Современная педагогика: а нужны ли такие новшества?
Создана: 22 Мая 2014 Чтв 13:56:24.
Раздел: "Семья и дети"
Сообщений в теме: 220, просмотров: 29092
-
Прошу прощения за многабукаф. В основном речь пойдет о начальных классах. Хотя, как известно, недовыученное в начальной школе неизбежно "аукается" потом в средней.
Преамбула. Верстаю сейчас сборник докладов учителей для педуниверовской конференции. Многие доклады, конечно, вполне себе внушают патриотизм и гордость за свою страну , но вот по поводу новых принципов, продвигаемых в современной педагогике, все сильнее терзают смутные сомнения. В общем-то, и раньше возникало немало вопросов. Ну а когда сейчас стала в докладах читать об идеях современной педагогики, совсем сУмнительно стало.
Амбула.
Сейчас представляется очень четко, что личностных и метапредметных результатов обучения не достичь, если не отойти от ЗУНовского подхода к пониманию образования. Варианты дрессуры и деятельности в образовательном процессе всегда были противоположны, но сейчас это противоречие достигло той остроты, что задача школы не дать объем знаний, а научить учиться стала главной и уже не оспариваемой даже педагогами (из текста доклада).
Приношу извинения автору за цитирование до публикации. В общем-то, это просто удачно и компактно сформулированная основная (или одна из основных) идея современного образования, прослеживающаяся и во ФГОСе, и во многих других современных работах по педагогике и методике преподавания отделных предметов.
Я еще застала старую добрую педагогику, основанную именно на принципе выработки у детей ЗУНов (цепочка знания - умения - навыки). И когда училась в школе, и когда училась в педагогическом университете. Причем в педуниверситете уже достаточно много говорили о важности развивающего обучения. Но уточняли, что его вполне можно (и, ИМХО, обязательно нужно) сочетать с традиционным.
Сейчас ФГОС декларирует какие-то мутные, малопонятные цели школьного образования, изложенные в стиле "темна вода во облацех". Традиционное обучение (программа "Школа России") в школах не в моде. Хотя немало родителей (в том числе и с педагогическим образованием) ищут именно эту программу для будущих первоклассников. Но, увы, в большинстве школ делают упор на изрядно недоработанные "Школу 2100", "Перспективную начальную школу" и т.д.
А для этих новомодных программ характерны сложные и запутанные задания и вопросы, вроде бы призванные развить личность ребенка, научить его учиться... а по факту часто непонятные не только ребенку, но и родителям (если для правильного выполнения ребенком домашнего задания родителям приходится гуглить в интернете методические рекомендации по программе для учителей, это не есть хорошо). Методику письма (замечательная была в советское время) зачем-то переделали... Мало простых и понятных задач по математике, адекватных вопросов по литературе. По русскому языку многие правила нормально не формулируются - видимо, дети сами должны их вывести. Но, блин, в первом классе, когда дети только пришли в школу, надо сперва давать некий объем готовых знаний, а уж потом постепенно переходить к проблемному обучению, при котором дети по итогам выполнения заданий сами формулируют правила.
Что имеем в итоге. В нашем классе к окончанию первого года обучения (1988-й год) почти все весьма быстро читали, довольно быстро и аккуратно писали "письменными" буквами; если не ошибаюсь, уже начинали мини-сочинения по картинам писать. Свободно решали задачи и примеры на сложение и вычитание, а в конце 4-й четверти уже начали понемногу учить таблицу умножения. Ну и выросли вроде как... не совсем дурные.
У моего среднего ребенка большинство детей в классе на данный момент читают намного медленнее, чем по норме положено, пишут в основном как курица лапой, считают... примеры еще куда ни шло, а с решением задач бывают сложности. Дневник и то не все научились аккуратно заполнять!
При этом на дом им задают немало (да, в первом классе формально нельзя задавать уроки, но фактически, как учитель объяснила, невозможно весь запланированный в программе материал освоить только на уроках) и задания такие, что без помощи родителей их выполнить трудно. Многие жалуются, что после работы начинается следующая трудовая вахта - выполнение уроков с дитятком. Иногда часов так до десяти-одиннадцати вечера. На работе одна из коллег маялась полгода, потом махнула рукой и наняла репетитора - именно для приготовления с ребенком уроков, благо ей зарплата позволяет.
Вот и думаю: а нужны ли в педагогике такие новшества, которые, при декларировании вполне позитивных идей фактически только ухудшают качество образования? При том, что времени на учебу дети и родители тратят гораздо больше. Да и учителя тоже, насколько я знаю, жалуются на горы отчетов, которые они теперь обязаны писать.
Причем в данном случае, как я понимаю, нет оснований начинать разговор с криков "Путин-гад-развалил-образование". Т.е., конечно, эти проблемы действительно пришли в российское образование именно в путинско-медведевско-путинский период. Но они есть, как я понимаю, и в западных странах. Все эти новшества, если не ошибаюсь, позаимствованы именно у западной системы образования.
Хотелось бы мнений: может быть, я ошибаюсь, и современная система образования - это все-таки хорошая и правильная система? Или я права, и нынешнее отрицание системы "знания-умения-навыки" и упор только на "научить учиться" - это такой же неудачный педагогический эксперимент, как Дальтон-план в 1920-е? -
Не стремилась к этому)
Да отчасти Вы правы. Просто учительница не могла считать иначе. Ее так научили, тогда мозг не делили на правое и левое полушарие. У советского человека он должен был быть един, как КПСС, Родина и Генеральный секретарь.
Но левшей по новым правилам не переучивали уже с конца 80-х.
Я начала работать в 86-м.
Это видать старой закалки Вам досталась. -
-
IceVegas писала :Изначально проблемы начались с левой руки. Тетка сказала, что за все, что написано левой рукой, она мне не поставит оценку выше тройки. Т.е. неважно, что ты написал, важно, как (это я и называю формализмом).
А потом я в один прекрасный день психанула и убежала с урока, хлопнув дверью
Классе в третьем, или четвертом, не помню уже, у нас был один колоритный физрук - он заставлял освобожденных от физкультуры находиться на свежем воздухе без варежек, отмораживая до посинения руки зимой. Все едут на лыжах, а освобожденные бегут следом без рукавиц. А потом урок или два толком писать не можешь, ибо руки окоченевшие. И вот однажды в раздевалку зашел чей то папа, и стал его весьма технично бить. Когда физрук уже лежал на полу, папа сказал - а теперь иди бегай, дети ждут. Тот надо отдать должное, мужиком оказался, ушел на занятия, и урок отвел нормально. А все усвоили - на любой болт найдется гайка.
А вот к трудовику, который сначала объяснил мой косяк, а потом два раза втащил душевно, вопросов нет - я сам виноват, и пацаны так решили позже. Виноват - отвечать нужно, и правила заведения соблюдать, ибо главным писаны.
Я собственно к чему - ты сирота что ли? Что за подход - обидеться и убежать, раскрасив волосы в придурошный цвет? Я думаю, дело было вовсе не в левой руке, у меня друг всю жизнь пишет левой рукой, всем пофиг было, главное чтобы не размазывал. Вообщем, не убедила -
IceVegas писала :Или вы считаете, что "драть" детей в школе - это норма? Впрочем, не надо, не отвечайте...
Насилие - очень эффективный метод убеждения, в разумных рамках я считаю нормальным. От этого никто не умер, зато эффект налицо, когда не действуют слова. А на трудных людей они никогда не действуют. -
Сеня! ку-ку? -
Сантехник-экстремал писал: И вот однажды в раздевалку ...
А вот к трудовику ...
Я собственно к чему ...
меня терзают смутные сомнения... -
Сантехник-экстремал писал : Я собственно к чему - ты сирота что ли? Что за подход - обидеться и убежать, раскрасив волосы в придурошный цвет? Я думаю, дело было вовсе не в левой руке, у меня друг всю жизнь пишет левой рукой, всем пофиг было, главное чтобы не размазывал. Вообщем, не убедила
Но боже мой, как долго ждать свиданья,
Как трудно молчаливому тому,
Кто через двадцать лет свои страданья
Расскажет вслух себе же самому
Насчет того, что обижаться и убегать - плохая стратегия, я полностью согласна. Я так со второго класса не делаю. А про все остальное: не случилось у меня тогда поблизости папы или брата, а мама, как я уже говорила, работала с утра до ночи. Я сначала старалась ей не жаловаться по пустякам, а потом уже вроде как и поздно стало жаловаться =) А про то, что "других не переучивали" - как выше написала Рябина, мне попалась преподаватель старой закалки. 30 лет педагогического стажа. Кремень ))) Как только меня перевели в другую школу этот вопрос снялся сам собой и больше не возникал. Но я, можно сказать, ушла непобежденной, оставшись единственным упрямым ребенком, которого ей не удалось переучить
Но, в любом случае, дело прошлое, и сейчас все хорошо. Единственное, что удивляет: количество желающих эту ситуацию обсудить. Я даже не думала, что столько суровых мужчин тусит в разделе "Семья и дети". Видимо, тоже какие-то незакрытые гештальты с училками -
Моеимязанято писал :Видимо, Вы считаете, что мужчинам не интересны ни семья, ни дети?
Да нет, просто странно. Особенно - та форма, в которой свой живой интерес к детям продемонстрировал ваш ПодрывУстоев... -
IceVegas писала :Моеимязанято писал ... :Видимо, Вы считаете, что мужчинам не интересны ни семья, ни дети?
Да нет, просто странно. Особенно - та форма, в которой свой живой интерес к детям продемонстрировал ваш ПодрывУстоев...
что характерно - только вы заострили
забыл добавить - не наш, а ваш -