Приключения Синти-100 в СССР и не только
Создана: 20 Ноября 2017 Пон 23:50:50.
Раздел: "Музыка"
Сообщений в теме: 15, просмотров: 8393
-
Вот сначала интересное чтиво. для тех, конечно, кому вобще...
[внешняя ссылка]
Описание родословной основателя фирмы EMS Питера (Петра) Зиновьева (Peter Zinovieff, 26.01.1933) может занять сотню страниц, а его семейная сага заслуживает труда более достойного, нежели сухое изложение фактов биографии одного из создателей первого европейского синтезатора. По меньшей мере - авантюрно-приключенческого романа, или историко-драматического сценария. Посудите сами.
Его дед по отцовской линии - Лев Александрович Зиновьев (1880—1958) — крупный промышленник и землевладелец, петергофский уездный предводитель дворянства, действительный статский советник, член IV Государственной думы от Санкт-Петербургской губернии (фракция октябристов), член Государственного Совета. В дни переворота Зиновьев сумел добиться освобождения медсестёр, работавших в госпитале Зимнего дворца; не принял власть большевиков, и увёз семью в Эстонию, а в начале 1920 года эмигрировал вместе с женой Ольгой Петровной (1883-1972), фрейлиной императрицы Александры Фёдоровны, и детьми в Англию. -
В 1970 году Зиновьев решается на создание "электронного монстра". SYNTHI 100 (первоначально названный Digitana), выпущенный в январе 1971 года, вобрал в себя все технические высоты фирмы EMS, достигнутые к тому времени. Synthi 100 изначально базировался на трёх VCS 3, хотя, конечно, не являлся их простой суммой. Synthi 100 - это: 12 осцилляторов, контролируемых напряжением (0,5 В/октаву, шесть – генерировавших синусоидальную волну, три – пульсирующую и треугольную, три – низкочастотную треугольную); 2 генератора шума; 3 ринг-модулятора; по 4 низкочастотных и высокочастотных фильтра; 3 генератора огибающей; 2 аналоговых блока реверберации; трёхтрековый цифровой секвенсор на 256 шагов (было доступно проигрывание записанной секвенции в разных направлениях и с разной скоростью, а также редактирование записи с любой степенью точности, в том числе варьировать длину и громкость звучания каждой ноты); 2 огромных коммутационных матрицы (каждая - 60х60 контактов, на фотографиях они обычно напоминают лежащие на столе бумажные листы с какими-то таблицами); 8 стерео-усилителей на выходе; 2 джойстика; две пятиоктавных дуофонических клавиатуры; двухлучевой осциллограф; индикатор уровня сигнала. Всё это – в корпусе цвета капучино размерами 2.0 х 1.0 х 0,84 м, выполненном из массива экзотической древесины афрормозии (перикопсис, или африканское атласное дерево, которое произрастает в экваториальной Африке), с отделкой из чёрной кожи.
[внешняя ссылка] -
Синтезатор Synthi 100 был куплен и в СССР, Всесоюзной фирмой звукозаписи "Мелодия", и оказался в Московской экспериментальной студии электронной музыки, которая была основана в 1966 году в музее-квартире Александра Николаевича Скрябина изобретателем фотоэлектронного синтезатора АНС Евгением Мурзиным, и юридически была подразделением фирмы грамзаписи. В 1972 году Москве на фирме "Мелодия" проводилась выставка мировых достижений в области музыкальных технологий, на которой был представлен и Synthi 100. Согласно версии Эдуарда Артемьева, к Дмитрию Шостаковичу пришла целая делегация композиторов с просьбой написать письмо председателю Совета министров Косыгину о целесообразности приобретения этого инструмента. Ещё одну версию рассказал Юрий Богданов: "В 1972-м на "Мелодии" была выставка студийного оборудования. И в фойе стоял как раз этот синтезатор. Наши смотрели пульты и акустику, но я, когда увидел этот шкаф, сразу заболел. Подошёл к Малкову (Марк Малков - ближайший помощник и продолжатель работ Мурзина, руководитель студии), и говорю: если мы не перевезем эту штуку к себе, я увольняюсь. Тот смекнул: вещь прогрессивная, и по окончании выставки под шумок написал письмо министру Фурцевой и председателю Союза композиторов Хренникову. Они дали добро, и мы перевезли Synthi 100 к себе. Владельцы хватились его через месяц или два. Приехал хозяин, сын эмигранта, Питер Зиновьев. Когда он увидел синтезатор АНС, нас, всклокоченных, с горящими глазами, он сразу всё понял, тем более что я его синтезатор уже разобрал, чтобы понять, что там внутри, как он работает… Зиновьев, как бизнесмен, даже это умудрился использовать: в буклетах его компании было потом написано, что один из синтезаторов купила Советская Россия! Мы долго не могли его проплатить: на счёте были деньги на несколько таких (он стоил 18 тысяч фунтов), но их было трудно перевести за границу. Где-то через полгода нам это удалось".
(оттуда же, как и последующее) -
Музыкальные работы, выполненные на советском Synthi 100 связаны главным образом с именами Юрия Богданова, Эдуарда Артемьева и Владимира Мартынова. Артемьев создал на этом синтезаторе музыку ко множеству фильмов, среди наиболее значительных - "Сталкер" Андрея Тарковского, "Сибириада" Андрея Кончаловского, фильмы Никиты Михалкова "Несколько дней из жизни Обломова", "Родня", фильм Вадима Абдрашитова "Охота на лис". Занятный факт - композиции с пластинки "Метаморфозы" звучат в мультфильмах "Баба Яга против" и "На задней парте". Synthi 100 использовал Александр Градский при записи альбома "Русские песни" - авторские интерпретации русских народных песен, от древних до революционного марша, с неожиданными арт-роковыми аранжировками. Звучит синтезатор и в опере Алексея Рыбникова "Юнона и Авось", в том варианте, что вышел на пластинках. Номер "Плавание" из этой оперы сделан практически только на этом синтезаторе. Вообще, необходимо отметить, что звучание Synthi 100 великолепно сочетается с симфоническим оркестром (что мы и слышим у Артемьева) и акустическим инструментами (как, например, ситар и флейта в музыке того же Артемьева к фильму "Сталкер"). Ещё надо заметить с понятной гордостью, что так, как звучал Synthi 100 у нас, он не звучал нигде в мире.
-