О кулаках и о таком явлении как кулачество
Создана: 12 Февраля 2013 Втр 21:24:44.
Раздел: "Социалистический опыт"
Сообщений в теме: 283, просмотров: 57323
-
Борис Юлин. Кулак
Настоящий разговор пойдет о кулаках и о таком явлении как кулачество.
Откуда взялось само слово «кулак». Версий существует множество. Одна из наиболее распространенных сегодня версий – кулак, это крепкий хозяйственник, который держит все свое хозяйство в кулаке. Но вначале ХХ века больше была распространена другая версия.
Одним из основных способов обогащения кулака – дача денег или зерна в рост. То есть: кулак дает деньги своим односельчанам, или дает зерно, посевной фонд бедным односельчанам. Дает с процентами, довольно приличными. За счет этого он этих односельчан разоряет, за счет этого он становится богаче.
Как этот кулак получал свои деньги или зерно обратно? Вот он дал, допустим, зерно в рост – это происходит, например, в Советском Союзе в 20-е годы, то есть до раскулачивания. Заниматься такой деятельностью по закону кулак не имеет право, то есть никакого ростовщичества для частных лиц, никакой кредитной практики не предусматривалось. Получается, что он занимался деятельностью, которая, по сути, была противозаконной. Можно конечно предположить, что он обращался в советский суд, с просьбой чтобы с должника взыскали его задолженность. Но скорее всего, происходило иначе, то есть шло банальное выбивание того, что должник должен. Именно крайне жесткая политика с выбиванием долгов и дала кулакам их название.
Итак, кто такие кулаки?
Распространенное мнение, что это наиболее трудолюбивые крестьяне, которые, стали более богато жить за счет своего героического труда, за счет большего умения и трудолюбия. Однако кулаками называли не тех, кто более богат, кто более сытно живет. Кулаками называли тех, кто использовал труд батраков, то есть наемный труд, и тех, кто занимался ростовщичеством на деревне. То есть кулак – это человек, который дает деньги в рост, скупает земли своих односельчан, и постепенно обезземеливая их, используют их в качестве наемной рабочей силы.
Кулаки появились задолго до революции, и в принципе это был достаточно объективный процесс. То есть с улучшением системы обработки земли самым нормальным объективным явлением является увеличение земельных участков. Более крупное поле проще обработать, оно получается более дешевым в обработке. Крупные поля можно обрабатывать техникой – обработка каждой отдельной десятины получается дешевле, и соответственно такие хозяйства более конкурентоспособны.
Через увеличение величины земельных наделов проходили все страны, которые переходили из аграрной в индустриальную фазу. Это хорошо видно на примере американских фермеров, который сегодня в Соединенных Штатах немного, но поля, которых простираются далеко за горизонты. При этом имеются в виду поля каждого отдельного фермера. Поэтому укрупнение земельных участков факт не только естественный, но даже необходимый. В Европе этот процесс назывался пауперизацией: с земли сгонялись малоземельные крестьяне, земля скупалась и переходила во владения лендлордов либо богатых крестьян.
А что происходило с бедными крестьянами? Обычно их вытесняли в города, где они или шли в армию, во флот, в той же самой Англии, или устраивались работать на предприятия; или нищенствовали, грабили, умирали с голоду. Для борьбы с этим явлением в Англии были введены в свое время законы против бедных.
И подобный процесс начался в Советском Союзе. Начался он после гражданской войны, когда был произведен передел земли по количеству едоков, но при этом земля находилась в полном пользовании крестьян, то есть крестьянин мог землю продать, заложить, подарить. Этим и воспользовались кулаки. Для Советского Союза сама ситуация с переходом земли к кулакам была мало приемлема, так как была связана исключительно с эксплуатацией одних крестьян другими крестьянами.
Существует мнение, что кулаков раскулачивали по принципу – есть лошадь, значит, зажиточный, значит кулак. Это не так. Дело в том, что наличие средств производства подразумевает и то, что на них должен кто-то работать. Допустим, если в хозяйстве 1-2 лошади, которые используются как тяговая сила – это ясно, что крестьянин может работать сам. Если в хозяйстве есть 5-10 лошадей, как тяговая сила, ясно, что сам крестьянин на этом работать не может, что он обязательно должен кого-то нанимать, кто будет использовать этих лошадей.
Критериев определения кулака было всего два. Как я уже говорил – это занятие ростовщической деятельности и использование наемного труда. Другое дело, что по косвенным признакам – например, наличие большого количества лошадей или большого количества техники – можно было определить, что этот кулак действительно используют наемный труд.
И возникла необходимость определить, какой будет дальнейший путь развития села. То, что укрупнять хозяйства необходимо – было совершенно очевидно. Однако путь, идущий через пауперизацию (через разорение бедных крестьян и вытеснение их из деревни, либо превращение их в наемную рабочую силу), он был на самом деле очень болезненным очень долгим и сулил действительно большие жертвы; пример с Англией.
Второй путь, который рассматривался, – это избавиться от кулаков и провести коллективизацию сельского хозяйства. Хотя в руководстве Советского Союза были сторонники обеих вариантов, победили те, кто выступал за коллективизацию. Соответственно, кулачество, которое являлось именно конкуренцией колхозам, должно было быть ликвидировано. Было принято решение провести раскулачивание кулаков, как социально чуждых элементов, а их имущество передать создающимся колхозам.
Какие были масштабы этого раскулачивания? Конечно, раскулачено было очень много крестьян. В общей сложности раскулачиванию подверглось более 2-х миллионов человек – это почти полмиллиона семей. При этом раскулачивание шло по трем категориям: первая категория – это те, кто оказывал сопротивление советской власти с оружием в руках, то есть организаторы и участники восстаний, террористических актов. Вторая категория – это прочий кулацкий актив, то есть люди, которые выступали против советской власти, боролись против нее, но пассивно, то есть, не используя оружие. И, наконец-таки, третья категория – это просто кулаки.
В чем было различие между категориями? Кулаками относящихся к первой категории занимались «тройки ОГПУ», то есть часть из этих кулаков была расстреляны, часть из этих кулаков была отправлена в лагеря. Вторая категория – это семьи кулаков первой категории, и кулаки и их семьи по второй категории. Они подвергались высылке в отдаленные места Советского Союза. Третья категория – так же подлежали высылке, но высылке в пределах того региона где они жили. Это как допустим в Московской области, выселить из окрестности Москвы на окраину области. Всех этих трех категорий набиралось более 2-х миллионов человек с членами семей.
Много это или мало? На самом деле, статистически, это получается где-то одна кулацкая семья на одну деревню, то есть одна деревня – один кулак. В некоторых деревнях, конечно, выселяли по несколько семей кулаков, но это лишь означает, что в других деревнях кулаков не оказывалось вообще, их не было.
И вот выселили больше 2-х миллионов кулаков. Куда их выселяли? Есть мнение, что выселяли в Сибирь, выбрасывали чуть ли не в снег, без имущества, без еды, без ничего, на верную погибель. На самом деле это тоже не соответствует действительности. Большинство кулаков действительно, которые выселялись в другие регионы страны, они выселялись в Сибирь. Но они использовались в качестве так называемых трудопоселенцев – они строили новые города. Например, когда речь идет о героических строителя Магнитки и речь идет о раскулаченных выселенных в Сибирь, зачастую речь идет об одних и тех же людях. И лучшим примером тому служит семья первого президента Российской Федерации. Дело в том, что его отец был как раз раскулаченным, а дальнейшая его карьера сложилась в Свердловске, бригадиром.
Какие страшные репрессии применялись против кулаков? Но здесь вполне очевидно, раз он стал бригадиром среди рабочих, то наверное репрессии были не очень жестокие. Поражение в правах тоже, как сказать, если учесть, что сын кулака стал впоследствии Первым секретарем свердловского Обкома партии.
Разумеется, при раскулачивании были достаточно многочисленные перекосы, то есть иногда была действительно ситуация, когда середняков пытались объявить кулаками. Были моменты, когда умудрялись кого-нибудь оклеветать завистливые соседи, но такие случаи были единичными. Собственно, жители деревни сами определяли, кто у них в деревне кулак и от кого нужно избавиться. Понятно, что справедливость здесь торжествовала не всегда, но решение о том, кто такие кулаки, принималось не сверху, не советской властью, оно принималось самими односельчанами. Определялось по спискам, представленными комбедами, то есть жителями этого самого села, и решалось, кто конкретно кулак и что с ним дальше делать. Сельчане определяли и категорию, к которой будет отнесен кулак: злостный это кулак или скажем так просто мироед.
Более того, проблема кулаков существовала и в Российской Империи, где богатые крестьяне умудрялись подмять под себя село. Хотя сельская община сама по себе от роста кулаческого землевладения отчасти защищала, и кулаки стали в основном нарождаться после Столыпинской реформы, когда некоторые становились богатыми, фактически скупали все земли своих односельчан, заставляли односельчан на себя работать, становились крупными продавцами хлеба, по сути, становились уже буржуазией.
Была и другая картина, когда те же самые односельчане, объявив кулака мироедом, благополучно топили его в ближайшем пруду, потому что на самом деле все богатство кулака строится на том, что он сумел отнять у своих односельчан. Дело в том, что как бы хорошо ни работали люди на селе… почему нельзя допустим трудолюбивому середняку стать кулаком? Его богатство ограничено размером его земельного надела. Пока он пользуется той землей, которую его семья получила по принципу раздела по числу едоков, много богатства этот крестьянин получить не сможет, потому что урожайность на полях вполне ограничена. Хорошо работает, плохо работает, сравнительно небольшое поле приводит к тому, что крестьянин остается достаточно бедным. Для того чтобы крестьянин стал богатым он должен что-то забрать у других крестьян, то есть это идет именно вытеснение и обезземеливание своих односельчан.
Если говорить о страшных репрессиях против кулаков и их детей, то есть очень хорошее постановление Совета Народных Комиссаров СССР, где сказано: «Детям спецпереселенцев и ссыльных при достижении ими шестнадцатилетнего возраста, если они ни чем не опорочены, паспорта выдавать на общих основаниях и не чинить им препятствий к выезду на учебу или на работу». Дата этого постановления 22 октября 1938 года.
Собственно альтернативным путем постепенному укрупнению хозяйств за счет пауперизации оказалась коллективизация. Крестьяне в тех селах, где уже не осталось никаких кулаков, постепенно сводились в колхозы (кстати, чаще всего, вполне, себе добровольно) и получалось, что на одну деревню имеется общее поле, достаточно обширное, на которое выделялась техника, с помощью которой это поле и обрабатывалось. По сути, жертвами коллективизации оказались только кулаки. И кулаки, как бы многочисленны не были жертвы, составляли менее 2% от всего сельского населения Советского Союза. Как я уже говорил ранее – это где-то одна семья на одно довольно большое село.
[внешняя ссылка] -
ST520 писал :Да и ещё раз пишу, государство в праве управлять своими подконтрольными территориями, как хочет/может РИ колониями свои губернии не называли, и вы не имеете такого права.
Сибирь и сегодня не называется колонией и что? "Государство вправе"? Сути это не меняет. -
Roman! писал :
Сибирь и сегодня не называется колонией и что? "Государство вправе"? Сути это не меняет.
Заметьте, не я это начал
Но коль пошла такая пьянка, то я тут как тут с баяном
Если считать колонией часть территории, которая управляется по другим законам, чем центральная часть - метрополия, то Азиатская Россия в РИ попадает под это определение.
Центральные губернии в европейской части России и Сибирь управлялись по разным законам. До начала восемнадцатого века Сибирь считалась отдельной территорией, которая управлялась отдельным министерством-Сибирсмким приказом. Потом сибирские губернии имели особые законы, по которым жили и которые действовали только за Уралом. В 1822 году они были сведены в свод законов Сперанского, который просуществовал до революции.
Инородческие области были выделены из сибирского управления. также были выделены кабинетские земли на Алтае, которые управлялись непосредственно царским двором. Кстати, реформы 60-х годов девятнадцатого века на Сибирь распространялись частично и с большим опозданием.
Если считать колонией территорию, которая не имеет своих представителей в центральных органах власти и не имеет влияния на принимаемые решения - то сибирь колония.Среди сибирских губернаторов не было ни одного сибиряка, среди царских министров - тоже.
Если считать колонией территорию, которая дискриминируется в экономическом отношении - то это Сибирь.
Началось все с монополии на пушнину, на торговлю чаем, на запрет торговли с Китаем, даже в просвещенном двадцатом веке экономику Сибири душили Челябинский перелом (ж.д.тариф на вывоз пшиеницы) и запрет на открытие портов в устьях сибирских рек - торговать только через москву!!!! -
О вредителе Луначарском
(блин, зигзаги мысли в темах омского форума меня поражают!!!)
Я не считаю. что он сознательно тормозил ликбез. Он делал то, что считал нужным, но по ряду причин делал это неправильно. Да, многие события в конце двадцатых. как-то: расправа с кулачеством и переход к более действенной модели ликбеза связаны между собой. И окончательный выбор курса на форсированную индустриализацию, которая требовала коллективного хозяйства на земле. Это явления одного порядка - победа определенной части общества и принуждение всего остального общества двигаться в том же направлении.
Грубо говоря, в начале двадцатого века сосуществовали два народа. которые ошибочно считают русскими - великороссами. Великороссами были крестьяне и выходцы из их среды, носители коллективистской общинной морали. Они отрицательно воспринимали индустриализацию на их костях и бунтовали.
Другой народ, который даже говорил на другом языке - русском литературном - это дворяне, горожане и разночинцы-интеллигенты (плюс примкнувшие к ним евреии, которым пахать было совсем неохота). Они с образованием впитывали западную культуру и мало связаны были с народом. От них происходят современные либералы.
Революция 1905 года - это параллельные крестьянские и рабочие бунты с позднейшим подключением либералов. Народные бунты подавили, а либералы выиграли, поскольку добились своей цели - внедрение относительной демократии в форме Думы. Народ во многом был отстранен от участия в Думе (по особому способу выбора депутатов). но даже в таком варианте выборные от народа - трудовики - составили самую сильную фракцию. которая потом отчаянно бузила.
И еще одна вещь. Некто Ленин сделал выводы из событий 1905 года, как оказалось правильные. Либералов обозвал гавном нации, а вот к крестьянам стал относиться серьезно. И стал подумывать о том, что они станут движущей силой революции, а революция может случиться в России, а заграница нам хрен поможет.
В феврале 17-го либералы добились своего - .
республики.
А вот народ покрыл матов всю власть и разделил землю по своему. И Ленин поддержал народ (тогда в союзе с левыми партиями - эсерами и анархистами). Случилась Октябрьская революция.
А кто пришел к власти? Кто составлял победившую коалицию?
Там были и либералы (тот же Луначарский) и выходцы из народа (Джугашвили). Ленин по происхождению и полит.взглядам либерал, но он был прагматик, поэтому он неоднократно отказывался от марксистских догм ради союза с народом, с крестьянами.
Это и декрет о земле, и отказ от создания совхозов в годы гражданской, и отказ от продразверстки, и НЭП.
Но при любом раскладе кулаков гнобили.
Двадцатые годы и начало тридцатых - это борьба верхушки партии из либералов против молчаливого большинства из народа. Либералы хотели сделать добро, но они не знали народ и вообще рассчитывали на скорую победу мировой революции. такие как троцкий хотели пожертвовать Россией ради победы в мировом масштабе.
Но внутриполитическая ситуация осложнялась тем, что кроме либеральной была и другая оппозиция в самой партии и в народе - это бывшие крестьяне, которые считали, что они всего добились, а строить заводы не надо, проживем и так.
Вообще-то это говорили не кретьяне а вполне уважаемые ученые вроде Чаянова, которые проповедовали развитие социализма по-крестьянски и мягкий вариант индустриализации - сперва сельхозартели создадут легкую промышленность, а потом легкая промышленность потянет за собой тяжелую. По этому пути потом пошли китайцы.
1927 год- это осложнение внешполитической обстановки. в оде которой выяснилось, что СССР слабее Польши. И тут товарищ Коба говорит "За***** нахрен и демагоги-либералы, и подкулачники-чаяновцы", давайте делать дело.
Дальнейшее известно.
Коллективизация, индустриализация, борьба с врагами народа, не всегда мнимыми. Луначарский умер своей смертью, его соратников мне не жалко, а вот истребление народников - это ошибка , Они создали науку о том. как на самом деле работало единоличное озяйство и как его можно было сделать кооперативным, то есть социалистическим.
Возможно, колхозы были бы другими и не было бы необходимости в такой форме коллективизации -
КрКр, кмтати, очень похож на Сибирь в этом плане -
По каким таким однозначным критериям вывод?
Меняет, вещи нужно называть своими именами, иначе будет повод спекулировать разным деятелям.Roman! писал : Сибирь и сегодня не называется колонией и что? "Государство вправе"? Сути это не меняет.
Лисовин писал :
Если считать колонией часть территории, которая управляется по другим законам, чем центральная часть - метрополия, то Азиатская Россия в РИ попадает под это определение.
Колония – это зависимая территория, другое государство, от другого государства. Какое государство существовало в Сибири до прихода белых оккупантов?
И в рамках существующих спекуляций, для колоний характерно, как метрополия выкачивает ресурсы, например природные и ничего эквивалентного не отдает взамен. Конкретно с Сибирью это ни так, сюда ввезли главный ресурс – людей. -
ST520 писал :
Колония – это зависимая территория, другое государство, от другого государства. Какое государство существовало в Сибири до прихода белых оккупантов?
И в рамках существующих спекуляций, для колоний характерно, как метрополия выкачивает ресурсы, например природные и ничего эквивалентного не отдает взамен. Конкретно с Сибирью это ни так, сюда ввезли главный ресурс – людей.
Даже не знаю, что Вам ответить....
Мы точно живем на одной планете в одинаковом измерении? -
ST520 писал :
А Россия европейская срана хотите вы этого или нет, даже Европа сама не в правде выкинуть Россию из себя, мы её часть.
Ты еще ножкой топни чтобы быть более убедительным. Не надо выдавать желаемое за действительное. Да, Россия часть Европы, но только географически. Ментально и культурно - нет. Западные европейцы икогда не признают Россию Европой. Для них Россия это то место, где нужно отвоёвывать пространство для жизни, чем они и занимаются более 1000 лет. Думаю не надо рассказывать о том, что Берлин по сути есть славянская деревня?
Европейцы это другой народ, другой, хоть и генетически близкий, а уж культурно... что тут говорить, католическая церковь в своей селекции постаралась на славу. -
Пипелац писал(а) : Да, Россия часть Европы, но только географически. Ментально и культурно - нет. Западные европейцы икогда не признают Россию Европой.
У нас с Европой, общая история, они точно также зачитываются нашими классиками, у нас общие классики.
Экономически Россия для Европы незаменима, сейчас нет другого места откуда Европа могла бы получать газ.
Нет не нужно. Однако сейчас политически в Западной Европе у нас куда больше союзников, чем в славянской Польше.Пипелац писал(а) : Думаю не надо рассказывать о том, что Берлин по сути есть славянская деревня?
ЭЭЭ вы сторонник теорий Гитлера, вы серьезно думаете мы генетически отличаемся?Пипелац писал(а) : Европейцы это другой народ, другой, хоть и генетически близкий, -
ST520 писал : ЭЭЭ вы сторонник теорий Гитлера, вы серьезно думаете мы генетически отличаемся?
Другой - не значит лучше или хуже. Да, Западная Европа изрядно отличается по культуре, по образу жизни от Восточной. И уж тем более от России. Россия более-менее близка к Восточной Европе. И то не во всем.
З.Ы. Про фотографии. Какие нафиг постановочные фото в сибирской дярёвне? Думаете, со всей Называевки (прикинула - скорее всего, там фото делалось) спецом согнали детишек 7-8 лет, и учащихся, и не очень, и - "Сейчас, дети, вылетит птичка"?
А так, вообще... Ну да, было такое. Да, в общем-то, любая власть страстью к постановочным кадрам грешна, я думаю. -
Кто хуже, кто лучше это они собирались определить войной, после того когда немцы проиграли, Гитлер считал что теперь немецкий народ оказался не достойным, и должен быть уничтожен.
СанькаО писала :
ДаЗ.Ы. Про фотографии. Какие нафиг постановочные фото в сибирской дярёвне? …
Ну да, было такое. грешна, я думаю.
Я не понял вы говорите, что этого не было или что оно было?
Это отдельная и очень интересная тема, постановочные кадры появились сразу как только появилась фотографии, но использовать постановочную фотографию для агитации, пропаганды, придумали в СССР, то что теперь называется “реклама” все придумано в СССР, на самом деле Россия и сейчас впереди планеты всей по промыванию мозгов. -
ST520 писал :
У нас с Европой, общая история, они точно также зачитываются нашими классиками, у нас общие классики.
Да, общая, как и у всех соседей. А на счёт литературы, да читают и чо?
Мля, а это тут причём в историческом аспекте? Раньше они у нас покупали пшеницу (кстати как раз после того, как начали массовую индустриализацию, согнав своих крестьян с земель), пушнину, чай и много другого.
польша такая же славянская, как и католическая.
А эти союзнички.. Когда РИ рухнули, союзнички не упустили момента пограбить страну. Нет там у нас союзников исторически. и мы для них союзники только временно, пока им выгодно. Я тебе не зря задал рамки анализа нашей общей истории с Европой. начиная с 6-7 века нашей эры они планомерно и постепенно вытесняют славян на восток, а тут еще и церковь подключилась.
ДНК-генеалогия, я постил тут про неё тему, говорит что наши рода имели общего предка, но позже разошлись. И сейчас мы уже отличаемся, но не физически или физиологически.