экономический прогноз
Создана: 04 Октября 2014 Суб 15:52:24.
Раздел: "Другие страны. Эмиграция из РФ."
Сообщений в теме: 18, просмотров: 66708
-
[внешняя ссылка]
Некоторое время назад я написал пост (ссылка: [внешняя ссылка] ), в котором доказывал, прежде всего самому себе, что в целом причин для того, чтобы обычному бизнесмену средней руки «валить» куда-то не имеет экономического смысла (а крупные бизнесмеы и так являются по сути гражданами мира, даже если официально позиционируют себя патриотами и им все равно где физически находиться).
И я стал замечать, что моя картина мира в этом плане начала сильно шататься.
Как это ни странно, я до сих пор пребываю во мнении (хотя может оно и иллюзорно), что страна по большому счету не имела лучшего руководства, чем последние 15 лет. Во всяком случае об этом говорит рост ВВП за последние 15 лет. Да, безусловно, данный рост был вызван повышением цен на нефть, а также активным притоком в стран западных кредитных денег, за счет чего поднялось потребительское кредитование.
Однако, к примеру, аналогичный рост цен на нефть пришелся не 70-е и первую половину 80-х годов, но советское руководство не придумало ничего лучше, чем просто раздать эти деньги дружественным коммунистическим режимам в разных уголках земного шара.
Нынешнее руководство всего лишь реализует сверхдорогие строительные и политические проекты, за счет чего обогащаются лица, приближенные к этому руководству. Однако даже если на этих проектах будут украдены 1/3 или 2/3 денег, они в конечном счете частично вернутся в российскую экономику в виде зарплат работникам предприятий, покупок дорогих квартир и покупок разного рода коммерческих активов. В любом случае лучше дать поворовать отдельным чиновникам и приближенным бизнесменам, чем выкачивать их из страны и помогать строить коммунистические режимы где-то там еще.
Да и народ пока доволен. В конце-концов у нашего населения снижена предпринимательская активность — это следствие сотен лет крепостничества, затем — десятков лет советской власти с запретом на частную инициативу. По этой причине руководство страны решило, что вместо поощрения частной инициативы и качественного и жесткого правового регулирования, лучше обращаться с подданными как с посетителями детского садика — все делать за них: создавать рабочие места, обустраивать придомовые территории, и даже ограждать их от всякого рода стрессовой информации.
В общем, понять общую логику действий властей можно.
Однако, как человека, который долгое время изучал экономику (хотя и будучи юристом), меня раздражает когда швыряются деньгами. 50 миллиардов на олимпиаду — по сути обычную спортивную вечеринку для всего мира, 21,5 миллиард долларов — на форум АТЭС, тоже вечеринку, только для политиков. На РОСНАНО потрачено что-то около 4 миллиардов долларов, но пока чего-то прорывного никто не увидел. Подробнее — здесь: [внешняя ссылка] В РОСНАНО достаточно высокие зарплаты — по состоянию на 2011 год — 160 000 рублей — зарплаты менеджеров среднего звена. Высокие зарплаты — это хорошо, но в венчурной индустрии обычно получают бонусы, когда проект хорошо монетизируется и из него выходят.
Плюс ко всему серьезно возросли расходы на содержание госаппарата. При том что по сути, госаппарат ничего не производит. Точнее, он производит управленческий продукт крайне низкого качества и совершенно отвратительные по качеству услуги правоохранительной системы. Что касается обороны, вооруженных сил — армия у нас призывная, народ сам себя защищает. И когда доходит до большой заварушки, оказывается, что жизнь солдата — то есть обычного гражданина страны — ничего не стоит.
Но это, по большому счету, отступление.
Варварское отношение к деньгам со стороны руководства страны, а также отсутствие нормальной правоохранительной системы сами по себе не являются основанием для срочной эвакуации куда-либо, чтобы делать бизнес на новом месте. Но только до поры.
Я предполагаю, что страну ожидают новые 90-е годы, с некоторой спецификой, вызванной развитием технологий, и вот почему:
Цена на нефть снижаются. Мы прошли 15-летний период роста цен. До этого был 15-летний период снижения цен. Общий тренд — новое длительное снижение цен. И рост производства электромобилей (а автомобили потребляют половину всех нефтепродуктов) — серьезный фактор, от которого нельзя отмахиваться. И наших руководителей в том, что касается цен на нефть, слушать нельзя. Если бы члены нашего правительства жили сейчас в 1905 году, они бы говорили, что самая перспективная отрасль экономики — это выращивание овса и разведение племенных лошадей, а автомобиль — это так, игрушка, у которого нет будущего.
В бюджете есть расходы, которые нельзя просто так уменьшить. Это Крым, Кавказские регионы, силовой блок МВД и оборонные расходы.
Если не дотировать Кавказ, начнутся волнения с большим насилием и новый виток партизанской войны. Это вам не московские либеральные оппозиционеры, которых судят за срывание каски с двухметрового омоновца или опрокидывание металлического заборчика. При этом вряд ли когда-либо вообще можно будет наблюдать улучшение бизнес-климата на Кавказе.
Если не дотировать Крым, начнутся возмущения жителей региона, что повлечет волну язвительных и издевательских комментариев в мировой прессе.
Силовой блок МВД тоже нельзя не финансировать — иначе некому будет пресекать беспорядки граждан, когда цены вырастут в два раза, а зарплата не прибавится, а бизнес-климат останется таким же.
С обороной тоже все понятно. Отношения испорчены со всеми соседями, поэтому армию приходится укреплять.
Это при Ельцине со всеми соседями отношения были хорошими, армия была в таком же состоянии, как нынешняя украинская, может даже хуже (с учетом размеров страны). И ничего, никто не захотел как-то притеснить Россию в военном отношении — и это почти за 10-12 лет разрухи в армии.
Так вот, следствием снижения цен на нефть и наличия неснижаемых расходов является снижение количества располагаемых бюджетом денег.
Придется замораживать деньги бюджетникам, от которых не зависит порядок и безопасность в стране (имеется в виду безопасность государства, а не граждан).
В итоге, следствием скорее всего будут:
снижение реальной зарплаты бюджетникам;
снижение качества государственных и муниципальных услуг;
рост взяточничества, в том числе могут появиться восточные варианты мздоимства, когда взятки будут брать самые низовые сотрудники учреждений
рост преступности, в том числе уличной, а также банального рэкета, до уровня 90-х годов.
А вот это уже нечто, не позволяющее нормально вести дела в стране. В 90-х существовали разного рода «крыши», которые фактически взимали налог с предпринимателей подконтрольных территорий. Затем данная тенденция постепенно исчезла. Крышеванием крупных предприятий занялись силовые структуры. Для малого и среднего бизнеса эта тема стала не так актуальна.
С учетом того, что правоохранительный продукт в стране крайне низкого качества, новое появление таких криминальных структур — это лишь вопрос времени, с учетом изменения экономической ситуации.
Другая сложная проблема — иностранные банки не хотят иметь дела с российскими банками. Вначале причиной были санкции, но к ним добавилась некая самоцензура. Снижение предложения кредитных денег из-за рубежа уже привело к снижению предложения кредитов внутри РФ и росту ставок по кредитам.
Российские банки станут меньше зарабатывать. Неизбежно увеличится число дефолтов со стороны российских банков за третьей-четвертой сотней рейтинга. Малые бизнесы, зависящие от кредитов, будут вынуждены сворачивать бизнес. В какие секторы экономики уйдут владельцы этих бизнесов?
Что касается крупного бизнеса и госкорпораций, то они пытаются выцарапать деньги из бюджета — в том числе из средств стабилизационного фонда / ФНБ. Возникает вопрос — неужели кто-то думает, что данные структуры рачительно и экономно используют деньги? Они, конечно, отдадут эти деньги назад через 15 лет, с начислением 2-3% годовых. В рублях. Вот только рубль будет стоить через этот период времени совсем по-другому. Давать взаймы в рублях под ставку ниже 10% годовых в сегодняшней ситуации — все равно что давать взаймы под отрицательную процентную ставку. Но скорее всего так и случится.
В дополнение к этому, правительство, чтобы рубль не обвалился слишком сильно и слишком быстро, будет проводить валютные интервенции. В конце 90-х на это легко ушло 50 миллиардов долларов. Сейчас уйдет меньше?
Еще один нехороший фактор: при размере золотовалютных резервов чуть больше 400 миллиардов долларов, общий долг российских заемщиков зарубежным кредиторам составляет 650 миллиардов долларов.
Внешний долг российской банковской системы, по данным на конец I квартала 2013 г., достиг 205,8 млрд долларов, предприятия, не относящиеся к банковскому сектору, увеличили свои обязательства до 408,3 млрд долларов.
Внешний долг органов власти за 2013 год вырос на 60% и составляет 66,3 млрд долларов. За период с 1 января 2006-го по 1 апреля 2013 года внешний долг России вырос более чем на 400 млрд долларов.
Китайский проект по экспорту газа под большим вопросом в плане доходности. С китайцами тяжело договариваться. Возможно, что заработки от китайского газа будут просто крохи относительно аналогичного экспорта в Европу.
Кто, из каких источников и когда будет отдавать эти деньги? Следует учитывать такой фактов, как увеличение числа проблемных кредитов частным заемщикам в портфелях российских банков.
Таким образом, для очень быстрого улетучивания золотовалютных резервов страны есть много шлюзов:
необходимость финансировать Крым, Кавказские регионы, силовой блок МВД и вооруженные силы без возможности снижения издержек;
необходимость финансировать госкорпорации, утратившие возможность кредитоваться за рубежом;
необходимость рефинансирования западных кредитов крупных российских заемщиков, с учетом отсутствия возможности рефинансирования за рубежом;
необходимость проведения валютных интервенций.
С учетом снижения нефтяных цен пополнение золотовалютных резервов будет происходить медленнее, чем их растрачивание.
Как раз полное обнуление золотовалютных резервов и отсутствие источников их пополнения привело к фактическому разложению государственной системы в 90-х годах.
Страна не производила ничего технологичного, что можно было бы экспортировать и получать за это деньги.
Сейчас ситуация аналогична. Государство может столкнуться с повторением опыта 90-х годов. При том, что страна до сих пор не производит ничего, что смогло бы стать альтернативой и достойным финансовым заменителем нефти.
Качественные автомобили страна собирает по лицензии, из готовых комплектующих. Причем для внутреннего пользования. Кроме того, автомобиль — это продукт, который покупают когда все остальное куплено и когда нет более первоочередных приобретений. А в России значительная часть машин покупалась в кредит. Рынок просел.
Космическую отрасль наверное можно считать передовой. Я не знаток этой отрасли. Но полагаю, что денег в бюджет она приносит гораздо меньше, нежели нефть и газ.
Военно-промышленный комплекс также генерирует хороший денежный поток. Однако на рынке сильна конкуренция. Не всякому оружие можно продавать. И опять же, в 2012 году доход РФ от экспорта оружия составил 15 миллиардов долларов. А доход от экспорта нефти и газа в 2013 году составил 225 миллиардов долларов. Есть разница.
Других экспортных товаров не наблюдается.
Нет в России компьютерной индустрии того же масштаба, что в Кремниевой долине в США. Нет у нас своего Голливуда (его могут критиковать, но его продукция пользуется спросом). Нет модной индустрии, как в Италии.
У нас есть только один большой плюс, чтобы здесь оставаться и вести бизнес — это большой внутренний рынок. Фактически это почти 160 млн человек (Россия, Казахстан и Белоруссия).
Но ситуация со структурой заработка скорее всего изменится. Обнулится один источник — нефть и газ — появятся другие.
Большой плюс снижения нефтяных цен и перекрытия доступа к западным кредитам — то, что это заставит людей думать.
Нет ничего сложного в том, чтобы выкачать нефть и пустить его по трубе. И нет ничего сложного в том, чтобы покошмарить или подоить бизнес, используя свои административные ресурсы и пугая бизнесмена золотом генеральских погон.
А вот создать продукт, создать рыночную ценность — это сложно. Требуются люди, которые умеют создать продукт, продвигать его и продавать. Необходимы навыки составления бизнес-планов. Нужны качественные управленческие навыки и навыки общения. Нужны навыки рачительного использования денег — надо учиться расходовать деньги с умом. И так далее.
В общем, некоторая корректировка политического курса в сторону смягчения выглядит неизбежной. Вслед за изменениями в экономике. Экономика всегда сильнее политики. Экономика все и всех расставляет по своим местам.
90-е были сложными. Но население, экономические субъекты умудрялись зарабатывать головой, а не трубой. Строили, используя зачетные схемы и т. н. хозспособ. Меняли уголь на квартиры, квартиры на машины, машины на пищевые продукты и т. д. Был бум приусадебных участков. Это, конечно, не самое приятное дело, но была высокая степень экономической свободы.
Возможно, возврат к аналогу 90-х годов оздоровит и общество, забывшее что такое зарабатывать трудом, а не трубой. Просто в 90-х мы были без интернета и нормальной связи. Только зарождалась массовая сотовая связь. Сейчас мы на качественно другом технологическом уровне — если возникнет денежное сжатие и необходимость возврата к бартеру, современные компьютерные технологии легко решат такого рода задачи.
Вопрос вот в чем:
Готов ли я, и готовы ли вы вновь повторить захватывающий опыт 90-х? Вновь наблюдать политическое потепление и демократизацию, которая неизбежна при ухудшении экономической ситуации и повышении массовой экономической активности граждан? Вновь наблюдать, как граждане сколачивают состояния не на доступе к госзаказам, а на реальной экономике, на обслуживании населения? И вновь наблюдать рост преступности и коррупции (хотя казалось бы, относительно коррупции, — куда еще выше?).
Просто новые 90-е вновь приведут к повышению реальной налоговой или квазиналоговой нагрузки. Можно забыть про налог 13 процентов, поскольку за криминальную и коррупционную составляющую бизнесу вновь придется уплачивать половину дохода. А для того чтобы платить налог 50 процентов , можно выбрать более комфортную для бизнеса страну.
При этом следует учитывать: даже сейчас, при благоприятных обстоятельствах, правоохранительные органы не умеют раскрывать дела, в которых отсутствует политическая составляющая. А после уменьшения финансирования правоохранительных органов они вообще перестанут работать, кроме элементарных дел, связанных с бытовыми преступлениями, которые раскрыть легко.
Или все таки лучше воздержаться от нового опыта 90-х? Ведь в конце-концов по уровню стрессовости возврат к новым 90-м вполне сопоставим с периодом адаптации в новой стране. При этом новые 90-е годы продлятся как прошлый раз, лет 10-12, а период адаптации в новой стране — обычно 3-5 лет.
К тому же когда ты сидишь в своем офисе с утра до вечера или встречаешься с людьми, создаешь что-то новое, уже не обращаешь внимания на то, какие виды за окном и на каком языке говорят по телевизору. Просто приходится изъясняться на языке, отличном от русского.
И, кстати, недвижимость во многих странах дешевле не только чем в Москве, но и в российских городах-миллионниках, что не может не радовать. Но у нас коммерческая недвижимость тоже может подешеветь вслед за нефтью, что хорошо для стартапов. Однако с учетом специфики новых 90-х, будет ли она иметь ценность при том, что есть возможность в любой момент лишиться активов?
Есть о чем подумать. В конце-концов можно вести дела одновременно в России и за границей. -
все-таки кажется, что возврата к 90-м годам однозначно не будет. Какие-то сложности в определенных секторах экономики возможны конечно.
Перед глазами пример - 2008-2010г. Финансовый кризис, который более чем сильно ощущался в нашей стране. Падала занятость. Выпускники по 2 года на работу не могли попасть после университетов. Сокращения прошли во многих отраслях. В целом же, ближе к 2011г. психологическое состояние граждан пошло в позитивном русле, экономика выправилась. Сам лично сначала попал под сокращение и уходил на декретную ставку, а в 2010 году сменил работу.
Посмотрим насколько продлятся санкции и к каким последствиям это приведет. Насколько они будут долгосрочными.
Пока по близкому окружению ощутил следующее: подсхлопнулся Мостовик и вместе с ним огромное количество омичей поменяли работу. Это весьма неожиданное происшествие, так как еще в прошлом году компания была в ТОП-200 Forbes.
Цены возможно имеют тенденцию к росту. Лично еще не заметил, но говорят курятина подскочила. Рост больше даже не экономического плана, а чисто спекулятивного. -
Junkie27 писал:
Перед глазами пример - 2008-2010г.....
Посмотрим насколько продлятся санкции и к каким последствиям это приведет. Насколько они будут долгосрочными.
Суть проблем не санкции, а цены на нефть, а они падают, правительство разрабатывает совершенно в открытую планы шоковой терапии а ля 90е на случай падения до 60. Если они упадут и будут низкими несколько лет, а не несколько месяцев как в 2008, то подушки безопасности не хватит, а тогда хватило. Из за санкций подушка сокращается, деньги нужно тратить чтобы заменить кредитование на западе, и если она понадобиться запас прочности будет ниже чем в 2008, а удар сильнее. -
Что на деле ждет российскую экономику, рассуждает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич.
Прогноз цены на нефть - это редкий случай, когда я могу полностью сослаться на бывшего министра финансов Алексея Кудрина, как на большого знатока в этом вопросе. Весной 2010 года он дал прогноз, что в течение трех лет цена на нефть упадет до 60 долларов, и продержится на этом уровне год. Затем он повторил это перед своей отставкой.
Думаю, при выборе, оставаться с Медведевым или нет, Кудрин на свой прогноз и опирался - по его мнению, приближался срок, когда цены должны упасть.
А несколько месяцев назад Кудрин в еще более жесткой форме заявил, что падение цен может произойти либо сейчас, либо через полгода-год. Получается, речь идет о том, что остается полгода до падения цены на нефть до 60 долларов.
Более того, сейчас Кудрин прямо говорит (раньше не говорил), что резервов, аналогичных 2008 году, сегодня нет. И ему можно верить. Кудрин - главный инсайдер в этом вопросе, человек, который до сих пор инкорпорирован в деятельность Минфина, через нынешнего главу Минфина Антона Силуанова, и Центробанка - через главу Центробанка Сергея Игнатьева и первого зампреда ЦБ Алексея Улюкаева. (Силуанов, Игнатьев и Улюкаев - люди из команды Кудрина, работавшие под его руководством, - «СП»).
Я еще прежде Кудрина утверждал, что с середины 2010 года общая сумма Резервного фонда и Фонда национального благосостояния сравнялась с суммой внутреннего и внешнего долга государства. Этот факт наше правительство тщательно утаивает, и сообщает только о существовании фондов.
Тогда же, кстати, был прикрыт проект существования долгового агентства, которое должно было заниматься российскими долгами. Потому что, если бы такое агентство было при Минфине создано, сейчас любой россиянин знал, что у нас нет никаких резервных фондов а, наоборот, есть определенная сумма долга, которую надо обслуживать. Баланс, конечно, оказался бы в сторону долговых обязательств, а не активов -
Значит в запасе есть еще пол-года, год максимум, для подготовки к подобному развитию ситуации. Необходимо упрочить позиции, сократить затраты и найти новые рынки сбыта. Причем, если будет несколько направлений бизнеса, то это только в +. Убыточное или слишком тяжелое дело можно будет перепродать или закрыть, а более стабильное развивать дальше. И параллельно искать новые возможности..
-
-
Бушик копипастит... Копипастит такого же, как и он - насквозь виртуального персонажа. Что же еще может человек, по его же собственным словам давно находящийся далеко от обсуждаемого государства (где-то в лягушатландии), да и далеко от обсуждаемой темы (занимаясь какой-то размытой наукообразной пенсией)?
Бушик, привет! -
Администратору - тема может быть ( а может и не быть) интересной.
Поэтому, неплохо было бы пункт 7 рекомендаций к правилам форума
здесь реализовать.
Другие относительно интересные темы тоже "грешат" нарушением этого пункта,
но там меня это не напрягает
Если здесь не появится особо интересных мыслей, то можно и так оставить...
... а вдруг?
если каждый раз "тянуть кота за хвост" (протягивать первое сообщение),
вся любовь к экономике угаснет -
bouchon писал(а) : странно, я до сих пор пребываю во мнении (хотя может оно и иллюзорно), что страна по большому счету не имела лучшего руководства, чем последние 15 лет.
......
Нынешнее руководство всего лишь реализует сверхдорогие строительные и политические проекты, за счет чего обогащаются лица, приближенные к этому руководству. ........В любом случае лучше дать поворовать отдельным чиновникам и приближенным бизнесменам,....
статёйка ниочём и унылая.
одна из ошибок - измерять "сверхдорогие проекты" только в денежном эквиваленте. без учёта затрат материалов, техники, отвлечения трудоспособной части населения - от более полезных для страны дел.
это уровень даже не школьника - это детсад
вторая смешная ошибка: "тренд на понижение/повышение цены на нефть". нет никакого рынка энергоносителей, есть хозяева планеты, которые устанавливают бумажный эквивалент барреля, исходя из своих интересов.
электромобили - хорошо, красиво, без выхлопа
а какая часть энергии аккумуляторов будет расходоваться на отопление салона в нашем климате? где брать электроэнергию для зарядки - строить новые тэц? как ехать на большие расстояния (даже если будет сверхбыстрая зарядка, либо замена акуумов, то как питать элетрозаправочные станции на просторах страны?). безвредное ли будет производство аккумуляторов? как быть с дефицитом меди в мире? и вообще - всё это дорого. как и биотопливо. -
Инжектило писал : Бушик копипастит... Копипастит такого же, как и он - насквозь виртуального персонажа. Что же еще может человек, по его же собственным словам давно находящийся далеко от обсуждаемого государства (где-то в лягушатландии), да и далеко от обсуждаемой темы (занимаясь какой-то размытой наукообразной пенсией)?
Бушик, привет!
Привет, синий! Как оно, бизнес идет? Кредиты дают под маленький процент?
P.S. Конечно копипаст, такой текст писать самому, просто мысли близки моим вот и скопипастил, да еще с ресурса не всем доступного в России. В августе он еще был закрыт в Омске, сейчас не знаю. -
PULH_ANDR писала : Администратору - тема может быть ( а может и не быть) интересной.
Поэтому, неплохо было бы пункт 7 рекомендаций к правилам форума
здесь реализовать.
Другие относительно интересные темы тоже "грешат" нарушением этого пункта,
но там меня это не напрягает
Тема эта про пора-валить скопипащеная с ресурса пора-валить. Поэтому она в этом топике, а разделять мнение автора или нет каждый может по своему усмотрению, так же как высказать свое несогласие.
Для меня же это скорее не тема для дискуссий, а текст прочитать и забыть.... но через пару другую лет вспомнить -
bouchon писал(а) :
Для меня же это скорее не тема для дискуссий, а текст прочитать и забыть.... но через пару другую лет вспомнить
Да нееет.... Это яд, которым ты хочешь убить своего червячка сомнений,который тебя гложет
[внешняя ссылка] -
тогда ... опять предложение - Администратору!
дополнить рекомендации ( и соотвнтственно, доработать техническую сторону форума) пунктом, рекомендующим темы с "одноразовым" текстом помечать соответствующим образом, а то ....
хотя... можно и так догадаться но - со временем -
bouchon писал(а) :Суть проблем не санкции, а цены на нефть, а они падают, правительство разрабатывает совершенно в открытую планы шоковой терапии а ля 90е на случай падения до 60. .... Из за санкций подушка сокращается, деньги нужно тратить чтобы заменить кредитование на западе, и если она понадобиться запас прочности будет ниже чем в 2008, а удар сильнее.
Смотрим на Китай:
Министерство промышленности и информатизации КНР опубликовало данные, согласно которым с января по май степень зависимости страны от внешних поставок сырой нефти достигла 55,2%, опередив по этому показателю США.
Министерство промышленности и информатизации КНР отмечает, что в настоящее время увеличение потребления нефти превышает рост ВВП, стремительный рост энергетического потребления окажет огромное давление на производство и экономию энергии.
Ученые предполагают, что даже при низких потребностях, спрос на нефть в Китае к 2030 году вырастет до 644 млн. тонн. Если не взять ситуацию под контроль, то после 2030 года этот показатель, возможно, превысит 70%.
По мнению экспертов, это говорит о том, что энергетическая безопасность страны подвергается большому риску. Некоторые ученые также отмечают, что качество нефтяных месторождений Китая невозможно сравнить с другими странами, себестоимость добычи также высокая. Кроме того, существуют огромные ограничения в техническом плане. В связи с этим, Китаю необходимо уделять огромное внимание вопросу высокой зависимостью от внешних поставок нефти, которые будут продолжаться.