Москва. Метро. Терракт.
Создана: 10 Февраля 2004 Втр 12:40:55.
Раздел: "Флейм"
Сообщений в теме: 20, просмотров: 3335
-
в Москве был совершен один из крупнейших терактов: смертник взорвал бомбу в переполненном вагоне метро. Точное количество жертв еще неизвестно, но предполагается, что могло погибнуть до ста человек. Как минимум столько же получили ранения и контузии. Число же людей, получивших тяжелейшую психологическую травму, вообще не поддается учету. Тем более что удар был нанесен в том месте, где давно обещали террористы и ожидала ФСБ.
"Весь туннель был в органике"
Взрыв прогремел в 8.30, когда поезд, в котором находилось до полутора тысяч пассажиров, следовал по перегону между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" в сторону центра. Очевидцы, выжившие в этой мясорубке, рассказывают примерно одно и то же: читал книгу или газету, смотрел в окно, дремал - и вдруг...
- Взрыва я вообще не слышала,- вспоминает домохозяйка Анна Сергеевна, пожилая женщина с изрезанным лицом, ехавшая в пятом от головы поезда вагоне.- Раздался резкий звук, напоминающий скорее удар небольшого колокола. Только этот звон, в отличие от колокольного, не затихал, а как бы повис, застыл на одной ноте. Этот свист подействовал на меня завораживающе: я видела осколки стекла, летящие прямо мне в лицо, чувствовала ворвавшуюся в вагон волну горячего воздуха, но не сообразила даже прикрыться книжкой.
Взрыв буквально "раздул" второй от головного вагон электрички, а третий смял в гармошку. Посыпались стекла, запахло горелым мясом и проводкой. Тех, кто находился у дверей и окон других вагонов, поранило осколками. Взрывная волна, отразившись от стен тоннеля, ударила по стеклам, и их осколки попали в пассажиров. Вместе со стеклами из поезда, еще какое-то время продолжавшего двигаться, волной выбросило останки пассажиров. "Весь тоннель был в органике",- скажет потом Ъ следователь прокуратуры.
Машинист электрички Владимир Горелов, человек с очень бледным лицом, который, однако, успел переодеться в новую форму, рассказывает, что от взрыва сработала система АРС (автоматической регуляции скорости), а когда поезд остановился, он никак не мог связаться с диспетчером, чтобы доложить о ЧП, потому что в головном вагоне повредило связь. Потом он дозвонился до диспетчера, воспользовавшись связью, проложенной в тоннеле, и сказал, чтобы обесточили контактный рельс. И пока вырубали ток, "как предписано в инструкции, сидел и ждал подтверждения", слышал крики людей, которым никак помочь не мог. Наконец подтверждение поступило, машинист поставил на контактный рельс контроллер и открыл двери по обе стороны вагонов.
- Я пришла в себя уже в тоннеле,- рассказывает студентка Ирина.- Когда едешь в поезде, кажется, что вагон занимает все пространство, а в тоннеле, оказывается, есть еще и довольно широкий тротуар, идущий вдоль рельсов. По этому уступу меня вел под руку, нет, скорее тащил какой-то молодой мужчина. Он шел довольно быстро, почти бежал, а я все время спотыкалась, потому что смотрела только на затылок своего спасителя и на его правое ухо, из которого текла за воротник струйка крови. В какой-то момент я как будто проснулась и сообразила наконец посмотреть под ноги... Мы шли, как мне показалось, по трупам. Тротуар был буквально устлан ковром из окровавленных кроссовок, шапок, сумок, очков, кошельков, среди которых были разбросаны оторванные руки и ноги. Мой спутник сначала старался обходить фрагменты, но чем дальше мы отходили от поезда, тем их, казалось, становилось больше и больше. Потом мужчина шел, уже не останавливаясь. Перевести дыхание мне удавалось лишь тогда, когда на пути попадался целый труп и моему спутнику приходилось отодвигать его с дороги. Вот тогда мне и стало по-настоящему страшно.
Подземный морг
В течение примерно получаса пассажиры, которые могли передвигаться, покинули поезд. Большинство из них добирались до "Автозаводской", расположенной метрах в трехстах от взорванного поезда. Пассажирам же первого вагона пришлось километра три идти до "Павелецкой": проход в противоположную сторону закрывал "раздувшийся" вагон. Тяжелораненых, трупы и фрагменты тел выносили уже спасатели и милиционеры. Станция "Автозаводская", на которой побывал корреспондент Ъ, превратилась в подземный морг.
За две линии оцепления (милиции и внутренних войск) у "Автозаводской" провели знакомые оперативники. Затем с группой рабочих, тащивших баллоны для сварки и какие-то провода, удалось пройти на саму станцию. Там работала оперативно-следственная бригада. Десятки милиционеров и спасателей на носилках вытаскивали трупы и фрагменты тел на платформу, в центре которой установили и огородили красной лентой несколько столов для следователей прокуратуры. Они бегло осматривали трупы, писали фломастером на уцелевших участках кожи порядковый номер, который заносили в протокол. Затем останки по эскалатору поднимали наверх, и там несколько санитаров упаковывали их в черные полиэтиленовые мешки. Подача снизу была организована явно лучше, те, что работали наверху, не справлялись; все пространство рядом с ними было заставлено носилками, на многих лежали разорванные пополам трупы.
- Сколько всего погибших? - поинтересовался корреспондент Ъ у санитара, отошедшего перекурить.
- Целиковых трупов около шестидесяти и разорванных столько же (вчера в официальных списках погибших значилось 39 человек.-Ъ).
Точное количество жертв теракта до сих пор не установлено. Участвовавшие в осмотре места происшествия оперативники говорят, что жертвами теракта стали не менее 100 человек, но и это приблизительная цифра. По прогнозам сотрудников ФСБ, итог трагедии в московской подземке будет подведен только через неделю, когда, как они надеются, удастся идентифицировать большинство погибших.
- Подземный взрыв гораздо опаснее наземного,- говорят эксперты-взрывотехники.- На открытом месте ударная волна поражает человека один раз, нанося ему минно-взрывные травмы и контузии, а затем уносится в пространство. В тоннеле к этим поражениям добавляется еще и баротравма, увеличивая количество жертв примерно вдвое. Так было и во время вчерашнего теракта. Сразу после взрыва давление в тоннеле резко возросло, затем, после того как пламя выжгло весь кислород, упало и снова возросло, когда взрывная волна вернулась, отразившись от стенок. От резких перепадов давления даже у тех, кто сидел относительно далеко от взрыва, глаза стали в прямом смысле выдавливаться из орбит, хлынула кровь изо рта, носа и ушей, полопались сосуды головного мозга. В итоге пассажиры, которых не достала ни взрывная волна, ни осколки, погибли от баротравмы.
"Будет вам праздник!"
Участники оперативно-следственной группы признают, что расследовать вчерашний взрыв в метро будет гораздо сложнее, чем другие теракты. Дело в том, что первичный осмотр места происшествия, на который следствие всегда возлагает большие надежды, на этот раз практически не дал результатов. "Пока мы можем говорить лишь о том, что в вагоне сработало безоболочное взрывное устройство мощностью 3-5 кг в тротиловом эквиваленте. Традиционных 'шахидских' шариков и гаек на этот раз не обнаружено,- объясняют эксперты.- Возможно, заряжать поражающими элементами взрывчатку террористы на этот раз не стали, опасаясь проверок (на станциях дежурят милиционеры с ручными металлоискателями.-Ъ). Скорее всего, в качестве взрывчатки использовался штатный армейский тротил. Во всяком случае, в вагоне не чувствовалось запаха резинового клея, который обычно бывает после 'пластитового' взрыва".
Впрочем, как признают сами эксперты, они могли и ошибиться, поскольку все запахи в метро забивал запах горелой плоти. "Бомба находилась примерно в одном-полутора метрах от пола,- говорят специалисты.- Об этом свидетельствует характер разрушений: основной удар взрывной волны пришелся вверх, потолок был вскрыт наружу, как консервная банка, а сам вагон даже выгнулся наподобие коромысла. Если бы бомба лежала на полу, в нижней части вагона образовалась бы огромная дыра, но пол остался практически целым, только покрылся копотью. Таким образом, можно предположить, что бомба находилась не в 'забытой' сумке, а в руках или на теле террориста-смертника, стоявшего у первой по ходу поезда двери второго вагона. Это пока все".
Определить способ приведения взрывчатки в действие пока не смогли. Эксперты полагают, что это вряд ли удастся сделать и в дальнейшем. Дело в том, что с места происшествия изъяты десятки разломанных и переплавленных мобильных телефонов, CD-плееров, электронных игрушек, которые были у пассажиров, а также проводков и батареек от них. Любое из этих устройств теоретически могло быть использовано для управления бомбой, но какое именно, неизвестно.
Аналогичная проблема возникла и с идентификацией возможного террориста-смертника. Как правило, после взрыва на теле человека одного-двух килограммов пластита, которые обычно закладываются в пояс, от шахида остаются только голова, ступни ног и кисти рук. А взрыв пятикилограммовой бомбы, тем более в замкнутом пространстве, говорят эксперты, мог "разложить террориста почти в молекулы". Даже если от него что-то и осталось, то опознать, к примеру, оторванную кисть преступника среди сотни других удастся очень не скоро.
В надежде получить портрет террориста (или террористки) оперативники просматривают сейчас видеозаписи камер наружного наблюдения, установленных над эскалаторами. Однако делается это скорее для очистки совести, ведь преступник мог войти в подземку не только на любой станции метро, через которые проходил поезд, но и перейти с других линий. Да и заподозрить в преступных намерениях теоретически можно едва ли не каждого второго пассажира метро, оказавшегося в поле зрения монитора.
Во второй половине дня стало известно, что по крайней мере трое подозреваемых у милиционеров уже есть. Это невысокий плотный кавказец лет 35-40, одетый в черную куртку и черную спортивную шапочку, и две его спутницы чуть помоложе, тоже в черном. Молодой человек, по свидетельству кассира станции метро "Автозаводская", покупая билет, повел себя несколько странно. Вместо обычного в таких случаях "спасибо" заявил: "Будет вам праздник!" - и выругался. На этих троих, как говорят оперативники, уже составляются фотороботы, которые раздадут всем московским милиционерам. Однако милиционеры относятся к этой затее скептически. В конце концов, пассажир-грубиян мог просто поссориться с подружкой за две минуты до инцидента и сорвать зло на кассирше, или вовсе был психически больным. Ни то, ни другое не дает оснований подозревать его в совершении теракта.
Теперь только приговоры
Ответственность за вчерашний взрыв никто на себя не взял, а Аслан Масхадов через своего представителя Ахмеда Закаева даже заявил, что официальные силы Ичкерии не имеют к происшедшему никакого отношения, а сам он осуждает подобные акции.
Зато, как напомнили корреспонденту Ъ чекисты, не раз угрожал взорвать московскую подземку Шамиль Басаев. В начале прошлого года на совещании в столичном правительстве, посвященном вопросом безопасности, руководитель УФСБ по Москве Виктор Захаров сообщил, что за последнее время от Басаева поступило больше двадцати таких угроз, и большинство из них касалось метрополитена.
- Особенно активно оперативные данные о готовящемся теракте поступали в правоохранительные органы перед новогодними праздниками,- напомнил собеседник Ъ.- Тогда даже милицию на усиленный режим несения службы перевели раньше, чем обычно. На переходах с Кольцевой дежурили кинологи с собаками, а на станциях помимо усиленных нарядов милиции и внутренних войск работали сотрудники ФСБ в штатском.
Однако такими методами можно не предотвратить, а лишь отсрочить теракты. Тем более что в одном из своих выступлений на сайте kavkaz.tv Шамиль Басаев объявил, что бойцы его группы смертников наносят удары, "не привязывая" их к конкретным праздникам, событиям и датам, действуя по заранее разработанному плану операции "Бумеранг". Видимо, остановить "Бумеранг" можно, только уничтожив Басаева и его окружение.
Впрочем, вчерашний теракт, скорее всего, имеет конкретную привязку: это регистрация Владимира Путина кандидатом в президенты РФ и предложение депутатов Госдумы об увеличении президентского срока до семи лет. Во всяком случае, такие предположения вчера высказывали ведущие политики России. А господин Путин сказал, что наверняка знает: "Масхадов и его бандиты" связаны с этим терактом.
Взято со страниц журнала "КоммерсантЪ" -
-
muchnik писал(а) : Вот уж зрелище было бы - плачущие чиновники!
Даже в Америке после 11 сентября, кажется, не видел я плачущих политиков. Не их это удел.
Не обязательно плачущие (перед телекамерами и не заставишь). Вопрос хотя бы в сочувствии. Путин хоть в Видяево выразил по поводу Курска соболезнования не только словами, но и голосом, глазами. А для этих - то, что осталось от 2-3 вагонов просто, млин, не знаю что просто. Потери, числа, но не люди. Простые службисты из оцепления и то больше уважения вызывают. -
В понедельник в Москве прошли первые похороны погибших во время взрыва в метро. А в столичном морге № 4 продолжалось опознание погибших во время взрыва в метро. Пока удалось опознать только 23 тела. Москвичи Лариса и Владимир Гоман опознали свою дочь Ольгу по левой руке и по маленькому обрывку шубы. Больше от нее не осталось ничего.
"Погибших не меньше пятидесяти человек"
Московские врачи раньше называли морг № 4 "Лефортовским" - по месту расположения. Теперь его называют "взрывным". Летом сюда уже доставляли тела жертв теракта - с Тушинского поля.
Люди с отрешенными лицами выходят из ворот морга. Один из мужчин как-то неестественно спокойно говорит:
- Судя по всему, у меня там погибла жена. Но опознать ее я не смог. Лиц очень мало.
По словам сотрудников морга, число погибших превышает официальную цифру - 39 человек.
- Погибших не меньше 50 человек, - говорит один из врачей. - Тех, кого можно опознать по лицам, всего 24 человека, остальные - лишь части тела.
Заместитель прокурора Москвы Владимир Юдин в понедельник заявил: к вечеру воскресенья опознаны только 23 тела. Как будут опознавать остальных, пока сказать сложно.
"Эта рука и осталась. И колечко с камушками"
Лариса и Владимир Гоман опознали свою 28-летнюю дочь Ольгу по руке. В понедельник они приехали в морг оформить документы для похорон.
- Оля ехала на работу. Она работала в главном управлении ЗАГСа по Москве, - рассказывает Лариса Васильевна. - У нас не было никаких предчувствий, снов... Все как обычно - перекусили утром на скорую руку и разъехались по работам. Живем мы возле станции "Орехово". А работа Оли находится на Павелецкой. Она как раз ехала во втором вагоне и не доехала до своей станции совсем чуть-чуть. Причем обычно на работу Оля ездила на машине, но в этот раз она не выспалась и решила поехать на метро...
Лариса Васильевна замолкает. Продолжает ее муж Владимир Георгиевич:
- Часов в 11 утра я позвонил Оле на работу, мне сказали, что она не приезжала. Сопоставил все по времени и понял, что она могла находиться во взорванном поезде. Обзвонил больницы: нет такой. Потом с женой поехали сами по всем больницам. Нет Оленьки. И уже ночью приехали в сюда, в морг, куда свезли всех погибших. Сначала нам показали 24 фотографии тех погибших, у кого остались лица. Объяснили, что взрывная волна прошла по верху, поэтому от многих остались только нижние фрагменты тел. Мы осмотрели несколько сотен фрагментов тел, и от дочки нашли только кисть левой руки. Узнали ее по колечку. Оля была разведена и носила обручальное кольцо на левой руке. Эта рука и осталась. И колечко с камушками. И еще кусочек шубки. Во вторник мы похороним Оленьку.
У Ольги Гоман остался восьмилетний сын. Он еще не знает, что мамы уже нет. Бабушка с дедушкой сказали ему, что мама в командировке. После морга в понедельник они поехали к психологу.
- Может быть психолог нам поможет. Мы не знаем. как ребенку сказать: твоей мамы больше нет.
"Наташа потратила столько сил, чтобы референдум в Чечне прошел по правилам"
Во втором вагоне поезда ехала на работу и начальник отдела правового управления Центизбиркома России Наталья Киселева. Недавно ее наградили медалью ордена "За заслуги перед Отечеством II степени". Эту награду Наталье дали как раз за Чечню - она готовила проведение референдума по чеченской конституции.
Все кто ее знал, говорят: Наталья была человеком точным и организованным. Опаздывать не любила. Потому, возможно, и оказалась в роковом вагоне.
Клавдия Бородулина более шести лет проработала в ЦИКе с Натальей Киселевой. Рассказывает: то, что случилось недоброе, на работе заподозрили сразу.
- Наташа не любила опаздывать, на службу всегда приезжала без пяти девять. Жила на Кантемировской, ездила как раз по "зеленой" ветке. И вот сообщают про взрыв, называют время. А мы же все знаем Наташину аккуратность! То есть, как раз могла оказаться в этом поезде. Идет время, уже десять, Наташа все не приходит. Если бы не пострадала - уже обязательно дала бы знать о себе. Связываемся с ее родственниками, они тоже волнуются, начинаем выяснять сами. Среди раненных - нет. Наводим справки дальше. До последнего не верили... И вот в понедельник в обед узнаем...
В октябре Наташе Киселевой как раз исполнилось тридцать пять лет. Принесла торт, поставили чай, было уютно и весело. Что ей подарили? Да какой-то милый пустячок - Наташа дорогие подарки в таких случаях неодобряла. И цветы, конечно. Она любила светлые цветы - белые розы, бело-розовые тюльпаны...
И сама была светлым человеком, вспоминает Клавдия Бородулина, хотя слово "была" язык не поворачивается произносить.
До прихода в Центризбирком работала в Верховном Совете. В правовом управлении ЦИК возглавляла отдел регионального законодательства о выборах и референдумах. Этот отдел занимается приведением законодательных актов субъектов Федерации в соответствие с федеральными. Скрупулезная и ответственная работа, иногда буква или запятая могут породить недопустимое двоечтение; заключения, которые давал ее отдел, для десятков тысяч людей имели судьбоносное значение. Наталья Киселева это хорошо знала.
- Она была юристом очень высокой квалификации, чрезвычайно требовательной и к себе и к другим, - так про говорят все и добавляют - В профессиональном отношении могла сделать серьезную карьеру.
Так совпало, что осенью Наталья Киселева получила медаль ордена "За заслуги перед Отечеством" II степени. А немного раньше была еще грамота - за референдум в Чечне.
- Говорят, у взрыва "чеченский след"? - голос Клавдии Юрьевны дрожит, - Вы бы знали, сколько Наташа потратила сил, чтобы референдум там прошел по правилам! В Чечне же по сути никакого законодательства не было!
У Наташи Киселевой остался сын, десятилетний Никита. Она его воспитывала одна. Сын был ее счастьем - круглый отличник, учится в одной из лучших московских гимназий. Как ему сообщат о гибели мамы?
Незадолго до смерти Наташа выучилась водить машину - чем очень гордилась. Но на работу предпочитала добираться на метро: пробки. А опаздывать, как уже сказано, не любила.
Снимок, который вы видите - случайный. На работе отмечали Новый год, достали фотоаппарат, Наташа попала в кадр. Сделавшая снимок Марина Бакалдина сказала, передавая его "Известиям": "Она здесь - как в жизни!"
"Обязательно попрошу перевести меня на другую станцию"
В понедельник на станции метро "Автозаводская" было море цветов. Несколько десятков милиционеров, проверяли документы у каждого второго прохожего. А станция жила своей жизнью.
Около колоны обнимается влюбленная парочка, а в центре зала ждут опаздывающих группа старшеклассников. На площади перед входом в метро припаркованы два милицейских автобуса и несколько машин аварийной службы метрополитена.
- Для романтического свидания место, конечно, не подходит, - говорит, обнимая свою девушку, студент Дмитрий Потапов. - Но, волков боятся, в лес не ходить. Такое же на любой станции произойти может. В этом смысле "Автозаводская" теперь даже спокойнее остальных выглядит. Вон сколько милиции нагнали.
А видевшие последствия трагедии сотрудники станции мечтают перевестись работать куда-нибудь в другое место.
- В пятницу мы отмывали станцию весь день, - рассказывает "Известиям" уборщица станции "Автозаводская", представившаяся Ниной. - Крови на полу было много, а люди ее еще и затоптали. Мы ее оттирали до самого вечера. Я и сейчас спокойно работать не могу. Подметаю пол, а у меня перед глазами кровавые пятна стоят. Если будет возможность, обязательно попрошу перевести меня на другую станцию.
"Работа по опознанию будет проведена до конца"
По состоянию на вечер воскресенья экспертам удалось установить личности 23 погибших.
- К сожалению, многочисленность фрагментов тел осложняет работу по опознанию, но она будет проведена до конца, - заявил вчера зампрокурора Москвы Владимир Юдин, добавив, что уже сегодня родственники смогут забрать их тела. - Работа по идентификации продолжается. По мере того как будут появляться новые имена и фамилии жертв теракта, их тела также будут передавать родственникам. Сегодня следствие уже не сомневается в террористической направленности взрыва в метро: преступление совершил террорист или террористка-смертница. В какой форме - с прикрепленным к телу взрывным устройством, с бомбой в сумке или в чемодане, предстоит еще выяснить.
Зампрокурора сообщил также, что пока официальное число жертв взрыва в том злополучном тоннеле остается прежним - 39 человек, ранения и травмы получили 134 пассажира поезда. Следователи уже допросили более 100 потерпевших, а взрывотехники приблизились к разгадке типа взрывного устройства.
Прокуратура Москвы по факту взрыва возбудила уголовное дело по статьям "Терроризм" и "Умышленное убийство". В связи с причастностью к теракту правоохранительные органы ведут розыск предполагаемого сообщника - человека кавказской национальности. В субботу одного похожего на фоторобот даже задержали. Однако позже его пришлось отпустить - к взрыву он не имел ни малейшего отношения.
Руководство по расследованию взрыва передано Следственному управлению ФСБ России
- Штаб по расследованию теракта возглавил заместитель директора ФСБ России Александр Жданьков, - заявил представитель центра общественных связей ФСБ РФ. - Кроме того, изъяты образцы взрывного устройства, которое было использовано при осуществлении теракта.
Роман КИРИЛЛОВ
"Обязательно попрошу перевести меня на другую станцию"
В воскресенье на станции метро "Автозаводская" было тихо. О том, что еще два дня назад здесь произошла ужасная трагедия, напоминают только букеты красных гвоздик около эскалаторов и несколько десятков милиционеров, проверяющие документы у каждого второго прохожего. Станция живет своей жизнью. Около колоны обнимается влюбленная парочка, а в центре зала ждут опаздывающих группа старшеклассников. На площади перед входом в метро припаркованы два милицейских автобуса и несколько машин аварийной службы метрополитена.
- Для романтического свидания место, конечно, не подходит, - говорит, обнимая свою девушку, студент Дмитрий Потапов. - Но, волков боятся, в лес не ходить. Такое же на любой станции произойти может. В этом смысле "Автозаводская" теперь даже спокойнее остальных выглядит. Вон сколько милиции нагнали.
А видевшие последствия трагедии сотрудники станции мечтают перевестись работать куда-нибудь в другое место.
- В пятницу мы отмывали станцию весь день, - рассказывает "Известиям" уборщица станции "Автозаводская", представившаяся Ниной. - Крови на полу было много, а люди ее еще и затоптали. Мы ее оттирали до самого вечера. Я и сейчас спокойно работать не могу. Подметаю пол, а у меня перед глазами кровавые пятна стоят. Если будет возможность, обязательно попрошу перевести меня на другую станцию.
©Известия.ру -
Cu6uPcKa9I_PbICb писал :...
- К сожалению, многочисленность фрагментов тел осложняет работу по опознанию,
...
©Известия.ру
П..дец! puzzle из людей сделали... блин, в жизни никогда не переживал из-за всяких катастроф, тут просто перед глазами кровавый тоннель... shit! -