Index · Правила · Поиск· Группы · Регистрация · Личные сообщения· Вход

Список разделов Другие страны. Эмиграция из РФ.
 
 
 

Раздел: Другие страны. Эмиграция из РФ. экономический прогноз 

Создана: 04 Октября 2014 Суб 15:52:24.
Раздел: "Другие страны. Эмиграция из РФ."
Сообщений в теме: 18, просмотров: 66713

На страницу: Назад  1, 2  Вперёд
  1. 04 Октября 2014 Суб 15:52:24
    [внешняя ссылка]

    Некоторое время назад я написал пост (ссылка: [внешняя ссылка] ), в котором доказывал, прежде всего самому себе, что в целом причин для того, чтобы обычному бизнесмену средней руки «валить» куда-то не имеет экономического смысла (а крупные бизнесмеы и так являются по сути гражданами мира, даже если официально позиционируют себя патриотами и им все равно где физически находиться).

    И я стал замечать, что моя картина мира в этом плане начала сильно шататься.

    Как это ни странно, я до сих пор пребываю во мнении (хотя может оно и иллюзорно), что страна по большому счету не имела лучшего руководства, чем последние 15 лет. Во всяком случае об этом говорит рост ВВП за последние 15 лет. Да, безусловно, данный рост был вызван повышением цен на нефть, а также активным притоком в стран западных кредитных денег, за счет чего поднялось потребительское кредитование.
    Однако, к примеру, аналогичный рост цен на нефть пришелся не 70-е и первую половину 80-х годов, но советское руководство не придумало ничего лучше, чем просто раздать эти деньги дружественным коммунистическим режимам в разных уголках земного шара.
    Нынешнее руководство всего лишь реализует сверхдорогие строительные и политические проекты, за счет чего обогащаются лица, приближенные к этому руководству. Однако даже если на этих проектах будут украдены 1/3 или 2/3 денег, они в конечном счете частично вернутся в российскую экономику в виде зарплат работникам предприятий, покупок дорогих квартир и покупок разного рода коммерческих активов. В любом случае лучше дать поворовать отдельным чиновникам и приближенным бизнесменам, чем выкачивать их из страны и помогать строить коммунистические режимы где-то там еще.
    Да и народ пока доволен. В конце-концов у нашего населения снижена предпринимательская активность — это следствие сотен лет крепостничества, затем — десятков лет советской власти с запретом на частную инициативу. По этой причине руководство страны решило, что вместо поощрения частной инициативы и качественного и жесткого правового регулирования, лучше обращаться с подданными как с посетителями детского садика — все делать за них: создавать рабочие места, обустраивать придомовые территории, и даже ограждать их от всякого рода стрессовой информации.
    В общем, понять общую логику действий властей можно.

    Однако, как человека, который долгое время изучал экономику (хотя и будучи юристом), меня раздражает когда швыряются деньгами. 50 миллиардов на олимпиаду — по сути обычную спортивную вечеринку для всего мира, 21,5 миллиард долларов — на форум АТЭС, тоже вечеринку, только для политиков. На РОСНАНО потрачено что-то около 4 миллиардов долларов, но пока чего-то прорывного никто не увидел. Подробнее — здесь: [внешняя ссылка] В РОСНАНО достаточно высокие зарплаты — по состоянию на 2011 год — 160 000 рублей — зарплаты менеджеров среднего звена. Высокие зарплаты — это хорошо, но в венчурной индустрии обычно получают бонусы, когда проект хорошо монетизируется и из него выходят.
    Плюс ко всему серьезно возросли расходы на содержание госаппарата. При том что по сути, госаппарат ничего не производит. Точнее, он производит управленческий продукт крайне низкого качества и совершенно отвратительные по качеству услуги правоохранительной системы. Что касается обороны, вооруженных сил — армия у нас призывная, народ сам себя защищает. И когда доходит до большой заварушки, оказывается, что жизнь солдата — то есть обычного гражданина страны — ничего не стоит.
    Но это, по большому счету, отступление.
    Варварское отношение к деньгам со стороны руководства страны, а также отсутствие нормальной правоохранительной системы сами по себе не являются основанием для срочной эвакуации куда-либо, чтобы делать бизнес на новом месте. Но только до поры.

    Я предполагаю, что страну ожидают новые 90-е годы, с некоторой спецификой, вызванной развитием технологий, и вот почему:

    Цена на нефть снижаются. Мы прошли 15-летний период роста цен. До этого был 15-летний период снижения цен. Общий тренд — новое длительное снижение цен. И рост производства электромобилей (а автомобили потребляют половину всех нефтепродуктов) — серьезный фактор, от которого нельзя отмахиваться. И наших руководителей в том, что касается цен на нефть, слушать нельзя. Если бы члены нашего правительства жили сейчас в 1905 году, они бы говорили, что самая перспективная отрасль экономики — это выращивание овса и разведение племенных лошадей, а автомобиль — это так, игрушка, у которого нет будущего.

    В бюджете есть расходы, которые нельзя просто так уменьшить. Это Крым, Кавказские регионы, силовой блок МВД и оборонные расходы.
    Если не дотировать Кавказ, начнутся волнения с большим насилием и новый виток партизанской войны. Это вам не московские либеральные оппозиционеры, которых судят за срывание каски с двухметрового омоновца или опрокидывание металлического заборчика. При этом вряд ли когда-либо вообще можно будет наблюдать улучшение бизнес-климата на Кавказе.
    Если не дотировать Крым, начнутся возмущения жителей региона, что повлечет волну язвительных и издевательских комментариев в мировой прессе.
    Силовой блок МВД тоже нельзя не финансировать — иначе некому будет пресекать беспорядки граждан, когда цены вырастут в два раза, а зарплата не прибавится, а бизнес-климат останется таким же.
    С обороной тоже все понятно. Отношения испорчены со всеми соседями, поэтому армию приходится укреплять.
    Это при Ельцине со всеми соседями отношения были хорошими, армия была в таком же состоянии, как нынешняя украинская, может даже хуже (с учетом размеров страны). И ничего, никто не захотел как-то притеснить Россию в военном отношении — и это почти за 10-12 лет разрухи в армии.

    Так вот, следствием снижения цен на нефть и наличия неснижаемых расходов является снижение количества располагаемых бюджетом денег.
    Придется замораживать деньги бюджетникам, от которых не зависит порядок и безопасность в стране (имеется в виду безопасность государства, а не граждан).
    В итоге, следствием скорее всего будут:
    снижение реальной зарплаты бюджетникам;
    снижение качества государственных и муниципальных услуг;
    рост взяточничества, в том числе могут появиться восточные варианты мздоимства, когда взятки будут брать самые низовые сотрудники учреждений
    рост преступности, в том числе уличной, а также банального рэкета, до уровня 90-х годов.

    А вот это уже нечто, не позволяющее нормально вести дела в стране. В 90-х существовали разного рода «крыши», которые фактически взимали налог с предпринимателей подконтрольных территорий. Затем данная тенденция постепенно исчезла. Крышеванием крупных предприятий занялись силовые структуры. Для малого и среднего бизнеса эта тема стала не так актуальна.
    С учетом того, что правоохранительный продукт в стране крайне низкого качества, новое появление таких криминальных структур — это лишь вопрос времени, с учетом изменения экономической ситуации.

    Другая сложная проблема — иностранные банки не хотят иметь дела с российскими банками. Вначале причиной были санкции, но к ним добавилась некая самоцензура. Снижение предложения кредитных денег из-за рубежа уже привело к снижению предложения кредитов внутри РФ и росту ставок по кредитам.
    Российские банки станут меньше зарабатывать. Неизбежно увеличится число дефолтов со стороны российских банков за третьей-четвертой сотней рейтинга. Малые бизнесы, зависящие от кредитов, будут вынуждены сворачивать бизнес. В какие секторы экономики уйдут владельцы этих бизнесов?
    Что касается крупного бизнеса и госкорпораций, то они пытаются выцарапать деньги из бюджета — в том числе из средств стабилизационного фонда / ФНБ. Возникает вопрос — неужели кто-то думает, что данные структуры рачительно и экономно используют деньги? Они, конечно, отдадут эти деньги назад через 15 лет, с начислением 2-3% годовых. В рублях. Вот только рубль будет стоить через этот период времени совсем по-другому. Давать взаймы в рублях под ставку ниже 10% годовых в сегодняшней ситуации — все равно что давать взаймы под отрицательную процентную ставку. Но скорее всего так и случится.

    В дополнение к этому, правительство, чтобы рубль не обвалился слишком сильно и слишком быстро, будет проводить валютные интервенции. В конце 90-х на это легко ушло 50 миллиардов долларов. Сейчас уйдет меньше?

    Еще один нехороший фактор: при размере золотовалютных резервов чуть больше 400 миллиардов долларов, общий долг российских заемщиков зарубежным кредиторам составляет 650 миллиардов долларов.
    Внешний долг российской банковской системы, по данным на конец I квартала 2013 г., достиг 205,8 млрд долларов, предприятия, не относящиеся к банковскому сектору, увеличили свои обязательства до 408,3 млрд долларов.
    Внешний долг органов власти за 2013 год вырос на 60% и составляет 66,3 млрд долларов. За период с 1 января 2006-го по 1 апреля 2013 года внешний долг России вырос более чем на 400 млрд долларов.
    Китайский проект по экспорту газа под большим вопросом в плане доходности. С китайцами тяжело договариваться. Возможно, что заработки от китайского газа будут просто крохи относительно аналогичного экспорта в Европу.
    Кто, из каких источников и когда будет отдавать эти деньги? Следует учитывать такой фактов, как увеличение числа проблемных кредитов частным заемщикам в портфелях российских банков.
    Таким образом, для очень быстрого улетучивания золотовалютных резервов страны есть много шлюзов:
    необходимость финансировать Крым, Кавказские регионы, силовой блок МВД и вооруженные силы без возможности снижения издержек;
    необходимость финансировать госкорпорации, утратившие возможность кредитоваться за рубежом;
    необходимость рефинансирования западных кредитов крупных российских заемщиков, с учетом отсутствия возможности рефинансирования за рубежом;
    необходимость проведения валютных интервенций.

    С учетом снижения нефтяных цен пополнение золотовалютных резервов будет происходить медленнее, чем их растрачивание.

    Как раз полное обнуление золотовалютных резервов и отсутствие источников их пополнения привело к фактическому разложению государственной системы в 90-х годах.
    Страна не производила ничего технологичного, что можно было бы экспортировать и получать за это деньги.
    Сейчас ситуация аналогична. Государство может столкнуться с повторением опыта 90-х годов. При том, что страна до сих пор не производит ничего, что смогло бы стать альтернативой и достойным финансовым заменителем нефти.
    Качественные автомобили страна собирает по лицензии, из готовых комплектующих. Причем для внутреннего пользования. Кроме того, автомобиль — это продукт, который покупают когда все остальное куплено и когда нет более первоочередных приобретений. А в России значительная часть машин покупалась в кредит. Рынок просел.
    Космическую отрасль наверное можно считать передовой. Я не знаток этой отрасли. Но полагаю, что денег в бюджет она приносит гораздо меньше, нежели нефть и газ.
    Военно-промышленный комплекс также генерирует хороший денежный поток. Однако на рынке сильна конкуренция. Не всякому оружие можно продавать. И опять же, в 2012 году доход РФ от экспорта оружия составил 15 миллиардов долларов. А доход от экспорта нефти и газа в 2013 году составил 225 миллиардов долларов. Есть разница.
    Других экспортных товаров не наблюдается.
    Нет в России компьютерной индустрии того же масштаба, что в Кремниевой долине в США. Нет у нас своего Голливуда (его могут критиковать, но его продукция пользуется спросом). Нет модной индустрии, как в Италии.

    У нас есть только один большой плюс, чтобы здесь оставаться и вести бизнес — это большой внутренний рынок. Фактически это почти 160 млн человек (Россия, Казахстан и Белоруссия).

    Но ситуация со структурой заработка скорее всего изменится. Обнулится один источник — нефть и газ — появятся другие.
    Большой плюс снижения нефтяных цен и перекрытия доступа к западным кредитам — то, что это заставит людей думать.
    Нет ничего сложного в том, чтобы выкачать нефть и пустить его по трубе. И нет ничего сложного в том, чтобы покошмарить или подоить бизнес, используя свои административные ресурсы и пугая бизнесмена золотом генеральских погон.
    А вот создать продукт, создать рыночную ценность — это сложно. Требуются люди, которые умеют создать продукт, продвигать его и продавать. Необходимы навыки составления бизнес-планов. Нужны качественные управленческие навыки и навыки общения. Нужны навыки рачительного использования денег — надо учиться расходовать деньги с умом. И так далее.

    В общем, некоторая корректировка политического курса в сторону смягчения выглядит неизбежной. Вслед за изменениями в экономике. Экономика всегда сильнее политики. Экономика все и всех расставляет по своим местам.

    90-е были сложными. Но население, экономические субъекты умудрялись зарабатывать головой, а не трубой. Строили, используя зачетные схемы и т. н. хозспособ. Меняли уголь на квартиры, квартиры на машины, машины на пищевые продукты и т. д. Был бум приусадебных участков. Это, конечно, не самое приятное дело, но была высокая степень экономической свободы.
    Возможно, возврат к аналогу 90-х годов оздоровит и общество, забывшее что такое зарабатывать трудом, а не трубой. Просто в 90-х мы были без интернета и нормальной связи. Только зарождалась массовая сотовая связь. Сейчас мы на качественно другом технологическом уровне — если возникнет денежное сжатие и необходимость возврата к бартеру, современные компьютерные технологии легко решат такого рода задачи.

    Вопрос вот в чем:
    Готов ли я, и готовы ли вы вновь повторить захватывающий опыт 90-х? Вновь наблюдать политическое потепление и демократизацию, которая неизбежна при ухудшении экономической ситуации и повышении массовой экономической активности граждан? Вновь наблюдать, как граждане сколачивают состояния не на доступе к госзаказам, а на реальной экономике, на обслуживании населения? И вновь наблюдать рост преступности и коррупции (хотя казалось бы, относительно коррупции, — куда еще выше?).

    Просто новые 90-е вновь приведут к повышению реальной налоговой или квазиналоговой нагрузки. Можно забыть про налог 13 процентов, поскольку за криминальную и коррупционную составляющую бизнесу вновь придется уплачивать половину дохода. А для того чтобы платить налог 50 процентов , можно выбрать более комфортную для бизнеса страну.
    При этом следует учитывать: даже сейчас, при благоприятных обстоятельствах, правоохранительные органы не умеют раскрывать дела, в которых отсутствует политическая составляющая. А после уменьшения финансирования правоохранительных органов они вообще перестанут работать, кроме элементарных дел, связанных с бытовыми преступлениями, которые раскрыть легко.

    Или все таки лучше воздержаться от нового опыта 90-х? Ведь в конце-концов по уровню стрессовости возврат к новым 90-м вполне сопоставим с периодом адаптации в новой стране. При этом новые 90-е годы продлятся как прошлый раз, лет 10-12, а период адаптации в новой стране — обычно 3-5 лет.
    К тому же когда ты сидишь в своем офисе с утра до вечера или встречаешься с людьми, создаешь что-то новое, уже не обращаешь внимания на то, какие виды за окном и на каком языке говорят по телевизору. Просто приходится изъясняться на языке, отличном от русского.
    И, кстати, недвижимость во многих странах дешевле не только чем в Москве, но и в российских городах-миллионниках, что не может не радовать. Но у нас коммерческая недвижимость тоже может подешеветь вслед за нефтью, что хорошо для стартапов. Однако с учетом специфики новых 90-х, будет ли она иметь ценность при том, что есть возможность в любой момент лишиться активов?

    Есть о чем подумать. В конце-концов можно вести дела одновременно в России и за границей.
  2. 05 Октября 2014 Вск 19:51:45
    Этим китайским новостям уже несколько лет. Сейчас нужно актуальные новости смотреть, снижение спроса в Китае, Европe и главная новость последних дней - ОПЕК готовится к войне цен.


    05/10/2014

    ЛОНДОН/ДУБАЙ — Среди участников ОПЕК нет единого мнения по поводу сокращения добычи, а трейдеры говорят о возможности ценовой войны между странами картеля после значительного снижения цен Саудовской Аравией.

    Цена нефти Brent упала со 115 долларов за баррель в июне до 27-месячного минимума ниже 92 долларов в четверг, и Иран, чей бюджет не рассчитан на цены ниже 100 долларов, публично призвал ОПЕК принять меры к повышению мировых цен. Организация, скорее всего, рассмотрит вопрос о квоте на среднесуточную добычу на совещании 27 ноября, но многие участники картеля, включая лидера по добыче Саудовскую Аравию, пока не видят необходимости в снижении производства, ожидая, что мировой спрос повысится в четвертом квартале.

    Пока что картель лишь наращивает добычу: в сентябре она поднялась до максимального уровня с ноября 2012 года 30,96 миллиона баррелей в сутки при официальном лимите 30 миллионов. Несмотря на то, что предложение на мировом рынке превышает спрос, страны ОПЕК пока не готовы к совместным действиям, сказал источник, знакомый с политикой картеля.

    «Для принятия коллективного решения нужно согласие всех стран ОПЕК, а этого пока нет», — сказал источник.

    ВОЙНА ЦЕН

    Цены на Brent упали более чем на 2 доллара в четверг, после того как Саудовская Аравия существенно снизила цены на ноябрьские партии для клиентов в Азии. Ирак и другие страны ОПЕК тоже снижают официальные цены продажи, но Саудовская Аравия понизила цену на свой основной сорт Arab Light сразу на 1 доллар, удивив участников рынка.

    «Это неожиданно сильное снижение. Думаю, снижение цен другими участниками ОПЕК в ходе конкуренции может сыграть роль», — сказал топ-менеджер одной нефтеторговой фирмы.

    «ОПЕК, кажется, готовится к ценовой войне. Поэтому мы не ожидаем стабилизации цен, пока такое впечатление не исчезнет, и пока ОПЕК не вернется к согласованным снижениям добычи», — сказал аналитик банка Commerzbank Карстен Фрич. Банк снизил прогноз среднегодовой цены Brent на 2015 год до 105 долларов за баррель со 110 долларов, предполагая, что ОПЕК, в конце концов, придется сократить производство.

    Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт лучше других стран ОПЕК готовы к низким мировым ценам на нефть, так как долгие годы имели профицит бюджета. Аналитики отмечают, что низкие цены могут быть выгодны для Саудовской Аравии, так как ослабят таких конкурентов, как Иран и Россия, и вызовут снижение инвестиций в добычу нефти из нетрадиционных источников, включая нефтеносные пески в Канаде и сланцевую нефть в США.

    Подобные проекты рентабельны при цене нефти не ниже 70-80 долларов за баррель, и норвежская Statoil уже отложила проект разработки нефтеносных песков в канадской провинции Альберта.


    Читать далее: [внешняя ссылка]
    Follow us: @inosmi on Twitter | InoSMI on Facebook
  3. 06 Октября 2014 Пон 21:14:19
    bouchon писал(а) : Аналитики отмечают, что низкие цены могут быть выгодны для Саудовской Аравии, так как ослабят таких конкурентов, как Иран и Россия, и вызовут снижение инвестиций в добычу нефти из нетрадиционных источников, включая нефтеносные пески в Канаде и сланцевую нефть в США.


    С одной стороны да, выгодны, а с другой:

    В 2013 году первая десятка стран по добычи нефти выглядела так:



    Но в 2014 г. грянула "сланцевая революция" в США и уже в июле пресса пишет:
    США в первом полугодии стали крупнейшим производителем нефти, газового конденсата и нетрадиционной нефти, обойдя Россию и Саудовскую Аравию, говорится в исследовании Bank of America Merrill Lynch.
    [внешняя ссылка]
    США стали даже продавать нефть. Т.е. в 2014 г. на рынке наметился явный "избыток" сырой нефти. Естественно цены на нефть будут падать. Но это никому из серьезный поставщиков нефти не выгодно. По-этому в мире сейчас с рынка "вырубают" небольших поставщиков нефти, тормозят освоение новых месторождений. Могу предположить, что буза в Ливии, эпидемия в Либерии и на границе Нигерии Эболы, ИГИЛ в Ираке, буза возле Израиля (там говорят нашли месторождение нефти, которое по объему претендует на 3 место в мире) - это все механизмы сдерживания нефтедобычи.

    В августе МВФ подсчитал, что безубыточная цена нефти для Саудовской Аравии выросла с $78 до $89 за баррель.
    Т.е. Саудовская Аравия не может играть на понижение цены на нефть.
    [внешняя ссылка]

    Уверен, что российские нефтедобывающие компании это понимают и думаю, в состоянии со своей стороны повлиять на мировые процессы, которые не допустят сильного падения цены на нефть в мире.
    Путин может не дотягивает во внутренних делах, экономике России, но на внешнем фронте он действует и чувствует себя очень уверенно.
  4. 06 Октября 2014 Пон 22:18:17
    туннель писал(а) :

    Уверен, что российские нефтедобывающие компании это понимают и думаю, в состоянии со своей стороны повлиять на мировые процессы, которые не допустят сильного падения цены на нефть в мире.
    Путин может не дотягивает во внутренних делах, экономике России, но на внешнем фронте он действует и чувствует себя очень уверенно.


    Тут от них ничего не зависит, ему повезло - цены выросли, не повезло упали. Пока они пишут всем правительством программы шоковой терапии на случай падения цен до 60 и ставят свечки. Сечин еще полгода назад говорил что 90 быть не может, а оказывается может Смайлик :-)


    туннель писал(а) : По-этому в мире сейчас с рынка "вырубают" небольших поставщиков нефти, тормозят освоение новых месторождений. Могу предположить, что буза в Ливии, эпидемия в Либерии и на границе Нигерии Эболы, ИГИЛ в Ираке, буза возле Израиля (там говорят нашли месторождение нефти, которое по объему претендует на 3 место в мире) - это все механизмы сдерживания нефтедобычи.


    несмотря на все катаклизмы цены падают,а это значит что их с той стороны давит лавина неподконтрольная никому
На страницу: Назад  1, 2  Вперёд