Почему в России все по-другому: диджеи
Создана: 11 Сентября 2011 Вск 14:37:54.
Раздел: "Клубная жизнь"
Сообщений в теме: 49, просмотров: 29912
-
Эксклюзивный материал, подготовленный журналистом Ильей Ворониным (mixmag, nightparty) и Алиной Секвенцией, в котором они пытаются выяснить, почему в нашей клубной жизни, в отличии от западной, «все по-другому».
Илья Воронин: Пережив за годы своего существования взлеты и падения, диджейство, как таковое, к началу этого десятилетия выродилось в нечто совершенно обыденное, во что-то такое, что по плечу каждому дураку. Если раньше дискжокеем мог стать только человек с каким-то необыкновенным чувством вкуса, фанат своего дела и настоящий психопат (в хорошем смысле этого слова) от музыки, то теперь, благодаря продолжающемуся техническому упрощению, из этого занятия тщательным образом вымывается вся, какая-никакая, а все-таки магия. Естественно, это совершенно не идет на пользу облику диджея.
Чем всегда мог взять диджей? Только вкусом. Это единственное, что было важно. Ни чарты, ни всяческие места в различных народных голосованиях, никакие прочие громкие звания и регалии в расчет особо не принимались. Хотя раньше подобной мишуры и не было. Это, наверное, совпадение, но как только британский журнал DJMag (естественно, из благих побуждений) придумал главное мерило популярности (позже ставшее главным мерилом для популярности диджеев стран третьего мира), из диджеинга стала испаряться магия и та эфемерная сущность, обычно зовущаяся искусством.
Надо понимать, когда это происходило — первый свой чарт DJMag провел, кажется, в 1997 году, в самый разгар клубной истерии в Великобритании, — миром правили «супердиджеи» и «суперклубы». Правда, спустя всего три года все это улетело в тартарары, и многие бывшие «супердиджеи» стали осваивать свои забытые, обычные профессии вроде парикмахеров, программистов или таксистов. Однако чарт остался. За прошедшее десятилетие он постепенно съехал на Восток, и можно с умилением наблюдать, как восточноевропейские клабберы с матюгами отстаивают своих любимых диджеев. В более развитых, с музыкальной точки зрения, странах на этот чарт плюют с высокой колокольни или пишут фельетоны в рубрику «Их нравы». Но бог с ним, с чартом.
Алина Секвенция: Диджей в России в 90-х и диджей 2000-х — это два сильно отличающихся человека по одной причине, времена, нравы, творческое мышление, знания и коньюнктура кардинально разные. В 90-х все, что бы ни происходило, копировалось «под кальку» с Запада — пусть это было не всегда умело, нас этому не учили в школах, — но все делалось с душой, почти детским задором, энтузиазмом ради созидания, позволяло делать открытия, вызывавшие восторг, в то время, как и западные образцы для подражания в то время были на пике своей творческой жизни.
В 2000-х тенденция изменилась в сторону позиции «чем мы хуже них?», и начались попытки бурно развить и поставить на ноги «свою культуру», именно так, как видят ее наши диджеи, а не так, как это принято на Западе, куда по привычке все продолжали оглядываться — начали появляться порталы, пишущие о наших диджеях и их музыке, стали появляться российские чарты диджеев, каждый второй диджей стал просто обязан быть владельцем собственного рекорд-лейбла или промо-группы, устраивающей вечеринки. То есть деятельность наших диджеев больше стала похожа на работу функционеров, чем проводников музыки.
И. В: Очень интересно наблюдать за тем, как некогда буйная речушка под именем «российская танцевальная сцена» успокаивается и затягивается ряской. Из биологии мы знаем, что за этим обычно вода окончательно тухнет и начинает активно пованивать. Диджеи в нашей стране существуют чуть меньше двадцати лет. Еще меньше существует то, что обычно подразумевают под словом «культура». У нас это обычно ограничено вполне потребительскими рамками: «как пройти фейс-контроль?», «где скачать?», «как стать популярным и любимым?».
За эти два десятилетия у нас, конечно же, были короткие времена интересной активности, а, точнее, некое подобие рывков вперед. Последний такой рывок был где-то в начале прошлого десятилетия, когда группа ППК записала последний настоящий российский клубный хит. Через несколько лет умами молодежи, которая всегда выступала творческим движком этой культуры, завладел DJ Smash, который и стал являть собой для многих ролевую модель успешного диджея (к этому можно добавить и трансового музыканта Bobina, умело раскрученного при помощи всевозможных маркетинговых средств).
А. С: Если раньше не было никаких собственных правил — в силу того, что просто брались правила западной культуры, помноженные на ранее невиданные возможности, открывшиеся нашей стране в 90-х, — то к началу 2000-х некоторые диджеи, видимо, под воздействием политической конъюнктуры в стране, решили, что «культуре» тоже нужны харизматичные лидеры, которые будут и задавать тон внутри страны, и станут ее лицом за границей — в некогда сугубо творческой среде диджеев появились первые отголоски прагматизма, точного расчета, жажды прибыли, желания стать «царем горы» и других атрибутов бизнес-среды, которая, разумеется, ничего общего с творчеством не имеет.
Я не устаю повторять, что понятие «клубная культура» в нашей стране закончилось вместе с прошлым веком, а в новом тысячилетии оно мутировало в «клубную индустрию», и что смешивать эти два понятия категорически нельзя — просто потому, что это два разных мира. Диджеи перестали ассоциироваться с культурой, которую они несли раньше — они стали частью машины по зарабатыванию денег, в которой диктуют условия те, кто им платит, а не те, чью музыку они играют. Да, в этом есть доля ужаса, с одной стороны, но с другой — нет и ничего удивительного, так как это уже не культура, а индустрия. И я не вижу, чтобы диджеи, по собственному желанию пришедшие из культуры в индустрию, так этому сопротивлялись и всячески осуждали состояние дел — те, кто хотел, тот остался в своей культурной среде, которая стала хоть и не столь многочисленна, как раньше, но по-прежнему осталась более благодарной. Разница в том, что раньше среда была одна для всех российских диджеев, а сейчас их две, и основная проблема большинства, что они разрываются между «культурной» средой, которая им ближе по духу, и «индустриальной», которая отвечает запросам актуальности и материального благополучия, вследствии чего начинается подмена понятий в собственной идентификации — но невозможно в этом случае и рыбку съесть, и на ветке покачаться.
И. В: В девяностых (а точнее в самой середине) все было не так. Еще был жив лозунг «Ravers Unite», еще существовала небольшая прослойка диджеев — фанатов своего дела. Они этим горели, потому что были молоды, потому что знали, что их дело правое, и что «вот сейчас еще чуть-чуть, и у нас будет свой «Лондон-Берлин-Нью-Йорк». Но рутина все-таки взяла верх — люди взрослели, культуры все не получалось — естественно, начинали возникать обычные для тридцатилетних мужчин запросы «квартира-машина-стабильность». Они прекратили бороться, прекратили что-то кому-то доказывать. Со своим кризисом в этой сфере мы даже несколько обогнали Великобританию и Германию. Если у них кризисы произошли на рубеже веков, и продолжались чуть ли не всю первую половину нулевых, то у нас все закончилось в августе 1998 года.
До того момента у нас всё строилось по правилам — двигателями этой сцены были люди творческие, люди со вкусом, а не менеджеры. Были лейблы, которые выпускали музыку. Были фестивали — можно почитать с какой гордостью в буклете к сборнику «Восточный Удар» Михаил Воронцов писал о том, что участие в этом фестивале принимают только наши, российские, диджеи и музыканты. Тем обиднее знать, во что впоследствии превратился и сам «Восточный Удар» и некогда славная питерская клубная сцена. Даже были Казантипы 97–98 годов, на которых не было ни одного иностранного музыканта, зато был целый день фестиваля «Мировоззрение», на котором выступали исключительно российские музыканты, старательно пестовавшие и создававшие собственное звучание (и которое действительно существовало).
А. С: Вся прелесть клубной культуры 90-х была в том, что диджеи играли музыку, которой они жили — это был их единственный интерес в жизни на тот момент, и каждая новая пластинка вызывала при появлении в коллекции истинную радость. Сейчас отношение диджеев к музыке, как к расходному материалу — потому что ее много, она гораздо быстрее появляется, она стала доступнее для приобретения и ее создание не окутано дымкой магической тайны. Раньше немногочисленные лейблы выпускали российских музыкантов, отталкиваясь от оригинальности их музыки — потому что тех, кто писал, можно было посчитать по пальцам, и это было доступно не каждому.
Сейчас рекорд-лейбл — это не столько коммерческое предприятие, сколько стимулирующий эффект для поддержания имиджа или его владельца, или издаваемых музыкантов, главный критерий сейчас — возможность выделиться в бездонной куче всевозможной музыки в цифровых магазинах — но, даже несмотря на это, немногие до сих пор понимают, что для того, чтобы выделиться, нужно вложить деньги в рекламу, которых у большинства лейблов просто нет. Раньше фестивали организовывали люди, горящие идеей сделать что-то интересное, непохожее на то, что делают другие, и собрать людей, которые будут танцевать и отдаваться музыке. Сегодня организаторов фестивалей, а также диджеев и их букинг-агентов больше волнует вопрос распила спонсорских бюджетов, и их, по сути, мало волнуют люди, которые приходят не их слушать, а выпить с друзьями в баре или решить какие-то свои вопросы с нужными людьми в VIP-ложе. Диджеи из «культурной среды» до сих пор, в большинстве случаев, обходятся в организации всего без спонсоров и рекламы, и это не мешает им быть востребованными у своей аудитории — потому что она более стабильна и осознана, чем публика, которая реагирует на рекламу, как бык на красную тряпку.
И. В: После «черного вторника 98-го» все это осталось в прошлом. Нужно было возвращаться на землю. Неизвестно, во что бы все это вылилось, но в начале нулевых вверх полезла цена на нефть, началось десятилетие «путинской стабильности» и оказалось, что делать больше ничего особо не нужно. Нужно было лишь имитировать эту деятельность. К этому времени в Британии из-за кризиса в собственной клубной индустрии (согласитесь, неприятно, когда у тебя гонорары падают в разы) диджеи поубавили спесь и открыли для себя страны третьего мира — особенно Россию, с ее извечным «не ударить в грязь лицом» и вытекающими отсюда сумасшедшими гонорарами для заезжих знаменитостей.
Как известно, двух хозяек на одной кухне не бывает. Так российские диджеи без боя и с какой-то даже радостью (ради интереса пробегитесь по биографиям и посчитайте у скольких людей с гордостью написано «играл на одной сцене с...») перешли в разряд разогревающих, чьи имена обычно пишут на афишах более мелким шрифтом. Свой кусок популярности самые именитые российские диджеи добирали уже в регионах, где их встречали как самых настоящих звезд. Но даже там со временем начала складываться не очень приятная для них атмосфера. Из-за необоснованно растущих гонораров многие региональные промоутеры начали отказываться от дорогих российских диджеев в пользу менее дешевых, но обычно имеющих солидный послужной список европейских артистов. Правда, очередной кризис опять спутал все карты. Что будет дальше пока не понятно — эпоха диджея Смэша, страз, «Дольче и Габбана» на заднице и полного гламура явно ушла в прошлое. Ну, или хотя бы в какую-то другую реальность.
А. С: Поклонение всему западному пришло к нам в 90-х, но свою действительно наиболее уродливую форму оно приобрело, несмотря на попытки построить «свое», именно в 2000-х, так как доступность коммуникаций и спонсорских бюджетов на привозы появилась именно в этот период. Волшебная приставка «UK», «USA», «Germany» или «France» рядом с именем диджея на афише стала для отечественных коллег обязательным поводом попасть на вечеринке в диджейскую или в гримерку, чтобы на ломанном английском перекинуться парой банальных фраз и вручить компакт-диск со своей музыкой — в надежде, что она обратит на себя внимание получателя. То, что вечеринки с участием иностранных диджеев, имена которых никому ни о чем не говорят, это залог успеха у публики, стало фактом, который до сих пор многие не могут объяснить, и на нем промоутеры также стали делать себе «имя», абсолютно не заботясь о том, что концепция «все — для иностранного гостя, и что останется — для наших» нивелирует статус наших диджеев ниже плинтуса как для публики, так и для иностранных диджеев, которые смотрят на российских коллег, как на подсобных рабочих.
И. В: Что же случилось с российским диджеем? Кто он сейчас? Он вполне себе справляется с ролью диджея на разогреве, читает книги по пиару и знает, что важна здесь не музыка, и уж тем более не какой-то там вкус или еще более невнятное «чувствовать танцпол». Куда важнее «таргетирование» и прочая маркетинговая чушь. Он ничего никому не хочет доказать. Он не хочет двигаться вперед, к какой-то недостижимой, но светлой истине. Во многом именно поэтому российский диджей, как фигура, что-то решающая и значащая, к концу нулевых совершенно испарилась.
А. С: Причина, по которой российский диджей нулевых сдулся, объясняется просто — те, кто пришел из 90-х, озадачены только властью и материальным благосостоянием — «быть царем горы» стало для них единственной целью существования в нынешней действительности. При этом прекрасно понимая силу нового поколения, которое более наглое, более энергичное, более гибкое и, во многом, более талантливое, конкуренцию «старая гвардия» рубит на корню, используя весь свой наработанный авторитет. Вместо того, чтобы воспитывать новую, достойную смену, которая бы была лучше них, всячески поддерживая талант и стремление, мы видим немногочисленных «фаворитов», которые отличаются не талантом, целеустремленностью и творческими успехами, а умением поклоняться старшему товарищу, словно идолу, во всем с ним соглашаться и публично отстаивать его мнение с пеной у рта. Ответ на вопрос, каким будет диджей в России через пять-десять лет в подобной ситуации, если ее не начать менять, вполне очевиден.
И. В: Наиболее точно про российских диджеев в интервью журналу «Афиша» высказался диджей Японец из модной московской тусовки Idle Conversation: «Я ездил в Сочи сейчас на музыкальную конференцию, там ходят такие диджеи-мужички — тачки, дача, жилетка, джинсы в вышивке, х**вые лохи. Твой образ мысли отражается в том, как ты одет, хороший диджей не может выглядеть, как лох. Но их главная проблема — никто не дышит им в спину. У них много последователей, но мало оппонентов».
Продолжение следует... -
Toxubai писал : Алина Секвенция мягко говоря заенадоела со своим мылом - порожняк какой-то гонит всё время. Шла бы старела дальше спокойно, так нет же, неймётся ей - бумагомарательница, млин.
Плюс, как говорится, один.
Ее графоманство неуемное уже откровенно поднадоело. -
Toxubai писал : Алина Секвенция мягко говоря заенадоела со своим мылом - порожняк какой-то гонит всё время. Шла бы старела дальше спокойно, так нет же, неймётся ей - бумагомарательница, млин.
Согласен А когда фото её увидел, так вообще побледнел...так что пусть лучше будем видеть строки (пусть и неинтересные), чем её саму)) Тут опять же интересно только из-за присутствия Ильи Воронина..
сильный вывод Спасибо отец.
у меня за лето взгляды не менялись -
-
-
VanLogos писал :
А что тогда актуально? Конечно данная тема не вызывает бурной полемики, значит и не актуальна...
да тут в самом заголовке ответ собственно))
и почему вообще в России должно быть так как в малых странах? культурный и технологический обмен в них быстрее, как и устаревание технологий.
по мне так оч круто, что у нас свой путь и я уважаю тех кто в своём творческом развитии не оперяется на иные культуры.
еех) -
Реальность писал :
по мне так оч круто, что у нас свой путь и я уважаю тех кто в своём творческом развитии не оперяется на иные культуры.
Долго ли нам, людям русским и народностям иным, но братским, на запад смотреть инородный?
Не устали ли мы от треков заморских, инструментов синтетических?
Пришло время порушить стереотипы отсталые. Музыка с душой русской да тенденцией современной над танцполами по миру разносится.
Настала пора Руси танцпольной.
-
VanLogos писал : есть два вида диджеев - те кто задают тон сами и те кто следуют и поддаются общей тенденции в музыке
+ ещё много букв :)
согласен... вот только первых - единицы... и мало кто знает, насколько трудно коммерческому ди-джею не скатиться ко вторым (и уж лично меня очень греет мысль, что не скатываюсь, но не мне судить)... а уж про наш замечательный "клубный" город можно говорить часами об этом и о многом том, что написано в статье, а если ещё учесть неоднозначное отношение к Сенквенции, то и не одну неделю будем друг другу правоту с пеной у рта доказывать...
может, чтобы было на мой взгляд проще, выведем основные вопросы, которые затронула статья? -
может пора уже устроить дискуссию на эту тему в какомнить заведение и решить мать его что всем в городе играть)))))))
P.S. виталя я тебя вообще поддерживаю полностью. ты столько лет в комерцие а еще не потерял вкус окончательно, но мое мнение потихонечку скатываешься... может просто старость.... Вот взять тебя в 2009))))) -
ололо. .Kubinec писал : виталя я тебя вообще поддерживаю полностью. ты столько лет в комерцие а еще не потерял вкус окончательно, но мое мнение потихонечку скатываешься... может просто старость.... Вот взять тебя в 2009)))))
смешно канеш, когда некоммерческий диджей/музыкант/слушатель пытается учить коммерчесского диджея что и как ему играть в своём заведении
по теме - диджей в наше время ничего не решает, решает масмедиа
люди слушают то, что им навязывают, если бы у нас в один прекрасный момент радиостанции, телевидение резко сменили формат, а в газетах начали писать не про филипа киркорова и кто с кем переспал, а про достойных музыкантов, то и в клубах ситуация бы изменилась.. а пока что слушаем европпу плюс, смотрим дом 2, читаем бульварную прессу -
Igor Spinner писал :решает масмедиа
Igor Spinner писал :люди слушают то, что им навязывают
сорри за оффтоп
[внешняя ссылка] - перевод сенсационной новости -
-
Продолжение:
Почему у нас все по-другому: музыканты, тусовщики, клубы
Музыка и музыканты
Илья Воронин: Музыка в контексте российской танцевальной сцены всегда выглядела как некий чужеродный объект. В девяностых, когда существовали талантливые и очень способные, а главное самобытные музыканты, не существовало инфраструктуры для того, чтобы эту музыку продвигать, а музыкантов делать звездами. Самобытные и способные музыканты, безусловно, есть и сейчас — и их количество всяко больше, чем в тех же девяностых. Однако инфраструктура не создана и поныне.
Скажите, как вы узнаете о новом талантливом музыканте? Наверняка, из диджейских чартов в каких-нибудь СМИ, либо из плейлистов. Но где вы видели чарты российских диджеев? Где вы видели авторитетные российские СМИ? Да и потом, зачем диджеям не пойми кого пиарить — если, конечно, это не друг диджея. Вот поэтому молодым музыкантам приходится идти обходными путями — слать свои демо на западные лейблы, впихивать их при случае заезжим западным гастролерам и отслеживать в чартах западных же диджеев. Поэтому до российских просторов российские музыканты добираются очень долго, хотя именно в области музыки есть законный повод для гордости.
Алина Секвенция: Электронная музыка — это не наше изобретение, соответственно, даже у самого талантливого электронного музыканта из России ее создание не на уровне инстинкта, а на уровне копирования с образцов, которые изобретены за границей. Понятно, что развитие моделирования и синтеза звука позволяет экспериментировать кому угодно и как угодно в зависимости от широты фантазии и знаний — но реально это делают единицы, остальные лишь используют шаблоны для создания. Не потому, что у них нет возможности, а потому что музыка XXI века, в частности, электронная — это один большой шаблон. Все музыканты пользуются одними и теми же цифровыми синтезаторами с одинаковым набором моделирования и обработки звука, почти у всех жанров электронной музыки одинаковая структура, и единственное, чем может удивить сегодня музыкант, как бы прискорбно это не звучало — это успешным промоушном своего творения и успехом у массы слушателей — все остальное есть только для него и сочувствующих.
Инфраструктура для электронных музыкантов, в понимании музыкальной индустрии, существовала и гораздо раньше, чем в 90-е годы прошлого века — хороший пример тому группы «Зодиак» и «Новые композиторы», которые в 80-е годы уже были вполне успешными электронными музыкантами Советского Союза. А с расцветом клубной культуры 90-х к электронной музыке приобщилось куда больше людей, и индустрия для электронных музыкантов в более широком понимании, в которую позднее переродилась культура, начала неторопливый рост — любой музыкант в 90-х мог привлечь к своему нетленному творчеству интерес независимых лейблов — таких, как Electric Records, Citadel, Cosmos Production и даже Extraphone. Эти, да и не только, лейблы выпускали нашу электронную музыку с большим удовольствием и с куда более частым успехом, чем нынешние издатели. Просто раньше музыкант сам делал свою карьеру — self made был единственным способом заявить о себе, никакого стороннего менеджмента в клубной культуре не было, в отличии от 2000-х, когда появились первые менеджеры, и когда музыкант — все чаще аморфная творческая единица, ожидающая манны небесной в виде человека, который сделает за него все, кроме музыки, и это самая главная проблема нынешних музыкантов.
И. В: Если мыслить категориями коммерческой танцевальной музыки, то у нас пока не совсем получается делать крупномасштабные танцевальные хиты, хотя в транс-музыке наши уже давно освоили схему создания успешных треков. Одновременно с этим здорово получается работать в музыке, к которой обычно предъявляются более серьезные критерии качества, в музыке, в которой внутреннего смысла побольше будет. Вряд ли для кого-то станет секретом успех россиян на мировой драм’н’бэйс-сцене. Именно российские музыканты создали то звучание, которое сейчас доводят до ума люди вроде dBridge и Instra:Mental.
В последнее время активность наблюдается и в области той хаус-музыки, которая придерживается своих американских корней. Антон Зап, Нина Кравиц, Vakula — каждый из них за последние полгода выпустил крайне успешные пластинки на самых влиятельных лейблах в этом жанре — Underground Quality, Rekids, Firecracker. Сложилась даже парадоксальная ситуация — те же Зап и Кравиц гораздо известней в Берлине, чем в Москве. Альбом питерского музыканта Kontext, вышедший на дабстеповом лейбле Immerse, в западной прессе (которой обычно плевать на национальность) получил самые хорошие отзывы — последующие интервью в западных журналах и на западных сайтах это лишь доказали. Даже нижегородцы Moonbeam — и те к своей популярности пришли через западных диджеев и лейблы.
А. С: В коммерческой музыке все достаточно просто и сложно одновременно. Что такое коммерческая музыка? Это музыка, успешная в состоянии продаж и востребованности — и никак иначе. Но многие музыканты не понимают, что можно сколь угодно делать музыку с модным саундом, с учетом мировых музыкальных тенденций, и если на эту музыку нет спроса, то называть себя коммерческими музыкантами они никак не могут, так как они всего лишь возлагают надежды на коммерческий успех, которые могут не оправдываться — и это нормально.
Проблема в коммерчески успешной музыке у наших музыкантов одна — мы не интегрированы в мировую музыкальную индустрию, наша индустрия находится на отшибе мировой и живет по своим собственным правилам, которые чужды тем, что приняты за границей, и это подтвердили, наверное, уже все музыканты, сумевшие достичь коммерческого успеха на Западе в той или иной степени. Зато коммерческий успех внутри страны достичь гораздо проще, так как правила игры более понятны для российского музыканта — имея связи с нужными людьми и определенное количество денег для вложения в свою карьеру, есть шансы схватить успех, и, как показывают примеры, качеством такая музыка может не всегда отличаться. Другой вопрос, как долго можно удержать этот успех при жесткой конкуренции, которая в России не имеет никаких правил.
И. В: О чем это говорит? Это говорит опять-таки о том, что у нас отсутствует та самая инфраструктура. К тому же сейчас, особенно в России, где забыли, что музыка — вообще-то штука, которая стоит денег, создавать свой лейбл можно по двум причинам. Либо ты фанат и хочешь явить миру свое мировоззрение, либо что ты хочешь играть в глупую и заведомо проигрышную игру «чтобы было, как на Западе» и делаешь лейбл, у которого в итоге получается пара-тройка никому не нужных релизов. Но подавляющей массе диджеев, как ни странно, возиться с музыкой совершенно неинтересно. Попробуйте заговорить с таким диджеем о музыке — разговор быстро съедет на какие-то темы, к музыке отношения не имеющие никакого.
Музыка вообще на российской танцевальной сцене, скорее всего, не имеет никакой важности. Диджеи смотрят у кого какие гонорары, клабберы смотрят на рекламу и места в глупых диджейских чартах, промоутеры учитывают оба эти фактора. Разговора о музыке на русском языке совершенно не ведется. Хотите подтверждения? Почитайте любое интервью с практически любым российским диджеем... Но таланты есть — избавленные от пристального внимания окружающих, самые умные из них смогут сформироваться в настоящих, интересных, и самобытных артистов. Главное — чтобы не сдались.
А. С: Говорить о музыке, наверно, стоит, но вести на эту тему дискуссии постоянно — нет никакого смысла по одной причине. Количество потенциальных участников и потребителей таких дискуссий ничтожно мало. Вести разговоры принято о тех, кто пишет и играет музыку, так как основная специализация немногих оставшихся в нашей стране музыкальных СМИ сводится больше к развлекательной стороне, нежели к профессиональной или хотя бы специфической.
Сами музыканты и диджеи, в основной своей массе, не могут не только поддержать такой разговор, а часто и связно выразить свою мысль не в состоянии — интервью, с которыми мне приходится работать, тому подтверждение. А аудитория вскармливается со всех сторон информацией, которая не заставляет задумываться над природой ее возникновения, а позволяет просто ее потреблять на поверхности — откуда же взяться людям, которых можно заинтересовать серьезными дискуссиями о музыке? Для этого должно быть авторитетное музыкальное СМИ, концентрирующее вокруг себя заинтересованных людей, как пишущих, так и читающих.
Есть два пути в данный момент для реализации российских талантов — один, уже зарекомендовавший себя с помощью фактического успеха некоторых наших музыкантов, — через интеграцию в западную музыкальную индустрию, с последующим парадным маршем на Родину. Второй — через self made, о котором в 2000-х незаслуженно многие наши музыканты забыли, но который не стал от этого менее эффективным в достижении творческих успехов.
Тусовщики
И. В: Известно, что люди не меняются. Точно так дело обстоит и с тусовщиками. Они как танцевали двадцать лет назад, так и продолжают танцевать, несмотря на то, что сменилось уже несколько их поколений. Хотя есть и различия — для современного клаббера поход в клуб или на рейв практически не несет никакой сакральной ценности (какая наблюдалась у тех, кто танцевал на заре движения). Для современного клаббера поход в клуб — это всего лишь один из видов досуга. Этим промоутеры и диджеи, равно как и любые другие работники танцевальной сцены, могут гордиться. Большинство наших современников знают, кто такой диджей, и чем он занимается. По крайней мере, они имеют хотя бы какое-то представление. К тому же, еще одно достижение, которое можно приписать заслугам диджеев — люди отвыкли слушать музыку по трекам. Теперь у каждого в машине куча болванок (или айпод) с миксами всевозможных диджеев-друзей. Вот только имена этих диджеев люди совершенно не запоминают. «Качает, ну и ладно», — справедливо думает такой слушатель.
А. С: Тусовщики — люди ведомые во все времена, и направление им всегда задавали клубы. Несмотря на то, что люди как танцевали, так и танцуют, качество тусовщиков 90-х и 2000-х отличается. В 90-х в клубы ходили на музыку, на диджеев, которых знали не только по именам, но и по успехам на творческом поприще. Сейчас немногие идут в клуб на определенную музыку и уж тем более на конкретного диджея — тусовщики идут на тусовку друг с другом. Раньше главным атрибутом клуба был танцпол, сейчас — ложи с депозитными столами, из чего можно сделать печальный вывод, что эра танцевальных клубов в нашей стране медленно уходит — тусовщики все меньше танцуют.
Клубы
И. В: Испокон веков под клубами подразумевались места встречи людей по интересам. В девяностых слово «клуб» практически полностью было узурпировано танцевальной индустрией. На волне рейв-истерии появлялась масса клубов, некоторые из которых действительно становились настоящими мекками поклонников того или иного стиля. Это, как правило, происходило в Германии: Omen — для фанатов транс-музыки, Tresor — для адептов техно-ритмов. Но чаще клуб олицетворял определенный образ жизни. В Великобритании это пропагандировали Ministry Of Sound или Cream, в России посередине всевозможных кабаков и казино существовали островки альтернативной культуры — «Птюч», Aerodance, The Tunnel в Питере. Да и в разных крупных городах России обязательно было одно-два места, служившие ретранслятором мировой рейволюции.
Это уже чуть позже умный Алексей Горобий придумал и впоследствии отточил схему идеального русского клуба «с блэкджеком и шлюхами» — сначала еще заигрывая с модной молодежью в «Титанике», а уже потом в «Шамбале» и «Временах года» сделал фактически уникальную смесь для «папиков» и жаждущих искупаться в блеске «великосветской» жизни. Именно клубы Горобия — это стопроцентно российское изобретение (несмотря на то, что подобных клубов полным-полно в Азии или на Среднем Востоке). То, что эта формула хорошо прижилась на российской земле доказывает то, с какой оперативностью обычно крайне неповоротливая российская провинция поняла, что такое «фейс-контроль», «гламур» и вообще что из себя должен представлять «нормальный» клуб.
Это клубы, которые здорово вписываются в установившийся порядок вещей — здесь все больше о перьях, пестрой шумихе, которая заполняет пустой внутренний мир типичного посетителя таких заведений. К тому же, бытует мнение, что такие заведения окупаются быстрее, что совсем не так. В России не может существовать много заведений, в которых главное — это танцы и музыка (за которой управляющие заведениями пристально бы следили). Просто потому что в любом городе живет крайне небольшое количество людей, для которых музыка — это именно та штука, которая побуждает их пойти именно в это заведение. Во многом, потому что местных диджеев с должным авторитетом на всю страну — просто ничтожное количество, особенно принимая во внимание масштабы нашей необъятной Родины. А каждые выходные выписывать какого-то заморского гостя — это все-таки очень дорогое удовольствие. Редкие исключения вроде московских «Пропаганды», «Армы17», «Солянки» или недоступной многим «Крыши Мира» — лишь подтверждают это правило.
Естественно, можно понять и тех, кто дает на все это великолепие деньги. Владельцам нужна прибыль, к тому же известно, что в нашей стране все дорого. Вкладываться в сомнительные с экономической цели «культурные объекты» мало кто захочет. А меломанов, у которых был бы хороший вкус в электронной музыке, у нас, как я уже говорил выше, совсем немного. Неизвестно, как дальше будут развиваться клубы, но вряд в ближайшей перспективе клубы станут лучше и интереснее. Все-таки клубы — это очень «длинные деньги», а они в современной политико-экономической ситуации нашей страны — штука совершенно невостребованная.
А. С: Если учесть, что раньше в большинстве случаев клубы открывали именно как клубы — то есть имели какую-то определенную концепцию, старались собрать круг постоянных посетителей, объединенных близкими интересами, то с приходом 2000-х даже в разговорах с теми, кто строит клубы, я все чаще слышу название «проект» — то есть клубы перестали строить с расчетом на длительную перспективу, и не только по политико-экономической ситуации нашей страны, а потому что ночное заведение стало средством освоения свободных денег владельцев в краткосрочной перспективе — вложил, отбил и забыл.
Раньше владельцы старались не диктовать своим наемным арт-менеджерам программную и музыкальную политику, что позволяло последним сосредоточиться на своей непосредственной работе с большим прицелом на ее результат. Сейчас же владельцы взяли в привычку приглашать в арт-менеджеры клубов людей по принципу «брат-сват-друг», либо «не дорогой сотрудник», нежели по каким-то профессиональным качествам, а арт-менеджмент в большинстве случаев выполняет роль не организатора оригинальной программы, а ублажителя запросов хозяина и его многочисленных друзей. Это повальная история, на которую уже который год жалуются почти все клубные артисты страны — от диджеев до танцоров — когда арт-менеджмент буквально терроризирует их, подбегая и требуя то одно, то другое — «хозяин просит». Представить такую ситуацию, скажем, в клубе Лондона или Мадрида практически не реально.
Особенно непонятной для многих остается ситуация, когда на исходе десятилетия, за которое производство звукового и светового оборудования для развлекательных заведений сделало неимоверный скачек, но большинство клубов почему-то в первую очередь думают о том, какими должны быть мебель и дизайн, и в последнюю — какой будет звук, свет и оборудование для выступлений артистов. Если в 90-х с дефицитом оборудования ситуация оправдывалась отсутствием и выбора, и мест для приобретения, и цен, то в 2000-х любое оправдание клубу, в который «закапываются» миллионы долларов и в котором стоит звук и свет, не отвечающий современным требованиям, будет выглядеть, как непрофессионализм.
И конечно, главный бич сегодняшних клубов — они не воспитывают публику и не прививают ей вкус к музыке — они ее развлекают ее же прихотями, потому что боятся, что она уйдет. И она уходит из клубов, но не потому, что ей пытаются дать то, что она не хочет, а потому что тут нет ничего такого, что она не может получить в другом месте — именно по этой причине пошла мода за ночь объезжать несколько клубов, нигде не задерживаясь больше часа — главным стало «отметиться» и двинуться дальше, ведь почти нигде не предлагают то, что может заставить задержаться до утра. Раньше это была музыка и диджеи, сейчас музыка почти везде одинаковая, по причине чего и диджеи уже мало кому интересны.
Продолжение следует... -
Вольфган Штернек "Рэйв, Наркотики и Киберплемя"
В девяностых большое количество молодых людей нашли путь самовыражения в Рейв- и Техно - культуре. Первоначальными особенностями были отказ от традиционных музыкальных форм, другая культура, со своими идолами и звёздами как в поп-музыке, а также потребность в творческом развитии и самоопределении. Рейв - культура отразилась на множестве людей, которые всё чаще стали использовать экстатические и измененные состояния. Хорошая рейв-вечерина схожа с ритуалом вхождения в транс, который используют люди некоторых традиционных культур, во время которого они танцуют под монотонный ритм....
http://psycity.ru/index.php?id=59&sort=1 -