Вопросы к семье Никитиных
Создана: 02 Октября 2011 Вск 12:28:02.
Раздел: "Семья и дети"
Сообщений в теме: 31, просмотров: 8751
-
Здравствуйте! Меня зовут Антон Никитин. Я сын Бориса Павловича и Лены Алексеевны Никитиных. На этот форум я зашел для того, чтобы защитить нашу семью от сплетен, мифов и клеветы, которые гуляют по Интернету (начало дискуссии см. в темах «"Книжки про воспитание - ?" и «Вопросы о наказании детей»). Но разговор вышел за пределы одной частной проблемы – обсуждения лживой статьи о нашей семье и меня попросили создать новую тему. Для удобства я перенесу сюда часть своих ответов, в которых делается попытка рассказать, как мы сами, «дети Никитиных», относимся к тому, как нас «воспитывали» .
Если вы читали книги моих родителей и хотите обратиться к «первоисточникам» , то можете это сделать.
Когда откроется сайт семьи Никитиных ([внешняя ссылка]) будем обсуждать все там, а пока, по возможности, постараюсь отвечать здесь. -
Мой ответ на вопрос о том, применяем ли мы эти "методы воспитания" на своих детях:
"Один из основных мифов о нашей семье заключается в том, что это был какой-то заранее запланированный, с определенными целями "эксперимент" и в результате были выработаны "методики воспитания", с помощью которых можно вырастить вундеркиндов и даже гениев. Конечно, это совсем не так. Была (и есть!) жизнь большой семьи, которая во многом отличалась от обычных семей. Просто благодаря уникальному сочетанию качеств моих родителей им удалось совершенно по-новому взглянуть на процесс взаимоотношения детей и родителей. Вот этот подход и остался с нами на всю жизнь. И, разумеется, мы стараемся передать этот подход своим детям и внукам. Я (а, думаю и все мои сестры и братья) бесконечно благодарен своим родителям за то, что они сумели сделать для нас, что дали нам.
Наверное, одна из главных целей книг Никитиных - помочь избавиться от массы стереотипов, осложняющих жизнь и родителям и детям, научить другому взгляду на многие проблемы.
А о конкретных вещах, вроде развивающих игр или пресловутого «хождения босиком по снегу» (я сам до сих пор получаю громадное удовольствие, если удается пробежаться по свежему снегу, и все внуки Никитиных считают это совершенно естественным) можно говорить долго". -
Вот что на этот вопрос отвечали мои сестры (текст датирован августом 2010 г.) :
Анна: "Года три тому назад я попыталась ответить на один из самых распространенных вопросов нам, «детям Никитиных»: «А воспитываете ли вы своих детей по-никитински?», - и записала следующее:
«Во-первых, мы выросли в доброй, дружной, работящей семье. И главное для меня в этом. Хотя под «никитинством» обычно понимают как раз некое «новаторство» - то, что когда-то шло слишком вразрез с официальным подходом к воспитанию детей…
Наши «половины» - мужья и жёны – конечно, привнесли что-то своё, - я бы сказала, «разбавили никитинство», но главное от Никитиных-старших, надеюсь, осталось и в наших детях: верность, надёжность, открытость, доброта...
Если говорить именно о «системе воспитания», о «методах» и «приёмах», то эдакой стройной и правильной системы нет, а есть опыт наших родителей, наш собственный опыт, опыт других семей. Есть общие с детьми дела, заботы, праздники… Есть и некоторые принципы, знания, игры … А ещё есть большое желание делать нашу общую жизнь – не только нашей семьи – лучше…
Вся серьёзная деятельность наших родителей вокруг вопросов воспитания – это попытка повернуть всё общество лицом к Природе и Детям. Потому почти все их находки и открытия – это Настоящее и Вечное. Как же это не пытаться «применять» и воспитывать «по-никитински»?! Это просто жизненно необходимо: допустим, ходить босиком, не бояться холода, между делом изучать арифметику и чтение, поручать детям серьёзную работу, вести дневниковые записи…
У меня лишь одно практическое НЕсогласие с «никитинством»: никто из наших детей не «перескакивал» через классы в школе».
и Ольга:
«Довольно долго, до появления своих детей, я скептически относилась к бесконечным публикациям, встречам, посетителям и вообще шумихе вокруг нашей семьи. Мне казалось, что слишком много говорится об элементарных вещах. Разумные люди и так знают, что раннее развитие – совершенно не раннее, а своевременное, что закаливание вовсе не опасно, а напротив – необходимо, что очень просто любить своих детей и стараться понимать их.
Но вот родилась моя старшая дочь, и вместе с ней возникло столько проблем, вопросов, страхов… - только тогда я поняла, что те истины, которые в теории кажутся простыми и ясными, осуществить очень нелегко, что почти всё, о чём не устают повторять мои родители, - для многих людей, действительно, откровение и огромная поддержка.
Это сейчас множество научных разработок доказывает чрезвычайную важность грудного вскармливания, огромные возможности детского мозга, а 30-40 лет назад открыто доказывать это было смелым до безрассудства". -
В ссылке Рябины [внешняя ссылка]
пишет дочь Никитиных
" Мы и не подозревали, что были для своих родителей источниками столь ценной информации."
Я с этим очень и очень согласна, потому, что мой ребёнок дал мне так
много для размышлений и выводов в понимании детского возраста !
Надо только не подходить к ребёнку с позиции всезнайки , мол мы всё знаем и понимаем, что тебе сейчас нужно и будет нужно потом.
К счастью, мы можем из первоисточника познакомиться с методом воспитания детей по-никитински.
Мамочки форума, давайте будем задавать вопросы на интересующие темы, связанные с вашим ребёнком (детьми)!
Приветствую тему Антона Никитина! -
Первое, о чём хочу сказать, что после прочтения отрицательной статьи о методе никитиных и второй ссылки в теме "вопросы наказаний"
(назову его по -прежнему методом , так как не согласна, что это не метод, а уклад жизни. Уклад жизни, отличающийся от обычного уклада, так сказать общепринятого, моей точки зрения, тоже метод )
так это то, что родители Никитины -старшие были оба педагогами профессионально.
И как я теперь понимаю, эта профессия не только их работа на благо общества, но и , скажем так, эта профессия дана им свыше, от рождения, она - их призвание.
У каждого свой путь родителя , свои наклонности и интересы, а детей растить и воспитывать приходится всем, кто их имеет.
И , по -моему, не нужно "облегчать" себе жизнь - я не педагог, буду растить как все
Растить "как все" тоже требует знания приёмов и подходов к ребёнку и потом применение к своему дитя , с учётом уже его особенностей.
Хороших детей - верных, надёжных, открытых, добрых детей хочется иметь каждой семье.
Так давайте зададим свои вопросы и "намотаем на ус" советы, каким образом получилось это у Никитиных родителей.
Практика вашей семьи покажет вам , пригодится ли что-то из никитинского метода или нет именно у вас. -
Надо сказать, что в вопросе закаливания ребёнка от рождения, я тоже заметила, что в прохладной комнате, ребёнок лучше играет и спит.
В этом вопросе мне помогла подсказкой моя мама , вырастившая пятерых детей.
Придя домой из роддома, мы сначала не могли понять, почему он плачет. Накормлен, пелёнки сухие ...
Опытная бабушка (моя мама) развернула пелёнки и ребёнок затих. Поболтав свободно ручками и ножками минут 15 он дал себя завернуть в пелёнки и заснул.
Она сделала вывод, что ему надо перед сном обязательно "погулять" , то есть на свободе поболтать ручками и ножками без пелёнок.
Что мы учитывали в дальнейшем. Так он научил нас считаться с его желаниями
Поэтому я понимаю Никитиных старших вполне.
Но я не пошла так далеко в вопросе наблюдений температуры или выноса ребёнка на холод.
Здоровый ребёнок не наталкивает родителей, с чего начинать закаливание.
До детского сада мой малыш не болел ничем.
Мало того, мне известен опыт мамочки, которая закаляла своего малыша холодом, обливала холодной водой под душем... Готовили ребёнка к посещению детсада.
Но именно в детсаду этот закалённый ребёнок стал простывать. Вплоть до воспаления лёгких.
Вывод, Никитиным старшим повезло, что они жили в своём доме и не водили детей никуда.
Одним из важных факторов также был - дом, как я понимаю, был деревянный. А панельные дома по-видимому отбирают частично здоровье.
Если пол ещё можно в квартире панельного дома сделать деревянным, то оставшаяся часть квартиры , какими бы коврами их ни завешивали, всё равно не равноценны квартире в деревянном доме.
Недаром тут писали, как только ребёнок живёт у бабушки в деревне, так не чихает, нет и аллергии. Возвращается домой - болячки тоже возвращаются. -
привожу перечень литературы из темы "вопросы о наказании детей"
[quote="Антон Никитин"]
Строго говоря, все книги Никитиных посвящены этому вопросу . Даже "Развивающие игры". Я здесь приведу наиболее полный список книг на русском языке, который знаю.
1) Б. и Л. Никитины «Правы ли мы?» М, Акад.Пед.Наук РСФСР, 1963.
2) Б.П. Никитин «Ступеньки творчества». М. Знание, 1976.
3) Б. Никитин «Развивающие игры». М, Педагогика, 1981. изд. 5-е доп. М, Знание, 1994.
4) Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., Просвещение, изд. 3-е доп. 1989, изд. 4-е, Кемерово, 1990.
5) Б.П. Никитин «Интеллектуальные игры», М, Гея, 1994; изд. 5-е испр. 1998; изд. 5-е испр. 2000; изд. 5-е испр. доп. 2003; изд. 6-е, испр., Световид, 2009.
6) Б. и Л. Никитины «Первый день, первый год». М, Знание, 1978; изд. 3-е 1994,.
7) Л. и Б. Никитины «Мы и наши дети» М, Молодая гвардия 1979; изд. 2-е доп. М, 1980; Изд. 3-е, М, Московский рабочий,; изд. 3-е с доп., Владивосток, 1988; изд. 4-е Алма-Ата, 1989, изд. 4-е доп. Ижевск, 1989,; изд. 4-е Хабаровск, 1991, изд. 4-е, Ростов-на-Дону, 1991.
8) Б. Никитин, Л. Никитина «Мы, наши дети и внуки». М, Молодая гвардия, 1989; изд. Пермь 1997, изд. М., Лист, 1997.
9) Л.А. Никитина «Отчий дом», М., 1982; СПб, издание с новыми семейными фотографиями 2007 г.
10) Л.А. Никитина «Я учусь быть мамой». Знание, М, 1983.
11) Л.А. Никитина «Мама и детский сад», М, Просвещение, 1990; изд. Екатеринбург 1994.
12) Л.А. Никитина, «Исповедь», М, Знание, 1991.
13) Б.П. Никитин, Л.А. Никитина, «Резервы здоровья наших детей», М, ФиС. 1990.
14) Б.П. Никитин, «Первые уроки естественного воспитания или Детство без болезней», Лениздат, 1990; изд. 2-е испр. 1991.
15) Б. Никитин «Детство без болезней», С-Пб, 1996.
16) Б.П. Никитин «Здоровое детство без лекарств и прививок», М, Лист Нью, 2001.
17) Б.П. и Л.А. Никитины «Наши уроки», С-Пб, 1992, 30 000 экз.
18) Л.А. Никитина, Ж.С. Соколова, Л.А. Блудова. «Родителям XXI века», М., Знание, 1998.
19) Б.П. Никитин «Как измерить уровень развития ребенка», М., 1997.
Частично тексты можно найти в Интернете. Постараемся, чтобы в основном книги были на нашем сайте. -
Этож мне самому придётся по снегу бегать! Я что, с дуба рухнул? Не, на такое не согласен.
В бане вместе паримся давно, правда он без веника, так как веники ростом с него! :) -
У меня очередной вопрос к ТС (топик стартёр сокращённо).
Из высказывания Ани:
"Если говорить именно о «системе воспитания», о «методах» и «приёмах», то эдакой стройной и правильной системы нет, а есть опыт наших родителей, наш собственный опыт, опыт других семей.
Есть общие с детьми дела, заботы, праздники…
Есть и некоторые принципы, знания, игры …
А ещё есть большое желание делать нашу общую жизнь – не только нашей семьи – лучше…"
Вопрос : Всем я думаю понятны общие праздники (совместная подготовка к ним, и совместное общение в праздники)
Означает ли это, что родители без детей никогда не ходили в компании ,
то есть, отдельно от семьи праздников у взрослых не было?
Вопрос :общие дела , заботы ... Чуть подробнее о сути этого.
Если родитель выделяет время чтобы с ребёнком поделать какую либо модель, почитать - это же не общие дела?
Вопрос : почему-то не выделено слово принципы.
а вот они как раз не менее интересны.
Подробнее , пожалуйста, о чём речь здесь? -
Рябина писала :
А если серьезно, то меня давно не интересуют вопросы воспитания, если не сказать больше
" вас понял! вас понял!
приём! приём!"
Значит - не ваше призвание.
......
"Пригодится воды напиться" для ваших внуков, правнуков!
На Вас ведь будут взирать с ожиданием! -
Вот то-то и оно! а у Никтитных - все дела и заботы были общие с детьми.
И на турнике папа Никитин детям пример подавал!
Это уже один из принципов воспитания.
Лично я такой принцип поддерживаю.
Так как опыт показывает, что дети стремятся делать всё, что делают взрослые.
О чём я в темах писала: - если родители после работы сиднем сидят перед телевизором,пьют пиво и т.д , то то же самое будут делать их дети взрослыми.
и никакая школа или улица не научит их трудиться, потому что труд родителей вне пределов видимости ребёнка, а телевизор - вот он! -
Здесь стоит добавить, что это справедливо до определённого возраста, далее часто возникает период отрицания.
В общем-то чужой опыт и теория нужна, но у одного - чтобы хоть направление правильное выбрать из 360град, для другого - чуть подправить, а третьему совершенно излишне - он сам всё чувствует.
Правда есть и "тяжёлые родители-металлопрокат", словно поставленные на рельсы. Их что не обучай - всё равно из их рук брак выйдет.
Никитины, как и другие методы воспитания, добавили своё, показали его с новой точки зрения. Принимать или не принимать - дело личное, как и учиться в жизни или нет.
И ещё ценно то, что Никитины прошли проверку временем, сейчас можно смотреть на процесс как бы со стороны, целиком. -
Совершенно справедливо!
Это касается детей дошкольного возраста.
Я на форуме говорю именно о дошкольниках, потому что считаю этот возраст самым восприимчивым. Такое свойство дано детям от природы.
Скорость усвоения ими окружающей среды молниеносна, но со временем она потихоньку угасает , хотя в дошкольном возрасте ещё достаточно высока.
Дети обязаны (по природе) и стремятся делать то же, что взрослые.
Подражание необходимо для выживания вида.
Такое у меня сложилось мнение.
Да верно.
Мы , взрослые, тоже как дети.:)
Часто нам нужен образец того , что дало хорошие с нашей точки зрения результаты.
И чем больший выбор образцов мы имеем, тем нам лучше выбирать подходящий для своей семьи способ .
Всё, конечно , знать невозможно.
Именно поэтому важно всё таки знакомиться с глобально полезными приёмами.
Метод Никитиных, опробованный на детях и внуках, несомненно относится к их числу.
У нас на форуме есть форумчанка Вискоза, которая написала, что её родители к ней применили метод Никитиных при закаливании и лечении от заболевания менингитом, подхваченным ею в детском саду.
Может быть кто-нибудь из форумчан ещё применял, применяет, или к нему применяли метод Никитиных.
Неплохо было бы , если б они поделились своими мнениями на этот счёт.
Задали бы вопросы Антону Никитину.