Средневековый Запад – мир голода
Создана: 20 Октября 2013 Вск 23:21:01.
Раздел: "Политика"
Сообщений в теме: 46, просмотров: 7185
-
Последние десятилетия нам только и говорят о голоде начала 1930-х в СССР, да и в дореволюционной России тоже. А как Запад? Знали ли там, что такое голод? Сначала приведём небольшую справку из энциклопедии.
«В Западной Европе вплоть до XVIII в. голод был обыкновенным явлением, против которого правительства принимали различные меры. С середины XIX века Западная Европа избавилась от голода вследствие перемены политического строя, подъёма народного хозяйства, развития путей сообщения. С XI по XVI века на каждое столетие приходилось по 8 Г. С течением времени число Г. увеличивается: в XVIII веке было 34, в XIX до 1854 года – 35». (Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И.А. Ефрона. Т.4. Г. М.: Эксмо, 2006. С.150).
Как видим, в период генезиса капитализма число голодных лет в Европе резко возрастает, особенно в 18 и 19 веках. Так, в начале 19 века за 54 года было 35 голодных лет. Практически – это половина столетия нескончаемого голода.
И не без веских на то оснований, известный французский историк Ж. Ле Гофф, крупнейший специалист по истории западноевропейской средневековой цивилизации, отмечал: «Средневековый Запад – прежде всего мир голода».
И неслучайно, что после Великих географических открытий население Европы, спасаясь от голода, эпидемий, массового обнищания, репрессий, кровавой мясорубки Реформации, череды либерально-капиталистических революций и междоусобных войн, огромными массами стали разбегаться в поисках лучшей доли в Америку и на другие континенты и районы земного шара.
А теперь о трагедиях и бедах Европы периода возникновения и распространения капитализма более подробно и на основе научного и академического труда «История Европы в 8 томах» (Издано 5 томов).
Никакой беллетристики, а только одни выдержки из этого фундаментального научного источника.
«В XVI – первой половине XVII в. наряду с новым мы найдём ещё много общего с собственно средневековьем. Питание по-прежнему было обусловлено естественным сезонным ритмом, зависело от климатических условий. Человек ещё не вполне освободился от страха голода, которому было подвержено на протяжении всей своей истории средневековье. «Средневековый Запад – прежде всего мир голода» (Ж. Ле Гофф)». (История Европы в восьми томах. Т.3. М.: Наука, 1993. С. 33).
«Коэффициент рождаемости для этого периода в целом был высок, но высокой в эти столетия оставалась и смертность новорождённых. В целом средняя продолжительность жизни составляла несколько выше 30 лет». (Там же, с. 32).
«Стремительный рост нищенства, бродяжничества с середины XV в. и особенно в XVI в. – явление, общее для всех европейских стран и регионов, с наибольшей полнотой и выразительностью проявившееся в городах.
Городская беднота и нищие представляли сильно дифференцированный слой. Их привилегированную группу составляли так называемые «домашние бедняки» из числа обедневших, но не деклассированных ещё бюргеров, обитателей госпиталей, приютов, конвентов.
К ним примыкали те, кто имел привилегии на сбор милостыни – пилигримы, монахи нищенствующих орденов, но также цеховые ученики, школяры, студенты. В толпу бродяг, просивших подаяние, вливались отпущенные со службы ландскнехты, возвращающиеся турецкие пленники, те, кто был вырван из привычного жизненного русла голодом вследствие неурожая, стихийных бедствий, военного разорения.
Различны были методы и «техника» сбора милостыни – на улицах, у храма и в самом храме (невзирая на запреты), «у дверей». Наиболее сплочёнными были чаще всего слепые, имевшие своего «короля». Особую группу составляли профессиональные попрошайки-мошенники». (Там же, с. 37 - 38).
«Во многих европейских городах проблема нищенства и бродяжничества отразилась в городской топографии – названиях улиц, кварталов, переулков, свидетельствуя одновременно и об излюбленных этим маргинальным элементом местах обитания, и о стремлении властей локализовать его местонахождение.
Бродяги, нищие были желанными постояльцами в бедных городских кварталах: плата подённая или понедельная за угол, ночлег намного превосходила взимаемую обычно с ремесленников за аренду жилья». (Там же, с. 38).
«Процесс пауперизации, рост нищенства и бродяжничества сопровождался резким ухудшением отношения общества к бедности и беднякам. Нищих, особенно пришлых, стали рассматривать как бродяг, как антисоциальный элемент, с которым надлежало вести борьбу. (От себя: примерно, как сейчас происходит у нас по отношению к бомжам и «гастарбайтерам»).
Городские власти усиливали контроль за «своими», местными нищими, ограничивали приток пришлых: складывалась система благотворительности, преимущественно для «своих» нищих и бедняков (раздача одежды, денег, хлеба – так называемые столы для нищих, госпитали и приюты, конвенты для больных, нетрудоспособных по старости и т.п.).
Усиливался городской контроль за раздачей «милостыни», особенно духовными институтами, попытка «трудоустройства» работоспособных бродяг.
Но городское общество не могло предложить работы, обеспечивающей постоянный заработок и прожиточный минимум. Отсюда неэффективность полицейских предписаний и отдельных мер городских властей, направленных на уменьшение возрастающего давления нищих.
Обострение проблемы нищенства в начале XVII в. породило у властей попытки создать «работные дома»: на лесопильне и в солодовне – для мужчин, в прядильной – для женщин, однако она успеха не имела». (Там же, с. 38).
«Эти примитивные структуры повседневности, обеспечивавшие лишь возможность биологического выживания, и то далеко не всегда, отражали лишь один полюс действительности». (Там же, с. 38).
Франция.
«После кратковременного мира при Генрихе IV и некоторого улучшения погодных условий в начале XVII в. Франция вновь втягивается в полосу сначала гражданских, а затем и внешних войн. Рост налогов приобретает катастрофический характер и к тому же совпадает с новой серией неурожаев.
Следовательно, после периода благоприятных условий для развития сельского хозяйства страна переживает примерно на столетие затянувшиеся трудности. Периодические голодовки доказывают шаткость экономического фундамента французского общества XVI – XVII вв». (Там же, с. 51).
«В этих условиях усиливается процесс обезземеливания крестьянства. Сеньоры, горожане, а иногда и немногочисленные сельские богатеи методически скупают лучшие земли и, где позволяют хозяйственные условия, образуют средние и крупные фермы». (Там же, с. 51).
«Большинство же крестьян, не имея возможности прокормиться со своих значительно уменьшившихся цензив, вынуждены арендовать небольшие участки земли, наниматься батраками на фермы, работать на рассеянных мануфактурах.
В XVII в. французское крестьянство переживает социальный кризис, его дифференциация усиливается, оно утрачивает некоторые чисто феодальные черты. Проявлением этого кризиса стали многочисленные крестьянские восстания, особенно частые на исходе религиозных войн и во второй четверти XVII века». (Там же, с. 52).
Англия.
«Для XVI – начала XVII в. характерна поляризация английской деревни, связанная с размыванием её ядра – средних слоёв йоментри.
В то время как разбогатевшие копигольдеры вели хозяйство на участках земли в 250 – 300 акров, крестьяне-коттеры (обладатели участков в 3–5 акров), почти лишённые основного средства существования – земли, нанимались работать в хозяйстве землевладельца, становились временными арендаторами «на воле лорда» либо пополняли армию английских пауперов.
Имущественная дифференциация английского крестьянства, весьма значительное даже на юго-западе страны, «размывание» средних слоёв крестьянства означали вызревание предпосылок аграрной эволюции Англии, результатом которой было исчезновение крестьянства как класса». (Там же, с. 43).
«Основным последствием огораживаний явились многочисленные эвикции, т.е. насильственное изгнание держателей с их участков, а вслед за ними обезлюдение целых деревень, рост дороговизны и бродяжничества, ставшего настоящим бичом Англии XVI века.
Пауперизм стал социальным бичом Англии. Так, в Лондоне в начале XVII в. ¼ его жителей составляли деклассированные элементы. Абсолютизм Тюдоров, не без основания опасавшиеся проявления мятежного духа маргинальных слоёв общества, не замедлил явить миру кровавое законодательство против бедных». (Там же, с. 46).
Германия.
«Тридцатилетняя война стала для Германии величайшей катастрофой, вызвав эпидемии, голод, опустошение деревень и целых областей, разрушение центров производства.
Людские потери составили около 40% сельского и 30-35% городского населения. Некоторые области полностью обезлюдели и после войны были заселены иммигрантами из других местностей: Северная Германия – переселенцами из Нижней Саксонии, Южная Германия – выходцами из Тироля и Швейцарии. Некоторые области так и остались незаселенными». (Там же, с. 81).
«Потребовались многие десятилетия для восстановления животноводства и фонда сельскохозяйственных угодий. На трудностях военного времени наживались вербовщики, ростовщики, придворные банкиры. Недостаток рабочих рук ускорил законодательное оформление в Заэльбье крепостнической системы поместного хозяйства. После Вестфальского мира Германия экономически оказалась отброшенной на много десятилетий назад». (Там же, с. 81).
Такой была цена европейской капиталистической модернизации: массовое обнищание наибольшей части населения европейских стран, сгон с земли и уничтожение крестьянства как класса, многочисленные крестьянские восстания, голод, бродяжничество, кровавые законы и репрессии против бедных и другие беды и трагедии эпохи возникновения и становления капитализма.
Источник: История Европы в восьми томах. Т.3. М.: Наука, 1993. -
-
Эрхафан писал : В 92-95 году у людей был выбор - или голодать, или уйти в аграрный сектор и поковыряться руками в земле, птичьем помете и свинячьем дерьме. Я не голодал, например.
Еще раз: выше пример привела. Таких семей тоже много было. Когда рабочих рук две из восьми в семье, много не наковыряешься.
Впрочем, как раз в 90-е конкретно мы не голодали. Мать неплохо зарабатывала. А вот у кого ни на работе заработать, ни в земле поковыряться некому было, те голодали. -
...или ельцина повесить. Нормальный такой совет - сразу 300-400 тысяч колхозников бы добавилось. Впрочем к 93 году в области и без того голодали - комбикорм перебирали и суп варили.Эрхафан писал :В 92-95 году у людей был выбор - или голодать, или уйти в аграрный сектор -
Было ещё европейское порошковое молоко в жестяных банках 5л, на детей давали. Добрые европейцы наверно думали, что у нас молока нет. А мы молоко в магазине покупали, а из порошка сгущенку делали -
Эрхафан писал :
Еще раз повторю - в нашем климате голодать СЛОЖНО. Поскольку любой может вырастить себе достаточное количество овощей, фруктов (!), зелени + той же птицы.
С мая 1992г на многочисленных предприятиях Омска перестали платить зарплату. Выдавали, если могли мизерные авансы. Ведро картошки стоило 100р. Аванс 500р, если есть. Задача: съесть картошку или успеть посадить чтобы выросла и съесть ее осенью? Что кушать до осени?
ps. В августе власть не выдержала и стала платить зарплату. Полетела гиперинфляция. Ельцин лично, посещая с утешительными речами, какую нибудь область вез самолетом дензнаки туда с собой.
Еще бы месяц-другой монетарной политики Гайдара и не было бы ни его самого ни Ельцина. -
Конденсатор писал(а) : мы молоко в магазине покупали, а из порошка сгущенку делали
А меня знакомые тогда научили какие-то хитрые самодельные конфеты делать. Если не ошибаюсь, тоже с использованием гуманитарного порошкового молока. -
roze-nau писал : С мая 1992г на многочисленных предприятиях Омска перестали платить зарплату. Выдавали, если могли мизерные авансы. Ведро картошки стоило 100р. Аванс 500р, если есть. Задача: съесть картошку или успеть посадить чтобы выросла и съесть ее осенью? Что кушать до осени?
Те, кто садил картошку традиционно без семенной не остались Цены 92-93 помню только на водку и сигареты, я тогда как и многие школьники получал лишь стипендию - на развлечения и тратил.
Банка 5литровая с сухим молоком тоже была - не знаю откуда и не помню для чего использовалась Я его, кажется, просто съел. -
В 90-е, когда зарплаты стали задерживать на 4-6 месяцев, тоже лет 8, примерно, копался в земле, вспомнил молодость.
Соседке дали участок, главное недалеко от дома.
На бывших совхозных полях (заброшенных к тому времени) власти выделили ветеранам войны и кому-то ещё по 4 сотки под огород.
Деревья сажать нельзя, так как это не на совсем давали, а на время, чтобы пережить период.
А ей старушке, попробовала лопатой, а уже тяжело, заросло травой, да и дача у детей взрослых была.
Она по-соседски мне и передала эти 4 сотки.
Картошка, редиска, лук и зелень были свои.
А потом территорию огородную забрали под коттеджи.
Но пережили. -
что то в такие воспоминания люди ударились... заскучали по тем временам что ли? Хотя наверное полезно иногда люд "обмакнуть" чтоб ценили что имеют, а то зажрались последнее время, и то не так и это не то... в шопах уже даже перестали руки из карманов вытаскивать, все бы за них решили, положили им, подобрали... лень рукой и мозгой шевельнуть.. едут мимо с тележкой полной всякой х-ни, удивляюсь им.. фуфель всякий производят, и берут же...
-
Brungilda писала : что то в такие воспоминания люди ударились... заскучали по тем временам что ли? Хотя наверное полезно иногда люд "обмакнуть" чтоб ценили что имеют, а то зажрались последнее время...
*поперхнулась* Так кагбэ и сейчас пол-России в земле копаются, причем большинство - отнюдь не для развлечения. А чтоб пожрать чего было. Ну, я на даче сажаю овощи от и до, только чтобы содержание оного места отдыха хоть как-то окупилось (садоводческие взносы, чтоб им... ). Так-то себестоимость у дачного урожая выше, чем стоимость покупных овощей-фруктов.
Жителям частного сектора, деревень огороды выгоднее держать, чем дачникам, насколько я понимаю. Вот и держат, чтобы лишние деньги на еду не тратить.
Ну и... питание типа "хлеб-картошка-макароны" в последние неделю-полторы перед зарплатой - это, по-моему, вполне типичное явление в современной России. Тут недавно в одной из тем приводили данные по процентам населения, балансирующего на грани бедности и нищеты.
/viewtopic.php?t=302767&postdays=0&postorder=asc&start=0
Федеральная служба государственной статистики РФ в 2010 году провела аналитическое исследование распределения доходов среди населения страны:
- в крайней нищете находятся 13,4% с доходами ниже 3.422 рубля в месяц
- в нищете существуют 27,8% с доходом от 3.422 до 7.400 рублей
- в бедности перебиваются 38,8% с доходами от 7.400 до 17.000 рублей
- выше бедности проживают 10,9% с ежемесячным доходом от 17.000 до 25.000 рублей
- со средним достатком живут 7,3%, их доходы от 25.000 до 50.000 рублей в месяц
- к состоятельным относится 1,1%, они получают от 50.000 до 75.000 рублей в месяц
- и только 0,7% богатых имеют доход свыше 75.000 рублей в месяц.
Не сказать чтобы голодают, да. Но и нормальной такую жизнь тоже трудно назвать.
Ну а насчет культивирования потреблятства - да-с, нехорошо... Но это почти во всем мире нынче так, насколько я понимаю.
Стать спокойным и уверенным, чтобы купить большой дом, чтобы ходить по нему в красных тапочках, обретая спокойствие и уверенность... (почти с) Пелевин, "Поколение П" -
СанькаО писала : - в бедности перебиваются 38,8% с доходами от 7.400 до 17.000 рублей
судя по приведённым Саней данным, я "перебиваюсь в бедности", но я не голодаю как в 90х, а живу по сравнению с тем временем просто шикарно.
И считаю, что народ в основной массе зажрался. Я, как понесу мусор в контейнер, так удивляюсь, сколько новых, не юзаных вещей выброшено. А народ у нас на районе в основной массе не зажиточный. Нахрена покупали, лишние деньги ляшку жгли? Общество потребления, жеж...