому, царские слуги знатного татарина). Ниже есть скрин этого документа.
..... Позднее, находясь в улусе у Аблая тайши, беку Маметкулу показали ту кольчугу, на что бек сказал, что «тот панцирь не его». Аблай, почуяв неладное, вновь домогался у Москвы настоящий панцирь, а спустя годы, его сын Чаган также канючил Ермакову кольчугу. Повторю, что второй панцирь пропал бесследно.
..... Несть числа вопросам… Что же хранится сейчас в московской Оружейной палате под видом кольчуги Ермака? Вряд ли мы узнаем ответы на эти вопросы, но изучать древние рукописи и строить свои версии в наших силах. А пока буду считать, что версия захоронения казака Ермака Тимофеевича близ Баишево Вагайского р-она Тюменской обл. верна, а в Москве в музее находится настоящая кольчуга Шуйского-Ермака.
Конец истории. -
..... Давно известно, что нет ничего страшнее забвения. Потеря корней грозит потерей ощущения реальности, а значит – перспективы. Без истории немыслимо развитие любой культуры, ибо разрывается магический основополагающий цивилизационный треугольник: прошлое – настоящее – будущее. Поэтому, в силу своих возможностей, будем говорить про нашу землю Сибирию.
карта запада 1793 г. карта востока России, 1793 г
Наиболее значимые города я подчеркнул красным.
...... К моему удивлению и где-то сожалению должен признать, что огромную роль в изучении истории Сибири сыграли немцы, такие как Герард Миллер, Карл Фукс, Фридрих Радлов, Филипп Сталенберг, Д. Мессершмидт (каковы фамилии!). Это не значит, что наши русские учёные не писали и не издавали труды о истории Сибири – Татарии – Тартарии, но сегодня речь за немца.
...... -
2.
..... Труд Г. Миллера «История Сибирского Царства», впоследствие переименованный в «Историю Сибири» в угоду Российской Академии Наук, весьма интересен, хотя и не рассказывает нам о допотопных временах, а лишь о периоде с VI-VII веках н.э до появления на мировой арене Чингиз-Хана и покорения Сибири Ермаком. То есть, и здесь мы не увидим тот сказочный мир Гипербореи, Беловодья и Асгарда Ирийского, о котором «так долго твердили большевики». До миллионолетней истории славяноариев я пока не докопался (это ирония).
Ну да ладно, пока потерпим.
..... Миллерова «История» произвел двоякое впечатление на русских ученых. Несмотря на то, что Василий Татищев написал положительную рецензию, этот факт скрыли от широкой публики, и Российская Академия Наук начала кампанию против Миллера. У него изъяли рукопись и все материалы, собранные в экспедиции по Сибири, публикацию же книги поручили посторонним людям. Среди российских ученых, выступавших против Миллера, больше всех отличился Михайло Ломоносов. Ломоносов не позволил Миллеру защитить диссертацию под названием «Происхождение имени и народа Российского». Он добился того, что 16 сентября 1749 года диссертацию отклонили. В общем, учинил немцу Герарду наш Михайло «форменный отнюд»! -
3.
Та диссертация Миллера, написанная на немецком языке, до сих пор нигде не опубликована, и хранится за семью замками неизвестно где. Миллер утверждал, что русские произошли от шкандинавов-шведов-чухонцев, Ломонос же, что «от роксолан, древнего народа, жившего между Днепром и Доном…», короче, невзлюбил фрица, обсмеял того и дал ему полный отлуп.
возражения на диссертацию Миллера
(ссылка, правда, левашовская, поэтому делайте поправку на его предвзятость)
Ну а нам же интересна работа Миллера в части изучения Сибири, точнее её обь-иртышских степей и лесов, алтайских гор, енисейских лесов и юга Сибири. Его «История» была напечатана, и сейчас она, несмотря на разногласия немецких и российских учёных, чрезвычайно интересна, хотя обилие немецких фамилий, конечно, удручает.
Отчего же разгорелся сыр-бор в уважаемой среде учёных? В утверждении Миллера о том, что история Сибири от VI века н.э. до Ермака это история татар. Причём, историю Сибири с древнейших времён он связывает в основном с историей татар. Все захоронения и курганы, тысячами разбросанные по всей Сибири – это татарское наследие, в них запрятана история татарского народа. Курганы, которые современные ученые так любят называть скифскими – это татарские курганы. Всемилостивейший заказ же был на доказательство русского происхождение Сибири. Кроме Миллера к такому выводу пришли и другие немецкие историки. Эти утверждения пускай доказывают «великие учёные», а мы продолжим.
Своим названием Сибирь обязана монголам: ведь «Сибери» по-монгольски – «Страна лесов», а, кстати, по-татарски лес – урман (моё любимое слово, кто не в курсе).
«Главнейшим народом Сибири являются татары, которые живут в южных местностях по рекам Тоболу, Иртышу, Оби, Томи, Енисею и лежащих между ними степях…» - пишет Миллер в первой главе своего труда «События древнейших времён до русского владычества». События неолитической революции, времена VI-IV тысячелетий до н.э. Миллер не рассматривает, но замечает, что «…история татарского народа относит начало его к таким далеким временам, какими не может похвалиться ни один из европейских народов, но нужно признать, что древнейшие события ее основываются на недостоверных и баснословных рассказах, ходивших в народе, и что настоящая достоверная история татар начинается только со времен великого Чингис-хана».
(из Миллер) -
4.
К слову, среди 22 региональных неолитических культур V—II тысячелетия до н.э. ученые называют и Уральскую культуру, которая в IV—II тысячелетии до н.э. соседствовала на Западе — с культурой лесной зоны Восточной Европы III—II тысячелетия до н.э., на Востоке — с Байкальской культурой IV—II тысячелетия до н.э., на Юге - с культурой Приаралья (кельтеминарская культура IV тысячелетия до н.э.).
У нас в Омской области имеются памятники Саргатской и Большереченской культуры, да и недавные раскопки на территории санатория «Колос» хоть и не впечатлили своей изысканной архитектурой, но всё же изрядно интересны.
Саргатская культура (эпоха раннего железного века)
Большереченская культура (эпоха раннего железного века).
Так, кстати, выглядит конец лука саргатских племён:
Фото землянки близ села Красноярка. Кто бывал в санатории "Колос", тот видел эти раскопки и рядом реконструкцию шалашей из той же оперы.
(из Миллер 2)
Воин лесостепного приобья. Реконструкция по материалам памятников Каменный мыс, Ближние Елбаны, Новый Шарап, Рогозиха, Почта.
Саргатский воин .Реконструкция по материалам саргатских могильников Прииртышья, Западная Сибирь.
... -
5. Народности Сибири.
Миллер упоминает о следующих народах, населяющих Сибирь.
Татары, монголы, которые первоначально составляли один и тот же народ, но впоследствии различие в языках достигло такой степени, что и тем и другим стал непонятен их первоначальный язык.
Последний монгольский государь Коблай-хан, родич Чингиза, владел южными районами Сибири. Позднее он выбрал местом своего пребывания Китай, поэтому земли монголов стали считаться китайской провинцией, где следовало держать большое китайское войско Спустя века, китайские послы, возвращавшиеся из России, просили власти дать разрешение на посещение могил предков. Поэтому можно предположить, что китайцы некоторое время проживали в Сибири.
Весьма примечательны якуты, проживающие в нижнем течении р. Лены. Их язык и внешний вид указывает, что они родственны татарам, несмотря на большую удалённость их проживания от татар. Старинное якутское предание рассказывает, что издавна их предки проживали рядом с монголами и бурятами. Потом в верховьях Лены якуты сели на плоты и вместе со скотом высадились в районе Олёкмы и Якутска.
Якуты называют себя соха (сохалары в множественном числе), что совпадает с названием одного татарского рода Красноярского уезда. У якутов есть божество по имени древнего татарского хана Татар.Это позволяет предположить, что якуты в древности составляли один народ с татарами.
Особый народ Сибири – тунгусы. Миллер считает их первыми обитателями тех мест, которое они занимают – от Енисея до океана. Тунгусы имеют особый, непохожий на татарский, язык и не могли находиться в зависимости от другого народа. Интересно, кто читает тему? Когда якуты прибыли в места тунгусов, между ними произошла великая битва близ Гусельных гор, закончившаяся поражением последних.
Дауры и манчжуры произошли от тунгусов. На это указывает сходный язык этих народов.
Герард Миллер упоминает о неком древнем нетатарском народе аринцах, что даёт нам некую надежду о реальности существования цивилизации более древней, нежели ныне существующей, но вероятность её крайне низка, серьёзных научных доказательств практически нет, а есть запись Сталенберга и рассказ одного старого человека. Просто отметим это. Согласно записям, аринцы жили на западном берегу Енисея, при впадении в него речки Кача.
(из Миллер 3)
В Приобье проживают остяки и вогулы, более древние обитатели Сибири, чем татары. Обские остяки Сургутского, Березовского и Тобольского уездов считают себя произошедшими от пермяков, бежавших с Пермской земли от насильственной христианизации святым Стефаном.. У них находят идолы, сходные с пермскими. Томские остяки говорят, что происходят из земли Сауомис, т.е. Финляндии. Их язык совершенно отличается от языка остяков Приобья и имеет много общего с самоедским языком.
Миллер разделяет енисейских киргизов и киргиз-кайсаков (киргиз-казаки), которые проживали в бухарской земле, на восточном берегу Яика.
Телеуты (теленгуты) – те же татары по Миллеру. Русские рукописи называют их белыми калмыками.
Кузнецкие татары (по среднему течению реки Томи) носят сейчас название шорцы.
... -
Кстати, знаете, как люди появились в Сибири?
Изначально люди жили на Луне. Но вследствие утечки атмосферы в космос стало трудно дышать. Люди решили покинуть Родину. В полнолуние они
собрались на освещённой части Луны и прыгнули на парашютах на Землю.
Чтобы быстрее долететь до Земли, в рюкзаки положили камни, которые выбрасывали по мере приближения к Земле. Эти камни называются метеоритами.
На Земле дул сильный ветер с юга и людей отнесло на северный полюс, где в те времена была благодатная суша. Так Гипербореи появились в Сибири. Люди хорошо там прижились, но им надоел скрип земной оси, и они пошли на юг, в жаркие страны, постепенно обугливаясь. От полного обугливания их спасло наступление Великой ледниковой эпохи. В это время люди находились в Африке. После таяния ледников люди расползлись в разные стороны, постепенно меняя свой облик. ))
А вы как думали! Так всё и было. -
Группы дорусского населения народов северной Азии
(исчезнувшие в историческое время выделены жирным шрифтом)
взято у: Малолетко А.Н. Древние народы Сибири.
1. Угорская – югра, ханты, манси, предположительны юка-
гиры.
2. Самодийская – нганасаны, ненцы, селькупы, энцы, кама-
синцы, карагасы, койбалы, мáторы, тайгинцы.
3. Тюркская – алтайцы, шорцы, хакасы, долганы, сибирские
татары, тофалары, тувинцы, якуты, казахи.
4. Монгольская – буряты, джунгары, монголы (халха).
5. Тунгусская – эвенки, эвены (=ламуты), приамурские тун-
гусы (нанайцы, негидальцы, омоки, орочёны, удэге, ульчи).
6. Палеоазиатская – айны, алеуты, коряки, кереки, чукчи,
эскимосы.
7. Алародийская группа – кеты.
8. Populi incogniti. -
6. Сибирские татары - дальние родственники библейского иудея Ноя. о_O
Миллер утверждает, что происхождение татар восходит к семитским истокам.
Удивительный факт, на первый взгляд, становится вполне объясним после ознакомления с историей заселения людей в наши края.
Учёные пишут о жителях восточного Средиземноморья и Передней Азии как о предках народов Сибири.
Предистория.
В конце 18 - начале 19 века наш старый знакомый Семён Ремезов, а также Ф. Сталенберг и Мессершмитт в районе реки Енисей обнаружили на надгробных камнях и погребальных стелах некие высеченные надписи.
Позднее, в 1889 Н. М. Ядринцев на р. Орхон также нашёл подобное. Находки назвали по месту обнаружения – орхоно-енисейские стелы или надписи.
Дешифрованное в 1893 датским лингвистом В. Томсеном, это руническое письмо восходит к согдийской и через нее к арамейской письменности. Первые переводы принадлежат В. В. Радлову, В. Томсену.
Наиболее крупные тексты — орхонские (8 век) и содержат описание подвигов деятелей Восточнотюркого каганата.
Енисейские надписи, датируемые прибл. 7—12 веков, представляют собой эпитафии, содержащие биографические сведения о погребенном.
При дешифровке рунической письменности В. Томсен отметил близость некоторых рунических знаков буквам «семитско-пехлевийского алфавита».
Таким образом, установлено, что сама идея буквенного письма и его образец, послуживший моделью древнетюркского рунического алфавита, заимствованы тюрками у своих западных соседей — ираноязычных народов Средней Азии, пользовавшихся алфавитами арамейского происхождения. Наиболее вероятным источником заимствования является согдийский алфавит.
(из Миллер 03)
Таким образом, татаро-еврейские связи были выявлены при чтении исторических документов, чему я был удивлён.
Позднее, в 1906 г. А. Стейн обнаружил на крайней западной оконечности Великой китайской стены, в сторожевой башне близ Дуньхуана, огромное скопление документов.
Более семисот из них были написаны на китайском, остальные — на неизвестном языке, письмом, арамейское происхождение которого не вызывало сомнений.
Арамейское! В Китае!
Археологические данные, так же как и даты самых поздних из найденных в башне китайских документов, изученных Э. Шаванном давали достаточные основания отнести весь архив к середине II в. н. э.
Такие дела.
...