Магазин МЕТРО и НДС
Создана: 23 Октября 2007 Втр 11:12:50.
Раздел: "Город Омск"
Сообщений в теме: 5, просмотров: 3625
-
Знакомьтесь!
Уже несколько недель, как в Саратове открылся новый торговый центр - "Mетро Кэш энд Керри". Мощная рекламная кампания, проводившаяся задолго до открытия супермаркета, сделала свое дело. Ежедневно парковка на 300 мест рядом с торговым центром (ТЦ) забита машинами желающих сделать покупки, а к почти двум десяткам касс выстраиваются очереди.
Такой ажиотаж продолжается, несмотря на многочисленные вопросы, возникшие у граждан к Метро. Саратов не избежал участи городов, где аналогичные ТЦ открылись раньше.
А что собственно происходит?
Речь идет о постоянно возрастающем количестве покупателей, которые пожелали отказаться от услуг Метро. Если вспомнить, что покупателями "Кэш энд Керри" могут быть только так называемые профессиональные клиенты (юрлица и частные предприниматели), то именно они стали отказываться от выданных им ранее клиентских карт. Так как карты раздавались в фирмах и организациях - работникам, знакомым и родственникам, то теперь их стали изымать из оборота. Среди тех, кто дал такое распоряжение, не только фирмы мелкого и среднего уровня, но и крупные организации, в том числе госструктуры.
Как стало известно, такие указания были сделаны руководством Приволжской железной дороги, некоторых городских медучреждений, налоговой инспекции. В частности среди начальников подразделений ПЖД была распространена статья, опубликованная 1 декабря в N225 "Коммерсанта" Самары". Статья называется "Побег из METRO // В Оренбурге начали избавляться от клиентских карт ТЦ".
В "Ъ" сообщается, что на адрес предприятий, в которых работают экс-покупатели, приобретшие для личных нужд в качестве физлиц, стали приходить счета на уплату налога на добавленную стоимость (НДС). Это не первая скандальная ситуация в истории завоевания немецкой компанией российского рынка. В различных источниках указывается, что аналогичные прецеденты уже были в Казани, Екатеринбурге, Волгограде.
В УФНС по Саратовской области и некоторых районных инспекциях сказали, что знают о сложившейся ситуации и возможных трудностях, которые могут возникнуть у фирм, чьи работники стали покупателями Метро.
Клиентские карты выдавались не только непосредственно индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, но и рядовым сотрудникам любых организаций города. Как рассказали руководители некоторых фирм, после открытия Метро, к ним вновь приходили представители компании и предлагали оформить еще "столько карт, сколько угодно".
Все руководители фирм, организаций и предприятий, кроме карт получили специальную форму. На лицевой стороне документа указаны реквизиты организации и фамилии доверенных представителей фирмы. На обороте мелким шрифтом указаны 13 общих условий покупок в магазинах Метро. Однако насколько хорошо граждане знали и разобрались в правилах работы Mетро с клиентами стало понятно только сейчас.
Большинство получателей карты утверждают, что представители METRO, вручая карты клиента, не объяснили, что, если они воспользуются их услугами, то по итогам месяца получат счет, по которому будет необходимо заплатить НДС.
По мнению представителей "МЕТРО Кэш энд Керри", ситуация, в которой возможно двойное трактование стоимости товара, исключена. Более подробно ответить на интересующие вопросы управляющая саратовским Метро Софья Найдис отказалась, сказав, что "вы ничего не понимаете" и сославшись на занятость.
Советы налоговиков.
По словам начальника отдела косвенных налогов областного ФНС Светланы Шмидт, Метро не освобождено от уплаты НДС и обязано увеличивать цену своих товаров на сумму налога. С точки зрения оформления ценников, платежных документов и счетов-фактур и вообще организации мелкооптовой торговли, по ее мнению, Метро действует в рамках российского законодательства. Другое дело - как, с точки зрения Шмидт, расценивать ситуацию, при которой покупателями в магазине стали обычные граждане, а не сами юрлица или их доверенные лица.
Налоговик отметила, что, с одной стороны, условия покупок раздавались вместе с картами и все руководители фирм и предприниматели должны были с ними ознакомиться. С другой, ни один из потенциальных клиентов ТЦ не счел нужным перевернуть выданную ему форму и ознакомиться с ее содержанием. По словам Шмидт, получилось, что "командир шагает в ногу, а весь взвод - не в ногу". Это, по ее мнению, выглядит как "уловка и попытка завысить объемы реализации своего товара". Остается непонятным, для чего указывать на ценниках две цены - без и с НДС, если Метро и так является плательщиком этого налога.
Шмидт посоветовала решить все проблемы и неразбериху во взаимоотношениях с Метро как можно скорее. На вопрос что нужно сделать - изъять все карты у работников или рекомендовать им ничего не покупать в Метро - ответила так: "Любым способом все финансовые отношения с ТЦ необходимо привести в соответствие с действующим законодательством". Она рассказала также о том, что ожидает те фирмы, которые не прислушаются к этому совету.
Напомним, что скандал в Екатеринбурге и Казани, как сообщает "Ъ", был связан с тем, что сотни предприятий получили накладные на товары, приобретенные их сотрудниками для личных целей, и это формально могло стать поводом для налоговых проверок. По мнению экспертов, сложно сказать, кто виноват в этой ситуации: сотрудники организаций или неопытные сотрудники региональных METRO, не объяснившие специфику работы мелкооптового ТЦ. Однако факт остается фактом и, как подтвердила Шмидт, фирмы, которые нарушат закон, будут иметь дело с налоговыми органами.
Под нарушениями начальник отдела облинспекции имела в виду неправильное оформление бухгалтерских документов при оприходовании товара, приобретенного в Метро, а также незаконное предъявление к вычету НДС. По ее словам, любая фирма должна по логике оприходовать товар, который приобретается в Метро, так как он покупается по условиям ТЦ доверенными лицами для дальнейшей перепродажи в розничной торговли или для профессионального использования. Слова предпринимателей о том, что они никому ничего не доверяли по сути вряд ли могут быть приняты во внимание, так как выдача карт сотрудникам является по умолчанию передоверием своих полномочий.
Вместе с тем, большинство покупок делаются обладателями для личного использования (продукты питания, канцтовары, одежда, бытовая техника и алкоголь) и все это понимают. Что делать в этой ситуации, если только фирма действительно не приобретала товары для профессиональных целей, никто не знает. Если же фирма поставит товар на приход, то, по мнению Шмидт, она должна будет каким-то образом его "списать" либо перепродать и указать эту продажу. Но как это сделать, если вещь находится у другого человека?
Сложнее обстоит дело с предъявлением НДС к вычету. Тот, кто не является плательщиком НДС вообще не вправе это сделать. Если же предъявить к вычету, но при этом не отразить продажу товаров, то это будет считаться преднамеренным занижением суммы налога, а соответственно будет наказываться.
Эти проблемы во многом могут затронуть тех, кто платит упрощенку и НДС. "Вмененщиков" это коснется мало. Пока, по словам Шмидт, каких-либо указаний проводить проверки не поступало. Наоборот всем инспекциям рекомендовано дать предпринимателям возможность разобраться, а санкции применять только к реальным нарушителям налогового законодательства.
Еще несколько мнений.
Как рассказал руководитель одной из саратовских торговых сетей, ему известны случаи, когда в Волгограде налоговики взяли в Метро клиентскую базу данных и начали активно проводить встречные проверки. Конечно потом в суде можно будет доказать, что товары покупали работники, а не фирма, но прежде придется заплатить и НДС, и штраф.
По словам гендиректора "Лиа-Лев" ("Яблочко" и "Смарткауфф") Льва Съемщикова, все это было "направлено на заблуждение людей":
"Я уже давно знаю систему их работы - приходилось сталкиваться в Болгарии, получаю информацию от партнеров. Я запретил у себя пользоваться карточками и не понимаю, почему до сих пор рядом с Метро столпотворение".
Имеется и другое мнение, высказанное в "АИФ-Саратов" управляющим партнером юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", экспертом в области налогового права Сергеем Пепеляевым. По его словам, бояться налоговых проверок абсолютно безосновательно: "Дело в том, что налоговые инспектора, проводя проверку, интересуются в первую очередь обоснованностью и разумностью затрат данного юрлица". Пепеляев считает, что товары, которые работник приобрел, воспользовавшись карточкой Метро, к отчетности фирмы отношения не имеют. Возможно по сути они и не имеют отношение к фирме, но в товарной накладной в качестве покупателя указывается данные юрлица и индивидуального предпринимателя.
Опасения по поводу налоговых проблем у клиентов Метро возникали и в Перми перед открытием там магазина компании. Часть местных экспертов была уверена, что торговый центр в действительности станет работать не в оптовом, а розничном сегменте, а это, в свою очередь, может привести к скандалам, аналогичным тем, что были в Казани и Екатеринбурге.
По мнению специалиста отдела по работе с клиентами "МЕТРО Кэш энд Керри" Константина Макаренко, "шума, который сопровождал появление Metro в ряде регионов страны, в Перми не будет";
"В каждом городе ситуация специфическая, и есть основания полагать, что в Перми все будет спокойней".
А между тем...
Как сообщает ФАС, Башкортостанское управление федеральной антимонопольной службы возбудило дела по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ООО "Метро Кэш энд Керри".
На территории Уфы для привлечения внимания потребителей к открытию магазина распространялась наружная реклама "Метро Cash & Carry. Лучшие цены".
Согласно статье 7-ой ФЗ "О рекламе", недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении использования терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "лучший", если их невозможно подтвердить документально. В журнале "METRO", учредителем и издателем которого является также компания Метро, распространялась ненадлежащая реклама алкогольной продукции. Республиканское ФАС направило в Московское УФАС России обращение.
Валерий Алексеев
[внешняя ссылка] -
-
-