Москва. Метро. Терракт.
Создана: 10 Февраля 2004 Втр 12:40:55.
Раздел: "Флейм"
Сообщений в теме: 20, просмотров: 3332
-
в Москве был совершен один из крупнейших терактов: смертник взорвал бомбу в переполненном вагоне метро. Точное количество жертв еще неизвестно, но предполагается, что могло погибнуть до ста человек. Как минимум столько же получили ранения и контузии. Число же людей, получивших тяжелейшую психологическую травму, вообще не поддается учету. Тем более что удар был нанесен в том месте, где давно обещали террористы и ожидала ФСБ.
"Весь туннель был в органике"
Взрыв прогремел в 8.30, когда поезд, в котором находилось до полутора тысяч пассажиров, следовал по перегону между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая" в сторону центра. Очевидцы, выжившие в этой мясорубке, рассказывают примерно одно и то же: читал книгу или газету, смотрел в окно, дремал - и вдруг...
- Взрыва я вообще не слышала,- вспоминает домохозяйка Анна Сергеевна, пожилая женщина с изрезанным лицом, ехавшая в пятом от головы поезда вагоне.- Раздался резкий звук, напоминающий скорее удар небольшого колокола. Только этот звон, в отличие от колокольного, не затихал, а как бы повис, застыл на одной ноте. Этот свист подействовал на меня завораживающе: я видела осколки стекла, летящие прямо мне в лицо, чувствовала ворвавшуюся в вагон волну горячего воздуха, но не сообразила даже прикрыться книжкой.
Взрыв буквально "раздул" второй от головного вагон электрички, а третий смял в гармошку. Посыпались стекла, запахло горелым мясом и проводкой. Тех, кто находился у дверей и окон других вагонов, поранило осколками. Взрывная волна, отразившись от стен тоннеля, ударила по стеклам, и их осколки попали в пассажиров. Вместе со стеклами из поезда, еще какое-то время продолжавшего двигаться, волной выбросило останки пассажиров. "Весь тоннель был в органике",- скажет потом Ъ следователь прокуратуры.
Машинист электрички Владимир Горелов, человек с очень бледным лицом, который, однако, успел переодеться в новую форму, рассказывает, что от взрыва сработала система АРС (автоматической регуляции скорости), а когда поезд остановился, он никак не мог связаться с диспетчером, чтобы доложить о ЧП, потому что в головном вагоне повредило связь. Потом он дозвонился до диспетчера, воспользовавшись связью, проложенной в тоннеле, и сказал, чтобы обесточили контактный рельс. И пока вырубали ток, "как предписано в инструкции, сидел и ждал подтверждения", слышал крики людей, которым никак помочь не мог. Наконец подтверждение поступило, машинист поставил на контактный рельс контроллер и открыл двери по обе стороны вагонов.
- Я пришла в себя уже в тоннеле,- рассказывает студентка Ирина.- Когда едешь в поезде, кажется, что вагон занимает все пространство, а в тоннеле, оказывается, есть еще и довольно широкий тротуар, идущий вдоль рельсов. По этому уступу меня вел под руку, нет, скорее тащил какой-то молодой мужчина. Он шел довольно быстро, почти бежал, а я все время спотыкалась, потому что смотрела только на затылок своего спасителя и на его правое ухо, из которого текла за воротник струйка крови. В какой-то момент я как будто проснулась и сообразила наконец посмотреть под ноги... Мы шли, как мне показалось, по трупам. Тротуар был буквально устлан ковром из окровавленных кроссовок, шапок, сумок, очков, кошельков, среди которых были разбросаны оторванные руки и ноги. Мой спутник сначала старался обходить фрагменты, но чем дальше мы отходили от поезда, тем их, казалось, становилось больше и больше. Потом мужчина шел, уже не останавливаясь. Перевести дыхание мне удавалось лишь тогда, когда на пути попадался целый труп и моему спутнику приходилось отодвигать его с дороги. Вот тогда мне и стало по-настоящему страшно.
Подземный морг
В течение примерно получаса пассажиры, которые могли передвигаться, покинули поезд. Большинство из них добирались до "Автозаводской", расположенной метрах в трехстах от взорванного поезда. Пассажирам же первого вагона пришлось километра три идти до "Павелецкой": проход в противоположную сторону закрывал "раздувшийся" вагон. Тяжелораненых, трупы и фрагменты тел выносили уже спасатели и милиционеры. Станция "Автозаводская", на которой побывал корреспондент Ъ, превратилась в подземный морг.
За две линии оцепления (милиции и внутренних войск) у "Автозаводской" провели знакомые оперативники. Затем с группой рабочих, тащивших баллоны для сварки и какие-то провода, удалось пройти на саму станцию. Там работала оперативно-следственная бригада. Десятки милиционеров и спасателей на носилках вытаскивали трупы и фрагменты тел на платформу, в центре которой установили и огородили красной лентой несколько столов для следователей прокуратуры. Они бегло осматривали трупы, писали фломастером на уцелевших участках кожи порядковый номер, который заносили в протокол. Затем останки по эскалатору поднимали наверх, и там несколько санитаров упаковывали их в черные полиэтиленовые мешки. Подача снизу была организована явно лучше, те, что работали наверху, не справлялись; все пространство рядом с ними было заставлено носилками, на многих лежали разорванные пополам трупы.
- Сколько всего погибших? - поинтересовался корреспондент Ъ у санитара, отошедшего перекурить.
- Целиковых трупов около шестидесяти и разорванных столько же (вчера в официальных списках погибших значилось 39 человек.-Ъ).
Точное количество жертв теракта до сих пор не установлено. Участвовавшие в осмотре места происшествия оперативники говорят, что жертвами теракта стали не менее 100 человек, но и это приблизительная цифра. По прогнозам сотрудников ФСБ, итог трагедии в московской подземке будет подведен только через неделю, когда, как они надеются, удастся идентифицировать большинство погибших.
- Подземный взрыв гораздо опаснее наземного,- говорят эксперты-взрывотехники.- На открытом месте ударная волна поражает человека один раз, нанося ему минно-взрывные травмы и контузии, а затем уносится в пространство. В тоннеле к этим поражениям добавляется еще и баротравма, увеличивая количество жертв примерно вдвое. Так было и во время вчерашнего теракта. Сразу после взрыва давление в тоннеле резко возросло, затем, после того как пламя выжгло весь кислород, упало и снова возросло, когда взрывная волна вернулась, отразившись от стенок. От резких перепадов давления даже у тех, кто сидел относительно далеко от взрыва, глаза стали в прямом смысле выдавливаться из орбит, хлынула кровь изо рта, носа и ушей, полопались сосуды головного мозга. В итоге пассажиры, которых не достала ни взрывная волна, ни осколки, погибли от баротравмы.
"Будет вам праздник!"
Участники оперативно-следственной группы признают, что расследовать вчерашний взрыв в метро будет гораздо сложнее, чем другие теракты. Дело в том, что первичный осмотр места происшествия, на который следствие всегда возлагает большие надежды, на этот раз практически не дал результатов. "Пока мы можем говорить лишь о том, что в вагоне сработало безоболочное взрывное устройство мощностью 3-5 кг в тротиловом эквиваленте. Традиционных 'шахидских' шариков и гаек на этот раз не обнаружено,- объясняют эксперты.- Возможно, заряжать поражающими элементами взрывчатку террористы на этот раз не стали, опасаясь проверок (на станциях дежурят милиционеры с ручными металлоискателями.-Ъ). Скорее всего, в качестве взрывчатки использовался штатный армейский тротил. Во всяком случае, в вагоне не чувствовалось запаха резинового клея, который обычно бывает после 'пластитового' взрыва".
Впрочем, как признают сами эксперты, они могли и ошибиться, поскольку все запахи в метро забивал запах горелой плоти. "Бомба находилась примерно в одном-полутора метрах от пола,- говорят специалисты.- Об этом свидетельствует характер разрушений: основной удар взрывной волны пришелся вверх, потолок был вскрыт наружу, как консервная банка, а сам вагон даже выгнулся наподобие коромысла. Если бы бомба лежала на полу, в нижней части вагона образовалась бы огромная дыра, но пол остался практически целым, только покрылся копотью. Таким образом, можно предположить, что бомба находилась не в 'забытой' сумке, а в руках или на теле террориста-смертника, стоявшего у первой по ходу поезда двери второго вагона. Это пока все".
Определить способ приведения взрывчатки в действие пока не смогли. Эксперты полагают, что это вряд ли удастся сделать и в дальнейшем. Дело в том, что с места происшествия изъяты десятки разломанных и переплавленных мобильных телефонов, CD-плееров, электронных игрушек, которые были у пассажиров, а также проводков и батареек от них. Любое из этих устройств теоретически могло быть использовано для управления бомбой, но какое именно, неизвестно.
Аналогичная проблема возникла и с идентификацией возможного террориста-смертника. Как правило, после взрыва на теле человека одного-двух килограммов пластита, которые обычно закладываются в пояс, от шахида остаются только голова, ступни ног и кисти рук. А взрыв пятикилограммовой бомбы, тем более в замкнутом пространстве, говорят эксперты, мог "разложить террориста почти в молекулы". Даже если от него что-то и осталось, то опознать, к примеру, оторванную кисть преступника среди сотни других удастся очень не скоро.
В надежде получить портрет террориста (или террористки) оперативники просматривают сейчас видеозаписи камер наружного наблюдения, установленных над эскалаторами. Однако делается это скорее для очистки совести, ведь преступник мог войти в подземку не только на любой станции метро, через которые проходил поезд, но и перейти с других линий. Да и заподозрить в преступных намерениях теоретически можно едва ли не каждого второго пассажира метро, оказавшегося в поле зрения монитора.
Во второй половине дня стало известно, что по крайней мере трое подозреваемых у милиционеров уже есть. Это невысокий плотный кавказец лет 35-40, одетый в черную куртку и черную спортивную шапочку, и две его спутницы чуть помоложе, тоже в черном. Молодой человек, по свидетельству кассира станции метро "Автозаводская", покупая билет, повел себя несколько странно. Вместо обычного в таких случаях "спасибо" заявил: "Будет вам праздник!" - и выругался. На этих троих, как говорят оперативники, уже составляются фотороботы, которые раздадут всем московским милиционерам. Однако милиционеры относятся к этой затее скептически. В конце концов, пассажир-грубиян мог просто поссориться с подружкой за две минуты до инцидента и сорвать зло на кассирше, или вовсе был психически больным. Ни то, ни другое не дает оснований подозревать его в совершении теракта.
Теперь только приговоры
Ответственность за вчерашний взрыв никто на себя не взял, а Аслан Масхадов через своего представителя Ахмеда Закаева даже заявил, что официальные силы Ичкерии не имеют к происшедшему никакого отношения, а сам он осуждает подобные акции.
Зато, как напомнили корреспонденту Ъ чекисты, не раз угрожал взорвать московскую подземку Шамиль Басаев. В начале прошлого года на совещании в столичном правительстве, посвященном вопросом безопасности, руководитель УФСБ по Москве Виктор Захаров сообщил, что за последнее время от Басаева поступило больше двадцати таких угроз, и большинство из них касалось метрополитена.
- Особенно активно оперативные данные о готовящемся теракте поступали в правоохранительные органы перед новогодними праздниками,- напомнил собеседник Ъ.- Тогда даже милицию на усиленный режим несения службы перевели раньше, чем обычно. На переходах с Кольцевой дежурили кинологи с собаками, а на станциях помимо усиленных нарядов милиции и внутренних войск работали сотрудники ФСБ в штатском.
Однако такими методами можно не предотвратить, а лишь отсрочить теракты. Тем более что в одном из своих выступлений на сайте kavkaz.tv Шамиль Басаев объявил, что бойцы его группы смертников наносят удары, "не привязывая" их к конкретным праздникам, событиям и датам, действуя по заранее разработанному плану операции "Бумеранг". Видимо, остановить "Бумеранг" можно, только уничтожив Басаева и его окружение.
Впрочем, вчерашний теракт, скорее всего, имеет конкретную привязку: это регистрация Владимира Путина кандидатом в президенты РФ и предложение депутатов Госдумы об увеличении президентского срока до семи лет. Во всяком случае, такие предположения вчера высказывали ведущие политики России. А господин Путин сказал, что наверняка знает: "Масхадов и его бандиты" связаны с этим терактом.
Взято со страниц журнала "КоммерсантЪ" -
-
-
Меня больше всего порадовала цифра погибших, освященная СМИ: 35-39 человек (у разных каналов - по разному).Ведь в чем вся фишка то ? Жертв действительно много, по неофициальным каналам я узнал, что только во стором вагоне, где и произошел взрыв, погибло больше сотни человек и примерно столько же в третьем, который по инерции вмяло во второй. Как вы думаете, почему же цифры, донесенные до народа так малы? А вот почему:
на носу у нас что? Правильно - выборы. Если число жертв превысило бы 60, то смело можно было бы объявлять национальный траур. А тогда денежки на предвыборную кампанию не то, что плакали, а еще и кислотными слезами, прожигая карманы кандидатов в президенты....
вот так то. -
-
Когда узнала, весь день была на нервах: ни с того, ни с сего начинала то плакать, то смеяться...(((
У меня много родственников живет в Москве, и практически все ходят на работу по утрам, как и все остальные люди...
Успокоилась только вечером, когда позвонили им и узнали, что все в порядке...
Но успокоилась только за них, а боль за погибших людей не знаю, когда пройдет -
-
чего этим хотят добиться действительно не ясно.
Понимаю если бы террористы ставили определенные условия, как например, вывод федеральных войск с территории Чечни. Но ничего этого нет. Они просто ведут с нами войну. Можно сказать партизанскую войну. В наших городах.
А война. Она всегда бессмысленна. -
-
Бессмыслено, глупо и до жути обидно.
Там один человек как раз во 2м вагоне выжил. Просто контузия и удар взрыной волной. Вот уж в рубашке родился. Думаю, когда в себя придёт, будет говорить, что живёт не "за того парня", а за всех пассажиров.
А обидно вот почему. Все эти чиновники, вице-мэры, генералы ходили там по кровавому месиву, тому, что осталось от людей, и со спокойными сосредоточенными, трагическими физиономиями рассказывали про принимаемые меры. Никакого сочувствия или намёка на слезу в глазах, хотя то, что было на Автозаводской ещё как прошибает. Равнодушие какое-то у государства, которое своих граждан не смогло обезопасить.
Ещё обидно, что дома на той же Каширке взорвали - поставили памятник, а в метро ничего не поставишь. Отрапортовали, нормализовали и всё, никто может и не вспомнит. Жутко, потому, что мёртвые всё помнят. -
Вот уж зрелище было бы - плачущие чиновники!
Даже в Америке после 11 сентября, кажется, не видел я плачущих политиков. Не их это удел.
И как кто-то мог граждан обезопасить? Вот в Израиле обычкивают сумки у всех и везде: при входах в магазины, университеты, пр. публичные места. И что, безопасно от этого становится? Будут летать вооружённые охранники в самолётах - что, прекратятся теракты? Не мытьём, так катаньем... -