История и фотографии городка Нефтяников 50-80гг.
Создана: 13 Марта 2009 Птн 5:34:25.
Раздел: "Город Омск"
Сообщений в теме: 771, просмотров: 510830
-
Предлагаю собрать фотографии городка Нефтяников, сделанные в 50-80 годах. В отличии от темы "Омскъ" в интернете фотографии почти не встречаются, поэтому придется добывать фото самим.
Поскольку большинство фотографий сделано любителями, а не профессионалами, то не надо ругать за качество.
Если у кого есть фото, выкладывайте, не жадничайте, это уже история. -
Дефиле советских моделей образца 1960 года
А что, девчонки выглядять вполне симпатично, даже в комбинезонах, есть на что посмотреть под робой, не то что нынешние заморыши на подиуме. -
-
Конопатый писал : А я думаю, где они сейчас и как живут, как к ним окружающие относятся, знают ли про их тот период...
Они не живут, они доживают. Им теперь под 70, а то и все 80. Ползают до своих садов и каждую неделю хоронят сверстниц. Окружающие не очень интересуются ими, поэтому они и не рассказывают как строились Нефтяники. -
-
-
-
Лисовин писал : ...
Видимо, первые годы существования площади у ДК. Совершенно не помню киоск Союзпечати и нет массивной афишы с часами. Также на газоне нет посодок.
Странно. Именно в этом киоске я в 80-е пацаном покупал модные тогда наклейки, значки с C.C.Catch и плакаты Сталлоне и Шварца. -
-
Это точно не тот. Я этот узнаю - типовой проект. В конце 60-х их все поменяли (у моего друга мама как раз тогда в Союзпечати работала и помню процесс)Topmanager писал :Странно. Именно в этом киоске я в 80-е пацаном -
-
Я не совсем точно выразился: я не помню киоск в таком виде, полукруглой формы, и развёрнутым в сторону площади. В памяти отложилось, что киоск стоял, как уже отмечено, развёрнутым в сторону здания и был прямоугольной формы. -
Хрен вам, а не картинки .
"Многабукв" форева
О планировке Нефтяников: сталинский фэн-шуй
При первом же рассмотрении первоначального плана городка Нефтяников в глаза бросается странная форма застройки. Она напоминает трапецию или пятиугольник. Далее будут указываться современные названия улиц, так как на первоначальных генпланах они не обозначались и получали свои названия в течении целого десятилетия. При выборе названий прослеживается определённая система, которая позволяет говорить об особой идеологической схеме, в которую встраивалось сообщество нефтяников.
Южным основанием «жилой трапеции» - так в дальнейшем будет именоваться первоначальный район застройки служил отрезок нынешнего проспекта Мира, относительно короткий (0.9 км ) и расположенный параллельно руслу Иртыша.
В середине основания «трапецию» перпендикулярно пересекает нынешний проспект Культуры. В месте пресечения – Дворец культуры нефтяников. Можно считать его центром равноконечного креста – отрезки улиц на все стороны света (практически совпадает с ориентацией по компасу) практически одинаковы. Проспект Культуры не является сквозной улицей, так как на севере он упирается в комплекс Больничного городка, на юге – в Советский парк культуры и отдыха, а в середине в створе улицы находится Дворец культуры.
Восточная и западная сторона трапеции – магистрали, связывающие городок с промышленными объектами. Длина Нефтезаводской и Химиков в пределах «трапеции» - 1.5 км. На востоке улица Химиков (первоначально магистральная) имеет общее направление на станцию Комбинатская, на западе Нефтезаводская практически точно выходит на заводоуправление. Таким образом, веерное (расходящееся) расположение основных магистралей имеет утилитарное обоснование.
Поперечные улицы внутри «трапеции» параллельны проспекту Мира, но на границе «трапеции» имеют изгиб, обращённый углом на север. Границей «трапеции» на севере служат улицы Магистральная и 22 Апреля (первоначальная застройка в разной степени заканчивалась между ними).
В итоге планировка городка вышла весьма сложной, в ней прямоугольная поквартальная застройка накладывалась на расходящийся веер магистралей, что приводило к образованию обрезанных и усечённых кварталов, неоправданным поворотам улиц и сбою в ритме планировки. На границе трапеции, с которой состыковывалась позднейшая, исключительно прямоугольная застройка, до сих пор царит неразбериха в застройке.
Что кажется весьма странным, так это то, что структура Нефтяников повторяет планировку одного из исторических центров Омска. А именно, расположенного к северу от границ Омской крепости и ставшего центральной частью правобережного (по реке Оми) Омска.
Его осью является Тарская улица (сохранила первоначальное название), старинная Тарская дорога, ведущая на север от Тарских ворот (она соответствует проспекту Культуры в Нефтяниках). Перпендикулярно ей – отрезок улицы Казанковской (ныне как улица не существующая – это так называемая площадь Победы, связующая Красный путь и ул.Ленина) и улица Александровская (ныне Интернациональная). Почти в перекрещении улиц Тарской и Казанковской – кафедральный Успенский собор. В представлениях девятнадатого века площадь перед кафедральным собором считаласть центром города. В Омске это, правда, было несколько иначе.
От концов Казанковской улицы веером расходились две магистрали, которые первоначально играли роль дорог. Улица Капцевича (ныне Красный Путь) шла по правому берегу Иртыша и связывала город с прибрежными деревнями, ту же роль играла Скорбященская улица – она шла по правобережью реки Оми.
Несколько южнее, в пределах построек Крепости находилась Шрингеровская улица, названная так в честь основателя второй Омской крепости Ивана Ивановича Шпрингера. Благодаря его замыслу и трудам Омск из рядового укрепления стал центром сибирских укрепленных линий, местом размещения командования вооружённых сил. Благодаря этому человеку начиналась судьба Омска как региональной столицы. Я прошу обратить внимание на это обстоятельство, кода дойдём до описания идеологической схемы Нефтяников – в Нефтяниках была улица Малунцева.
Тарская улица в пределах крепости начиналась Воскресенским собором, проходила в непосредственной близости от кафедрального Успенского собора и выходила на «церковь на Тарской» - Крестовоздвиженский собор. Таким образом, это в полном смысле «дорога к храму», точнее от храма к храму. Можно добавить, что церкви располагались в определённом хронологическом порядке и по мере движения верующий словно проходил ключевые эпизоды христианской истории: от Воскресения Иисуса Христа – кульминации мировой истории к Успению Богоматери (покровительницы России) к Воздвижению Честнаго и Животворящего Креста императором Константином, иначе – созданию христианской империи Византии, прямой наследницей которой числила себя Россия. Этот ансамбль сложился в начале двадцатого века, его символика была явна для верующих и могла рассматриваться как идеологическая доминанта губернского города. К началу строительства Нефтяников Воскресенский и Успенский собор были уничтожены, на их месте располагался бульвар и парк культуры и отдыха, так что, разумеется, о прямом замещении забытой идеологической схемы речи идти не может. Вполне возможно, губернские архитекторы начала двадцатого века и генпланисты соцгородка полвека спустя исходили из неких архетипов, которые подсознательно диктовали схожие решения.
Данные решения описываются так.
В центре – самые значимые сооружения, причём не обязательно имеющие официальный характер демонстрации власти.
Центр располагается на пересечении двух улиц, которые являются особыми значимыми для обитателей.
Район застройки ограничивается магистралями, имеющими направление на объекты вне поселения, но котороые, имеют жизненно важное значение для обеспечения жизнедеятельности.
В глубине застройки располагается улица, связанная с историей основания поселения, носящая имя основателя поселения. Улица не имеет парадного официального значения.
Можно ли считать это совпадением или осознанным стремлением противопоставить устаревшему центру Омска новое средостение жизни соцгорода – тайна сия великая есть. Нефтяниками этот казус точно не осознавался, что, правда, не означает, что планировка имела целью воздействие только на сознательном уровне. Вполне возможно, губернские архитекторы начала двадцатого века и генпланисты соцгородка полвека спустя исходили из неких архетипов, которые диктовали схожие решения.
Веерное расположение улиц, расходящихся от центра, характерно для старинных русских городов. Типичный русский город располагался «в углу» - при слиянии двух рек и далее мог развиваться только как сектор, ограниченный двумя берегами. Естественное развитие города происходило от центра – кремля, детинца, соборной площади. Продольные улицы расходились веером от центра, поперечные – шли параллельно контуру площади или стене кремля, то есть имели вид сегмента окружности.
При выборе принципа планировки Нефтяников могли быть колебания между утилитарностью прямоугольной сетки улиц и более сложной веерной системой – в Нефтяниках они совмещались, что давало весьма сложный рисунок улиц и, как представляется исходя из утилитарных соображений, ничем не оправдано.
Если исходить из логики проектировщиков, всё-таки отчасти настоявших на своей позиции, то заводской посёлок рассматривался ими как новый полноценный город. Точнее - новый «старый», который являлся возрождением в новых условиях исконних русских традиций и воплощением в контурах соцгорода.
В дальнейшем планировка Нефтяников не стала развёртыванием первоначального импульса – следующему поколению проектировщиков эти замыслы были неизвестны или же не имели для них никакого значения. В конечном итоге возобладала прямоугольная планировка, наиболее простая и утилитарная. В пределах «трапеции» произошло другое достаточно интересное явление – хотя градостроительные фантазии не получили продолжения, зато на первоначальный эскиз наложилась идеологическая схема, запечатлённая в названиях улиц. -
Центр Нефтяников: проспект Мира и проспект Культуры
Нефтяники жили в чётко обозначенной идеолого-топографической схеме.
Она была созданна уличной топонимикой. Окончательно названия улиц устоялись в первой половине 60-х, так что можно утверждать, что формирование сообщества нефтяников и окружающего их рукотворного пространства шло одновременно. Как я предполагаю – с влиянием друг на друга. Не имело особого значения, был ли построен в 50-е Дворец культуры нефтяников, существовал ли он только в проекте или же велась его стройка – важна была идея необходимости и локализации объекта. В коммунистическом принципиально материалистическом мировоззрении идея - эйдос по-платоновски имела вполне объективный характер и влияние на общество.
Итак, базовые элементы планировки городка, первоначальной «жилой трапеции», которая намечалась первоначальными генпланами (тогда с безымянными улицами) и строилась с 1953 г.в течение последующего десятилетия.
Центр Нефтяников – Дворец культуры нефтяников. Он располагался на пересечении двух осей, которые образовывали примерно равноконечный крест.
Направление восток-запад – отрезок проспект Мира, транспортная магистраль городского значения, решенная как аллея. Восточное окончание заняло учреждение культуры – кинотеатр «Кристалл», западное – учреждение государственной власти – Советский исполком. На самом деле в одном здании кроме исполнительного комитета районного совета народных депутатов, который являлся легитимным органом власти, располагались «теневые» органы – райкомы КПСС и ВЛКСМ.
Направление север-восток – проспект Культуры, межквартальный проезд, выполненный как полноценный сквер. На севере – комплекс больничного городка, на юге – парк культуры и отдыха на берегу Иртыша.
Достаточно интересный факт: омский Дворец культуры нефтяников является аналогом аналогичного учреждения рижского ВЭФ. Омич - копия рижанина. Правда, в связи с обстоятельствами в многотрудном долгострое облик этих зданий значительно отошёл как от первоначальных проектов, так и друг от друга.
Оба они представлялись как цитадели советской культуры во враждебном окружении, почти как соборы или монастыри на языческих землях. Чужеродность почвы носила разный характер. С одной стороны - европейская Рига и крестьянская хуторская Латвия. С другой - бывшая столица Колчакии и обезлюдившие земли обескровленного сибирского крестьянства. Земли замирённые, но требующие полной интеграции в мир советской цивилизации. Культурный фронтир проходил по Даугаве и Иртышу. Вместе с советским десантом - мощным отрядом рабочего класса и научно-технической интеллигенции - в боевых порядках шли работники советской культуры. Все вместе они не только строили заводы и жилые города - они освящали чуждую землю, хранящую следы сопротивления, светом советской культуры.
Видимым образом невидимой коммунистической благодати, своего рода архитектурной иконой служили Дворцы культуры. Это были огромные помпезные светлые здания, на которые в стране хронического всеобъемлющего дефицита не жалели ни денег, ни ресурсов. Важнее их в сознании сталинского руководства была только индустрия, составлявшая каркас державы. Дворцы культуры были зримым свидетельством пришествия коммунистического 'тысячелетнего царствия анти-Божия' согласно писаниям пророков Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина. Они были пришельцами во времени, из светлого будущего.
Инерция такого представления действовала даже после смерти Иосифа Виссарионовича, в период либеральной полномасштабной ревизии сталинизма в хрущёвское правление. Формально строительство ДК Нефтяников было заморожено, фактически же продолжалось всеми правдами и неправдами. По официальным документам руководство завода строило "заводской клуб", то есть некое сооружение весьма скромных размеров и с ограниченными функциями. Малунцев и его соратники сознательно шли на возможные неприятности, выделяя из скудного снабжения промстройки дефицитные материалы на строительство полу-запрещённого объекта, отвлекая людей, формируя не совсем легально финансирование стройки. Следовательно - они были уверены в острейшей необходимости объекта, его первоочерёдности и в будущем благотворном влиянии на население городка.
'Культуре' - в её весьма специфическом советском понимании - отводилась центральная роль в коммунистическом мироздании. Сразу следует отметить, что это не была культура вообще как сумма всех достижений человечества. Советская идеология в этом вопросе была решительна и бескомпромиссна: культура могла быть прогрессивной, то есть соответствующей критериям марксизма-ленинизма.
Тут приходится прибегать к религиозной терминологии, потому что только она адекватно может описать роль культуры в советском обществе. Культура имела такое же значение как благодать в православии, то есть она была механизмом причащения человека - коллектива - общества к высшим сакральным ценностям.
Для первых нефтяников советская культура уже была полностью сложившимся феноменом, с богатыми и разнообразными традициями. Любой мог выбрать из них направление, соответствующее развитию собственной личности. Сборное население Нефтяников могло исповедовать только одну форму культуры - советскую: потому, что иной они уже не знали, и потому, что она оптимально соответствовала коренным интересам складывающейся общности людей.
Строители Нефтяников 50-х годов в подавляющем большинстве родились или как минимум получили образование в советское время. Поколения 20-30-х в полной мере испытали присущую тогдашним советским людям раздвоенность между 'старорежимными' традиционными представлениями, в которых они воспитывались в семье, и совершенно новой идеологией, в русле которой их перевоспитывало государство. Равнодействующая этих во многом противоположных усилий выражалась в формировании квази-религиозного мировоззрения сталинизма. -
Сорри, что почти офтопик.
Лисовин писал :
Значит, старые добрые буржуйки, вечные спасительницы России. В Гражданскую в Отечественную железные трубы от них выводили в окна. Тут, видимо, проектировщики заранее обеспечили что-то, что могло использоваться под дымоход.
У буржуек такая особенность - чем длиннее труба-дымоход, тем выше ее теплоотдача (точнее - ниже теплопотери). Поэтому старались сделать трубу подлиннее, т.е. протащить сквозь всю комнату. Сразу затолкать в дымоход-коллектор - тепло выбросить. -
Проспект Мира
В современном русском языке произошло обеднение базовой лексики по сравнению с богатством смыслов и оттенков классической литературы. Слово «мир» в полной мере испытало на себе превратности судьбы.
Уже в 50-е – и тем более сейчас – невозможно представить, что на самом деле речь идёт о двух (а до реформы 1745 года – и трёх) самостоятельных словах, которые после реформы орфографии 1918 года и наполнения новым смыслом слились в одно; и всё-таки рудименты значений до сих открываются при звучании огрублённого обобщения.
Мир – первоначальное «миръ» - с ятем как состояние покоя, без конфликта или войны.
Мiръ (через «и» десятеричное)– в узком значении деревенская соседская община, в широком – космос, вселенная, кружающее пространство.
Поэтому становится интересным, какое же значение вкладывалось в наименование проспекта Мира и как могло это восприниматься в 50-е.
Значение, лежащее на поверхности объяснения – речь идёт о мире как состоянии без войны. Для советского общества, которое было поставлено на грань уничтожения десятилетие назад и которое жило в ожидании очередного пришествия войны, мирное состояние было самым желанным. Надо ещё раз проникнуться атмосферой того времени, чтобы понять какое значение имела антивоенная тема в советской пропаганде и почему только ради сохранения мира советское общество было готово вытерпеть очень многое. Мир считался обязательным атрибутом коммунизма, так при новом общественном строе исчезали все социально-экономические противоречия, приводящие в итоге к войнам.
При рассмотрении мотивов застройки проспекта Мира можно высказать предположение, что «мир» означало не только это.
Чтобы не быть голословным, следует перечислить те общественные заведения, которые располагались в 8 домах по северной стороне проспекта Мира. Под них были отведены первые этажи пятиэтажных домов.
Дом 7 по улице Химиков, угловой: в той части, что выходила на проспект Мира – булочная.
Дом 48А – вставка над арочным проходом: детская библиотека.
Дом 50: магазин «Одежда».
Дом 52: магазин «Галантерея».
Дом 54: магазины разного назначения, которые менялись со временем.
Дом 56, угловой, выходящий на площадь с Дворцом культуры нефтяников: гастроном «Омич», далее – юношеская библиотека.
Дом 60, также угловой, боковым фасадом обращённый к Дворцу культуры нефтяников: «Универмаг», начальная школа №4, опорный пункт милиции и ДНД. В нём же располагался шахматный клуб, наследство Малунцева.
Дом 62: «Кулинария» с цехом приготовления и ресторан «Прибой».
Дом 64: магазин «Книги».
Дом 66: магазин «Хлеб», дежурная аптека и служба быта (ремонт бытовой техники, химчистка).
Набор сооружений наглядно показывает, каким представлялся «мiр» строителя соцгорода: достаточный набор магазинов «для тела», для обеспечения достаточных бытовых условий, и культурных учреждений «для духа». Государство, строя новое общество, демонстрировало свою заботу о тех, кто соглашался участвовать в реализации проекта, и задавало структуру этого общества.
Эстетическое восприятие фасада Нефтяников имело не меньшее значение.
Проспект Мира имел сложное дорожное обустройство. По оси магистрали располагалась аллея – широкая дорожка из бетонных плит, рядовые посадки деревьев, куртины кустарников и клумбы с цветами. Ближе к аллее проходили трамвайные пути. Проезжая часть по обе стороны аллеи была неширокой по сегодняшним меркам – всего две полосы, но по тем временам этого было вполне достаточно. Проезжую часть и тротуар разделял газон с рядом тополей.
Над проспектом возвышались пятиэтажные дома, имеющие жёлто-белую окраску: белым выделялась лепнина. Они и сейчас производят впечатление: надо полагать, в 50-е вид светлых ярких домов на фоне нефтезаводских бараков и одноэтажного Омска производил впечатление. Таких архитектурных комплексов к началу 60-х в центральном Омске было немного.
Архитектурное оформление фасада Нефтяников можно отнести к «сталинскому ампиру», как бы ни было неопределённо само это понятие. В провинции реализовывались лишь некоторые элементы декора: предполагалось, что восприятие зрителя настроено на помпезные столичные образцы и само дополнит вынужденную скромность в нужном направлении.
Первые этажи, занятые магазинами, имели огромные арочные витрины – надо сказать, для Сибири не самое экономное решение. Они имели оформление в виде лепных гирлянд. Фасады некоторых домов разделяли промежуточные карнизы – мера как эстетическая, так и практическая, поскольку отчасти сберегала штукатурку от дождя. Самой эффектной частью домов были эркеры – башни на пятых этажах (иногда они начинались с третьего), которые возвышались над свесом кровли.
В районе Кристалла, то есть на въезде в Нефтяники оформление имело особенно торжественный характер: создавались развёрнутые лепные композиции из гирлянд и вазонов. Как ни странно, коммунистическая и государственная символика вроде гербов, стягов, серпа и молота в них отсуствовала
Проспект Мира (особенно на северной стороне магистрали) на самом деле представлял собой представление о «мире – мiре» как о разумно устроенном культурном обществе, в котором общественное и частное, природное и рукотворное находилось в гармонии, порядке и в бесконфликтном состоянии. Фасад Нефтяников был витриной нового общества, наглядной агитатцией соцгорода, фактом реализацией её замысла.