О кулаках и о таком явлении как кулачество
Создана: 12 Февраля 2013 Втр 21:24:44.
Раздел: "Социалистический опыт"
Сообщений в теме: 283, просмотров: 57325
-
Борис Юлин. Кулак
Настоящий разговор пойдет о кулаках и о таком явлении как кулачество.
Откуда взялось само слово «кулак». Версий существует множество. Одна из наиболее распространенных сегодня версий – кулак, это крепкий хозяйственник, который держит все свое хозяйство в кулаке. Но вначале ХХ века больше была распространена другая версия.
Одним из основных способов обогащения кулака – дача денег или зерна в рост. То есть: кулак дает деньги своим односельчанам, или дает зерно, посевной фонд бедным односельчанам. Дает с процентами, довольно приличными. За счет этого он этих односельчан разоряет, за счет этого он становится богаче.
Как этот кулак получал свои деньги или зерно обратно? Вот он дал, допустим, зерно в рост – это происходит, например, в Советском Союзе в 20-е годы, то есть до раскулачивания. Заниматься такой деятельностью по закону кулак не имеет право, то есть никакого ростовщичества для частных лиц, никакой кредитной практики не предусматривалось. Получается, что он занимался деятельностью, которая, по сути, была противозаконной. Можно конечно предположить, что он обращался в советский суд, с просьбой чтобы с должника взыскали его задолженность. Но скорее всего, происходило иначе, то есть шло банальное выбивание того, что должник должен. Именно крайне жесткая политика с выбиванием долгов и дала кулакам их название.
Итак, кто такие кулаки?
Распространенное мнение, что это наиболее трудолюбивые крестьяне, которые, стали более богато жить за счет своего героического труда, за счет большего умения и трудолюбия. Однако кулаками называли не тех, кто более богат, кто более сытно живет. Кулаками называли тех, кто использовал труд батраков, то есть наемный труд, и тех, кто занимался ростовщичеством на деревне. То есть кулак – это человек, который дает деньги в рост, скупает земли своих односельчан, и постепенно обезземеливая их, используют их в качестве наемной рабочей силы.
Кулаки появились задолго до революции, и в принципе это был достаточно объективный процесс. То есть с улучшением системы обработки земли самым нормальным объективным явлением является увеличение земельных участков. Более крупное поле проще обработать, оно получается более дешевым в обработке. Крупные поля можно обрабатывать техникой – обработка каждой отдельной десятины получается дешевле, и соответственно такие хозяйства более конкурентоспособны.
Через увеличение величины земельных наделов проходили все страны, которые переходили из аграрной в индустриальную фазу. Это хорошо видно на примере американских фермеров, который сегодня в Соединенных Штатах немного, но поля, которых простираются далеко за горизонты. При этом имеются в виду поля каждого отдельного фермера. Поэтому укрупнение земельных участков факт не только естественный, но даже необходимый. В Европе этот процесс назывался пауперизацией: с земли сгонялись малоземельные крестьяне, земля скупалась и переходила во владения лендлордов либо богатых крестьян.
А что происходило с бедными крестьянами? Обычно их вытесняли в города, где они или шли в армию, во флот, в той же самой Англии, или устраивались работать на предприятия; или нищенствовали, грабили, умирали с голоду. Для борьбы с этим явлением в Англии были введены в свое время законы против бедных.
И подобный процесс начался в Советском Союзе. Начался он после гражданской войны, когда был произведен передел земли по количеству едоков, но при этом земля находилась в полном пользовании крестьян, то есть крестьянин мог землю продать, заложить, подарить. Этим и воспользовались кулаки. Для Советского Союза сама ситуация с переходом земли к кулакам была мало приемлема, так как была связана исключительно с эксплуатацией одних крестьян другими крестьянами.
Существует мнение, что кулаков раскулачивали по принципу – есть лошадь, значит, зажиточный, значит кулак. Это не так. Дело в том, что наличие средств производства подразумевает и то, что на них должен кто-то работать. Допустим, если в хозяйстве 1-2 лошади, которые используются как тяговая сила – это ясно, что крестьянин может работать сам. Если в хозяйстве есть 5-10 лошадей, как тяговая сила, ясно, что сам крестьянин на этом работать не может, что он обязательно должен кого-то нанимать, кто будет использовать этих лошадей.
Критериев определения кулака было всего два. Как я уже говорил – это занятие ростовщической деятельности и использование наемного труда. Другое дело, что по косвенным признакам – например, наличие большого количества лошадей или большого количества техники – можно было определить, что этот кулак действительно используют наемный труд.
И возникла необходимость определить, какой будет дальнейший путь развития села. То, что укрупнять хозяйства необходимо – было совершенно очевидно. Однако путь, идущий через пауперизацию (через разорение бедных крестьян и вытеснение их из деревни, либо превращение их в наемную рабочую силу), он был на самом деле очень болезненным очень долгим и сулил действительно большие жертвы; пример с Англией.
Второй путь, который рассматривался, – это избавиться от кулаков и провести коллективизацию сельского хозяйства. Хотя в руководстве Советского Союза были сторонники обеих вариантов, победили те, кто выступал за коллективизацию. Соответственно, кулачество, которое являлось именно конкуренцией колхозам, должно было быть ликвидировано. Было принято решение провести раскулачивание кулаков, как социально чуждых элементов, а их имущество передать создающимся колхозам.
Какие были масштабы этого раскулачивания? Конечно, раскулачено было очень много крестьян. В общей сложности раскулачиванию подверглось более 2-х миллионов человек – это почти полмиллиона семей. При этом раскулачивание шло по трем категориям: первая категория – это те, кто оказывал сопротивление советской власти с оружием в руках, то есть организаторы и участники восстаний, террористических актов. Вторая категория – это прочий кулацкий актив, то есть люди, которые выступали против советской власти, боролись против нее, но пассивно, то есть, не используя оружие. И, наконец-таки, третья категория – это просто кулаки.
В чем было различие между категориями? Кулаками относящихся к первой категории занимались «тройки ОГПУ», то есть часть из этих кулаков была расстреляны, часть из этих кулаков была отправлена в лагеря. Вторая категория – это семьи кулаков первой категории, и кулаки и их семьи по второй категории. Они подвергались высылке в отдаленные места Советского Союза. Третья категория – так же подлежали высылке, но высылке в пределах того региона где они жили. Это как допустим в Московской области, выселить из окрестности Москвы на окраину области. Всех этих трех категорий набиралось более 2-х миллионов человек с членами семей.
Много это или мало? На самом деле, статистически, это получается где-то одна кулацкая семья на одну деревню, то есть одна деревня – один кулак. В некоторых деревнях, конечно, выселяли по несколько семей кулаков, но это лишь означает, что в других деревнях кулаков не оказывалось вообще, их не было.
И вот выселили больше 2-х миллионов кулаков. Куда их выселяли? Есть мнение, что выселяли в Сибирь, выбрасывали чуть ли не в снег, без имущества, без еды, без ничего, на верную погибель. На самом деле это тоже не соответствует действительности. Большинство кулаков действительно, которые выселялись в другие регионы страны, они выселялись в Сибирь. Но они использовались в качестве так называемых трудопоселенцев – они строили новые города. Например, когда речь идет о героических строителя Магнитки и речь идет о раскулаченных выселенных в Сибирь, зачастую речь идет об одних и тех же людях. И лучшим примером тому служит семья первого президента Российской Федерации. Дело в том, что его отец был как раз раскулаченным, а дальнейшая его карьера сложилась в Свердловске, бригадиром.
Какие страшные репрессии применялись против кулаков? Но здесь вполне очевидно, раз он стал бригадиром среди рабочих, то наверное репрессии были не очень жестокие. Поражение в правах тоже, как сказать, если учесть, что сын кулака стал впоследствии Первым секретарем свердловского Обкома партии.
Разумеется, при раскулачивании были достаточно многочисленные перекосы, то есть иногда была действительно ситуация, когда середняков пытались объявить кулаками. Были моменты, когда умудрялись кого-нибудь оклеветать завистливые соседи, но такие случаи были единичными. Собственно, жители деревни сами определяли, кто у них в деревне кулак и от кого нужно избавиться. Понятно, что справедливость здесь торжествовала не всегда, но решение о том, кто такие кулаки, принималось не сверху, не советской властью, оно принималось самими односельчанами. Определялось по спискам, представленными комбедами, то есть жителями этого самого села, и решалось, кто конкретно кулак и что с ним дальше делать. Сельчане определяли и категорию, к которой будет отнесен кулак: злостный это кулак или скажем так просто мироед.
Более того, проблема кулаков существовала и в Российской Империи, где богатые крестьяне умудрялись подмять под себя село. Хотя сельская община сама по себе от роста кулаческого землевладения отчасти защищала, и кулаки стали в основном нарождаться после Столыпинской реформы, когда некоторые становились богатыми, фактически скупали все земли своих односельчан, заставляли односельчан на себя работать, становились крупными продавцами хлеба, по сути, становились уже буржуазией.
Была и другая картина, когда те же самые односельчане, объявив кулака мироедом, благополучно топили его в ближайшем пруду, потому что на самом деле все богатство кулака строится на том, что он сумел отнять у своих односельчан. Дело в том, что как бы хорошо ни работали люди на селе… почему нельзя допустим трудолюбивому середняку стать кулаком? Его богатство ограничено размером его земельного надела. Пока он пользуется той землей, которую его семья получила по принципу раздела по числу едоков, много богатства этот крестьянин получить не сможет, потому что урожайность на полях вполне ограничена. Хорошо работает, плохо работает, сравнительно небольшое поле приводит к тому, что крестьянин остается достаточно бедным. Для того чтобы крестьянин стал богатым он должен что-то забрать у других крестьян, то есть это идет именно вытеснение и обезземеливание своих односельчан.
Если говорить о страшных репрессиях против кулаков и их детей, то есть очень хорошее постановление Совета Народных Комиссаров СССР, где сказано: «Детям спецпереселенцев и ссыльных при достижении ими шестнадцатилетнего возраста, если они ни чем не опорочены, паспорта выдавать на общих основаниях и не чинить им препятствий к выезду на учебу или на работу». Дата этого постановления 22 октября 1938 года.
Собственно альтернативным путем постепенному укрупнению хозяйств за счет пауперизации оказалась коллективизация. Крестьяне в тех селах, где уже не осталось никаких кулаков, постепенно сводились в колхозы (кстати, чаще всего, вполне, себе добровольно) и получалось, что на одну деревню имеется общее поле, достаточно обширное, на которое выделялась техника, с помощью которой это поле и обрабатывалось. По сути, жертвами коллективизации оказались только кулаки. И кулаки, как бы многочисленны не были жертвы, составляли менее 2% от всего сельского населения Советского Союза. Как я уже говорил ранее – это где-то одна семья на одно довольно большое село.
[внешняя ссылка] -
СанькаО писала : Так надеялась, что товарисч Максвелл, заглянув в тему, еще что-нибудь поучительное и познавательное по поводу раскулачивания и статьи из сабжа напишет...
Статью можно рассматривать как точку зрения. С многочисленными перехлёстами, естественно, но имеющую в основе рациональное зерно. Хотя навоза на него аффтором натащено столько, что оно сгнило не проросши.
По хорошему, автора рассказывающего о благостном выселении в пределах области и перспективах детей ссыльнопоселенцев надо бы вывезти в эти самые "пределы" Омской области, на Кулай, куда их выселяли. И оставить там, дня на три. В любое время года. После чего усадить писать статью заново -
gerbert2 писал :речь не про учебники, а систему. бесконечные реформы образования в конце 19в-начал 20-го так ни к чему и не привели.
могу подсказать, кто учил наших будущих инженеров строить заводы и рабочих не только тачки катать.
Весь во внимании. Как по рефориам, так и по учителям.
Оченно интересно, как это в условиях царских реформ учебник арифметики Аржаникова умудрился выдержать 97 изданий общим тиражом 12 миллионов экземпляров за 10 лет -
gerbert2 писал :
а систему. бесконечные реформы образования в конце 19в-начал 20-го так ни к чему и не привели.
К вашему сведению, по количеству школ и учащихся догнать показатели Царской России в СССР получилось только ближе к 1930г., в деревне среднее образование ввели с 1950г. -
Семен СССР писал :
Почему военный переворот не законная власть? В США вон, тоже в результате гражданской войны утвердилась и конституция и власть. Что-то я не слышал реплик о незаконности их власти. Пошлите тогда уж Обаме письмо с притензиями! Да и Путину заодно.
Кто сильнее-у того власть и законнее.
Абсолютно верно.
Как в лесу, так и в "цивилизованном" мире: кто сильнее - тот и прав.
И никто и пикнуть не смеет, в таком случае, о легитимности-нелегитимности.
А вот когда власть "шатается", или уже нет и можно не бояться её кары, то и подводят под её свержение информационную базу - нелегитимная, мол, была. -
gerbert2 писал :
корни современного развала скрыты в глубинах хрущёвских реформ, объединение мелких колхозов в совхозы.
Именно так.
Начало развалу положено Хрущевым.
И не только этим, но реабилитацией троцкистов, бухаринцев и других ультрареволюционеров .
Эти люди после хрущевской реабилитации , их дети, родственники пошли во власть , в журналистику и т.п. и продолжили антисталинскую политику развала.
А если бы они победили сталинистов в 30-е годы, то развал был бы уже тогда. -
А факты можно? В виде цифирек -
Количество общеобразовательных школ и учащихся в них неуклонно растет с каждым годом; так число школ 1-й ступени в 1925/6 учебном году увеличилось на 15,6% по отношению к 1924/5г. Число школ-семилеток в 1926 г. уменьшается, школы-девятилетки преобразованы в семилетки. Тоже замечается и в отношении учащихся: 1925/6 г. дает увеличение числа учащихся на 17,2% к 1924/5 г. Несмотря на рост школьной сети, вне школы детей школьного возраста оставалось в 1925/6 г. – 49%
Н. В. Винокурова. Состояние народного образования Вологодской губернии за 1925- 26 учебные годы. Статистический сборник по Вологодской губернии за 1925-1927 годы / Изд. Вологод. губстатотдела. — Вологда: Б.и., 1929. — С. 26 – 30.
Уничтожение девятилеток (бывших гимназий), преобразование их в семилетки (бывшие учительские семинарии), вместе с сокращением последних - связаны вот с этим.
Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 31.08.1925 "О введении в РСФСР всеобщего начального обучения и построении школьной сети"
(название конечно красивое)
1. Предельным сроком для введения всеобщего обязательного обучения (начального, то есть - читать писать и считать!!!) на всей территории Р.С.Ф.С.Р. считать 1933/1934 учебный год.
2. Впредь до открытия школ первой ступени в числе, достаточном для действительного введения всеобщего начального обучения (то есть 1933-1934 года, см.п.1) , школы второй ступени (школы-семилетки) могут открываться лишь в определенных отношениях к числу школ первой ступени, в соответствии с правилами ст. ст. 11 и 12 настоящего Постановления.
3.Впредь до установления порядка осуществления сети начального обучения за губернскими (областными) исполнительными комитетами, сохраняется право взимания платы за право учения в школах первой (начальной школе, pnj есть за обучение ситать, считать и писать) и второй ступени согласно декрета Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров от 22 марта 1923 года о порядке взимания платы за обучение в учреждениях Народного Комиссариата Просвещения.
...
11. Впредь до осуществления в данной местности утвержденной Народным Комиссариатом Просвещения сети школ первой ступени, одна трудовая школа-семилетка может открываться на сорок комплектов учащихся школ первой ступени.
12. В тех местах, где в настоящее время на один комплект учащихся второй ступени приходится комплектов школ первой ступени, дальнейшее открытие школ второй ступени прекращается впредь до установления нормального соотношения.
...
22. Утвержденная Советом Народных Комиссаров сеть педагогических техникумов увеличивается с таким расчетом, чтобы к 1934 году названные учебные заведения вполне обеспечивали бы потребность в новых работниках для трудовых школ первой ступени.
Продолжать? О тиражах учебников я уже говорил. До Великого Перелома, пока И.В. жидобольшевиков и примкнувших к ним нэпманов не начал разгонять поганой метлой - страна дружно шагала в Гондурас... -
Хм... А как же ликбезы? То есть они, конечно, для взрослых были предназначены, но то же ж - ликвидация безграмотности.
Ну и по поводу Сталина и системы образования. Иосиф Виссарионыч (выше уже писала) с 1938 года плату за обучение в старших классах и в вузах ввел, дабы молодежь на заводы поактивнее загонять. Или тов. Суворов-Резун нагло врет?
Кстати, а когда плата за обучение в начальной школе-то была отменена? -
-
Себастьен Перейро писал :
Как при таких раскладах мои родители в 50-х ЗАКОНЧИЛИ десятилетку непонятно.
Как моя бабушка в 30-м закончила педучилище, а дедушка - Омское пехотное училище, тоже неясно. -
СанькаО писала : Хм... А как же ликбезы? То есть они, конечно, для взрослых были предназначены, но то же ж - ликвидация безграмотности.
Ну и по поводу Сталина и системы образования. Иосиф Виссарионыч (выше уже писала) с 1938 года плату за обучение в старших классах и в вузах ввел, дабы молодежь на заводы поактивнее загонять. Или тов. Суворов-Резун нагло врет?
Кстати, а когда плата за обучение в начальной школе-то была отменена?
До тех пор пока Луначарского с камарильей в 1929 году пинком под жопу не выгнали - обучено 10 миллионов безграмотных. После того как выгнали, отменили его попытки перевести русский язык на латиницу, начали, блин, наконец печатать учебники - за 1930-1934 обучено 40 миллионов безграмотных . И при этом - в 1937 году осталось ещё 10% безграмотного населения. Я понимаю, ты гуманитарий, но попробуй сложить два моих поста. Надеюсь третий тогда писать не придётся.
P.S.Плату за обучение в начальной школе отменили с 1930 года.
Суворов - это отдельная песня. Он не врёт, он местами, в которых факты как дышло, завирается -
Вот теперь намного понятнее. Благодарствую-с...
Просто меня затерзали сомнения, что, возможно, количество семилеток решили временно ограничить в связи с тем, что надо было прежде всего массово начальные школы строить.
Но раз итоговые цифры настолько убедительны - трудно с тобой не согласиться.
З.Ы. Не ради поспорить, просто интересный момент. Дома фотка сохранилась - бабушкин первый класс. 1928-й, надо понимать, год. Детей - уйма. Одеты весьма бедно. Но, повторюсь, толпа та еще. Видимо, ценник на обучение все-таки не совсем конский был. Могли крестьяне, даже весьма небогатые, себе позволить дите в школу отправить.
Вот населенный пункт - хз. Или Москаленки, или уже Называевка.
З.Ы.Ы. *робко и застенчиво* Не-не, на третий пост по поводу образования в 1920-е не претендую.
Павел Urman писал : Как моя бабушка в 30-м закончила педучилище, а дедушка - Омское пехотное училище, тоже неясно.
Ну это же не значит, что вообще все среднеспециальные учебные заведения коварные Луначарский сотоварищи позакрывали. Выше речь про школы шла все-таки. -
Maxwells demon писал :
Продолжать? О тиражах учебников я уже говорил. До Великого Перелома, пока И.В. жидобольшевиков и примкнувших к ним нэпманов не начал разгонять поганой метлой - страна дружно шагала в Гондурас...
Я не совсем понял при чем тут Вологодская губерния и эскперименты с образованием в 1925 году.
Строго говоря, о состоянии с образованием и школами в 1913, 1914 или 1917 году говорить можно только предположительно. Переписей в тех года не было. Перепись относится к 1897 году, дальше идет экстраполяция данных, которая меняется в зависимости от политически взглядов.
Например,
[внешняя ссылка]
Как можно интерпретировать то, что Вы написали? А разным подходом к образованию.
в империи в принципе не собирались вводить всеобщее образование, хотя бы начальное, также не могли создать начальное профессиональное образование.
Большевики пошли другим путем. И этот курс не зависел от правящей группировки, ни от ленина, ни от Сталина, ни от Троцкого.
Образование должно быть всеобщим - это декрет 1919 года. Поэтому для широты обхвата населения наркомпрос мог пойти на временную ликвидацию сложившейся системы обучения, ликвидации школ и гимназий со средним образованием - чтобы дать всем начальное. Потеряли (временно) в качестве - выиграли в количестве. К 1930 году неграмотность была ликвидирована, хотя бы срок обучения мог составлять семь месяцев. Такой человек был функционально грамотным, то есть мог расписаться, понять простейший текст, произвести действия арифметики. Дальше десять лет в СССР ликвидировали все население дотягивали до начального образования - до 4 классов.
Сравнивать 1917 год и 1930 бессмысленно. В 1930 большевики только разворачивались с культурной революцией.
Конструктивнее сравнивать динамику за двадцать лет с 1897 по 1917 и с 1919 по 1939. В первом случае грамотность выросла с точно зафиксированной цифры в четверть населения (26 % если не ошибаюсь, до 39-40-50% - последняя цифра принадлежить какорму-то министру просвещения, но я как то мемуарам министров не доверяю). Во втором случае с исходного уровня образования в 30-40-50% была достигнута почти поголовная грамотность хотя бы на уровне начальной школы. -
Лисовин писал : Образование должно быть всеобщим - это декрет 1919 года. Поэтому для широты обхвата населения наркомпрос мог пойти на временную ликвидацию сложившейся системы обучения, ликвидации школ и гимназий со средним образованием - чтобы дать всем начальное.
Упс! Одинаково подумали.