Современная педагогика: а нужны ли такие новшества?
Создана: 22 Мая 2014 Чтв 13:56:24.
Раздел: "Семья и дети"
Сообщений в теме: 220, просмотров: 28773
-
Прошу прощения за многабукаф. В основном речь пойдет о начальных классах. Хотя, как известно, недовыученное в начальной школе неизбежно "аукается" потом в средней.
Преамбула. Верстаю сейчас сборник докладов учителей для педуниверовской конференции. Многие доклады, конечно, вполне себе внушают патриотизм и гордость за свою страну , но вот по поводу новых принципов, продвигаемых в современной педагогике, все сильнее терзают смутные сомнения. В общем-то, и раньше возникало немало вопросов. Ну а когда сейчас стала в докладах читать об идеях современной педагогики, совсем сУмнительно стало.
Амбула.
Сейчас представляется очень четко, что личностных и метапредметных результатов обучения не достичь, если не отойти от ЗУНовского подхода к пониманию образования. Варианты дрессуры и деятельности в образовательном процессе всегда были противоположны, но сейчас это противоречие достигло той остроты, что задача школы не дать объем знаний, а научить учиться стала главной и уже не оспариваемой даже педагогами (из текста доклада).
Приношу извинения автору за цитирование до публикации. В общем-то, это просто удачно и компактно сформулированная основная (или одна из основных) идея современного образования, прослеживающаяся и во ФГОСе, и во многих других современных работах по педагогике и методике преподавания отделных предметов.
Я еще застала старую добрую педагогику, основанную именно на принципе выработки у детей ЗУНов (цепочка знания - умения - навыки). И когда училась в школе, и когда училась в педагогическом университете. Причем в педуниверситете уже достаточно много говорили о важности развивающего обучения. Но уточняли, что его вполне можно (и, ИМХО, обязательно нужно) сочетать с традиционным.
Сейчас ФГОС декларирует какие-то мутные, малопонятные цели школьного образования, изложенные в стиле "темна вода во облацех". Традиционное обучение (программа "Школа России") в школах не в моде. Хотя немало родителей (в том числе и с педагогическим образованием) ищут именно эту программу для будущих первоклассников. Но, увы, в большинстве школ делают упор на изрядно недоработанные "Школу 2100", "Перспективную начальную школу" и т.д.
А для этих новомодных программ характерны сложные и запутанные задания и вопросы, вроде бы призванные развить личность ребенка, научить его учиться... а по факту часто непонятные не только ребенку, но и родителям (если для правильного выполнения ребенком домашнего задания родителям приходится гуглить в интернете методические рекомендации по программе для учителей, это не есть хорошо). Методику письма (замечательная была в советское время) зачем-то переделали... Мало простых и понятных задач по математике, адекватных вопросов по литературе. По русскому языку многие правила нормально не формулируются - видимо, дети сами должны их вывести. Но, блин, в первом классе, когда дети только пришли в школу, надо сперва давать некий объем готовых знаний, а уж потом постепенно переходить к проблемному обучению, при котором дети по итогам выполнения заданий сами формулируют правила.
Что имеем в итоге. В нашем классе к окончанию первого года обучения (1988-й год) почти все весьма быстро читали, довольно быстро и аккуратно писали "письменными" буквами; если не ошибаюсь, уже начинали мини-сочинения по картинам писать. Свободно решали задачи и примеры на сложение и вычитание, а в конце 4-й четверти уже начали понемногу учить таблицу умножения. Ну и выросли вроде как... не совсем дурные.
У моего среднего ребенка большинство детей в классе на данный момент читают намного медленнее, чем по норме положено, пишут в основном как курица лапой, считают... примеры еще куда ни шло, а с решением задач бывают сложности. Дневник и то не все научились аккуратно заполнять!
При этом на дом им задают немало (да, в первом классе формально нельзя задавать уроки, но фактически, как учитель объяснила, невозможно весь запланированный в программе материал освоить только на уроках) и задания такие, что без помощи родителей их выполнить трудно. Многие жалуются, что после работы начинается следующая трудовая вахта - выполнение уроков с дитятком. Иногда часов так до десяти-одиннадцати вечера. На работе одна из коллег маялась полгода, потом махнула рукой и наняла репетитора - именно для приготовления с ребенком уроков, благо ей зарплата позволяет.
Вот и думаю: а нужны ли в педагогике такие новшества, которые, при декларировании вполне позитивных идей фактически только ухудшают качество образования? При том, что времени на учебу дети и родители тратят гораздо больше. Да и учителя тоже, насколько я знаю, жалуются на горы отчетов, которые они теперь обязаны писать.
Причем в данном случае, как я понимаю, нет оснований начинать разговор с криков "Путин-гад-развалил-образование". Т.е., конечно, эти проблемы действительно пришли в российское образование именно в путинско-медведевско-путинский период. Но они есть, как я понимаю, и в западных странах. Все эти новшества, если не ошибаюсь, позаимствованы именно у западной системы образования.
Хотелось бы мнений: может быть, я ошибаюсь, и современная система образования - это все-таки хорошая и правильная система? Или я права, и нынешнее отрицание системы "знания-умения-навыки" и упор только на "научить учиться" - это такой же неудачный педагогический эксперимент, как Дальтон-план в 1920-е? -
Мне кажется, что ответ на это могут дать только специалисты в детской психологии, учитывающие возрастные изменения, происходящие на протяжении периода взросления. Однако то, что система образования должна меняться вслед за окружающей средой, это, на мой взгляд, несомненно. Даже если допустить, что советская школьная программа была лучшей в мире, то представьте себе, какой объем ЗУН был у наших бабушек и какой должен быть у нас, и, тем более наших детей. Хотя бы та же тривиальнейшая история: нашим бабушкам приходилось зубрить дат на полвека меньше :).
-
Школьная программа сейчас не дотягивает до старой школы. Сначала бегут вперед по программе, потом в следующем году возвращаются назад, проходят второй раз. Зачем, не понятно.
Больше всего меня убивает литература. А точнее список произведений. С таким подбором точно произойдет деградация наших детей.
Насчет чтения )) идем в школу в этом году, читаем каждый вечер, скорость небольшая, примерно 30 слов в минуту, что меня сильно напрягает. Знаю, что сдавать скорость чтения в конце 1 четверти, боюсь, не уложится в норму. -
irismart писала : читаем каждый вечер, скорость небольшая, примерно 30 слов в минуту, что меня сильно напрягает. Знаю, что сдавать скорость чтения в конце 1 четверти, боюсь, не уложится в норму.
Почти аналогично. Только уже заканчивает 1 класс. А скорость - 39 слов в минуту. Пстц. ((( Причем к чтению интерес есть, читать худо-бедно научился до школы. Читаем тоже каждый вечер, плюс то, что в школе задано. А скорость чтения повышается медленно-ме-е-едленно. Причем 39 слов - это далеко не худший результат в классе. У одного из одноклассников скорость чтения 12 (!!!) слов в минуту. Русский мальчик. С нормальными, вполне интеллиХентными родителями. И вполне нормально развитый. То ли еще дети нынче какие-то особенные пошли...
Так что учитель особо стыдить не будет. Самим только печально, что дети читают так медленно.
То Ящерица: система "знания - умения - навыки" - это не только зубрежка. Это система, согласно которой сперва надо дать ребенку знания о чем-либо (часть знаний приобретается путем самостоятельного поиска информации, это в школе и в советское время было, и в 90-е, только не в первом классе), потом помочь сформировать умения выполнять определенные действия на основе этих знаний, а потом часть этих умений автоматизировать до навыков.
Конечно, невозможно в школе 21 века преподавать исключительно методами 20-30-летней давности. Но, как мне кажется, нельзя отказываться от всей прежней системы разом. Ведь, например, в медицине некоторые методы лечения заболеваний очень старые, а ими до сих пор пользуются. Потому что они правильные и не нужно выдумывать в этой области ничего нового. Какие-то методы устаревают и заменяются новыми, а какие-то успешно применяются в течение столетий. Так и в педагогике должно быть, по-моему.
А чтобы научить добывать знания (идея, с которой так носятся авторы современных школьных программ), нужно, ИМХО, всего 2 урока:
1. Научить пользоваться алфавитным и систематическим каталогами в библиотеке.
2. Научить пользоваться поисковиками в интернете.
Причем и то, и другое - явно не в первом классе. И первому в современных школах, насколько я знаю, не учат. По крайней мере, старший до 7 класса доучился - им так и не удосужились сие объяснить. Видимо, придется самой в Ленинскую библиотеку вести и каталоги показывать. В интернете - да, свободно ищет информацию и доклады/презентации делает. Причем именно делает, а не готовые качает. Тоже хорошо, конечно...
Но когда в 1-м классе к трем подряд урокам по окружающему миру задают доклады типа "Сыроежки", "История Омска", "Московский Кремль", то ежу понятно, что доклад делает мама, а ребенку дай бог это прочитать и пересказать. -
Ситуация один в один как у автора. Маразм нынешнего образованмя детей младших классов просто мозг выносит. Младший в третьем классе,старший в четвертом. "Перспективная Начальная школа" у обоих. Старшему повезло с учительницей. Я сам с трудом понимаю задания. Единственный вопрос:"а на хрена так сложно?" есть более простые способы решения задач. Ответ больше отмазку напоминает, не хочу даже писать. Младшему не повезло. Учитель пенсионного возраста и сама не понимает чему учит. По русскому наняли репетитора, может писать станет нормально. Калиграфии -ноль, за два года. Занимается в основном жена до 11 вечера с младшим. Старшему, повторюсь,просто с учительницей повезло. Весь класс в ежовых рукавицах держит и понимает что преподает, силой воли или еще как,заставляет детей выполнять задания. Причем знания детей проверяет, а не то что с родителями из интернета скачали.
-
lys писал(а) : Единственный вопрос:"а на хрена так сложно?"
Моим, кстати, тоже с учительницами повезло. Дамы еще старой закалки, ухитряются хоть немного адаптировать новомодную муть к детскому восприятию. И то, как видно, проблемы есть.
Одна из коллег три школы обошла, пока нашла набор в первый класс на "Школу России" и учительницу с аналогичными принципами работы (суровую, но справедливую ).
То Вискоза: да все понятно, что нужны новшества. Но если у такого количества детей и родителей (да и учителя не все в восторге) с новой системой образования такие проблемы, то что теперь: в педагогике, как и в политике, начать сокрушаться, что народ не тот? Если даже в политике относительно взрослых людей (сложившихся личностей) этот подход у многих вызывает возражения (хотя лично мне он кажется как минимум иногда оправданным), то в педагогике, когда речь идет о 7-8-летних детях, так рассуждать уж точно нельзя. -
У меня к Вам тоже есть ряд вопросов.СанькаО писала : Несовременных родителей отстреливать за несоответствие новым стандартам образования?
1. Зачем Вам нужна школа?
2. Зачем Вам нужны успехи Ваших детей в школе?
3. Как Вы считаете, паразитическая педагогика советского времени (когда за детей с яслей и до училищ ответственность несли учителя) сейчас актуальна?
4. И, конечно, про общество. Имеет ли его устройство какое-то отношение к школе?
Даже с п.4 я б начала)) Сама-то твердо уверена, что "анализ кино - это как анализ мочи, только кино". Вот и школа - это как общество, только... -
У меня есть теория. Все эти "западные" новшества - есть ничто иное, как освоение бабла, выделенного на гранты и поездки зарубеж. В Европу даже педагогам хочется съездить, а потом отчитываться по результатам надо же! Какой опыт, как и где внедрять. Вот и насилуют то, что есть под рукой. При такой окружающей картине и пропаганде потреблятства с малых лет ни один учитель не выдержит и пойдёт зарабатывать бабло. Просто из-за своих детей, которым тоже надо одеваться в дорогие вещи и иметь модные гаджеты...
-
СанькаО , Вы все верно говорите. Если метод действенный, нельзя ни в коем случае от него отказываться. Но задача "научить учиться", имхо, несколько шире, чем Вы озвучили. Я хоть и не педагог, но считаю, что помимо непосредственно навыка поиска информации, необходимо развивать способности к ее фильтрации и осмыслению, а также создавать устойчивую мотивацию к учебе и научить организовывать эту деятельность.
-
Snarkenshtein писал : Справедливости ради, если уж речь идёт о качестве преподавания, то разумно будет уточнить, что "Амбула" - это поселение в Черногории, и иного значения в русском языке не имеет.
Думаю, все поняли, что подразумевалась основная часть текста, но за поправку спасибо. Учту на будущее.
Ящерица, согласна. Речь-то о том, что в современных учебных программах эта задача выполняется несколько коряво, причем знания в итоге порой так и не приобретаются. А сама по себе задача поиска и фильтрации информации очень важна, конечно.
Outminder, сейчас от учителей требуют публикаций, организации кружков, а от научных работников (невзирая на все вопли про "гнилой Запад") - участия непременно в зарубежных конференциях и публикаций в зарубежных журналах. От этого зависит их з/п... так что да, отчасти вы правы насчет финансовой составляющей вопроса.
У коллеги та самая суровая престарелая учительница дочери с изрядной долей ехидства сказала родителям про школьные порядки: "В общем-то, в современной школе вполне можно работать. Дети только мешают: учить надо, а времени на это нет".
Вискоза писала : 1. Зачем Вам нужна школа?
2. Зачем Вам нужны успехи Ваших детей в школе?
3. Как Вы считаете, паразитическая педагогика советского времени (когда за детей с яслей и до училищ ответственность несли учителя) сейчас актуальна?
4. И, конечно, про общество. Имеет ли его устройство какое-то отношение к школе?
Некоторые злобные интернет-пользователи начинают выдвигать всякие разные предположения после ответа вопросом на вопрос, но я уж не буду.
1.
а) Среднее образование в России является обязательным.
б) Ниасилю домашнее обучение детей.
в) И считаю, что социализация (опыт обучения в коллективе) детям необходима.
2. Хронические двойки-тройки - это показатель того, что ребенок либо ленится, либо не усваивает материал. Так что подобные отметки желательно свести к минимуму. Единичные случаи разбираются, но особо не печалят. Не вижу смысла растить перфекционистов.
3. Как в советское время, так и сейчас ответственность за детей несут не только учителя. Свою долю ответственности они должны нести, несомненно. Из опыта взаимодействия со школой: сейчас показухи еще больше.
4. Имеет. -
СанькаО, смею предположить, что корявость обусловлена двумя факторами: во-первых - это непрофессионализм составителей (или, скорее, отсутствие междисциплинарного взаимодействия) и, во-вторых, необходимость "обкатки" в течение определенного времени. И составление программы при взаимодействии медиков-педагогов-психологов-чиновников и пр., и ее отладка - это довольно длительные процессы, за время протекания которых общество (а, значит, и сами дети) меняется настолько, что такая программа становится неактуальной. И, опять же, нельзя сбрасывать со счетов амбиции "инноваторов", желающих защитить диссер-другой.
Вот это, видимо, как раз из той серии об инновациях. Нагрузка преподавателей в США, если мне память не изменяет, в два раза ниже, чем у нас.