«Государство против своего народа» 1917-....
Создана: 09 Апреля 2015 Чтв 14:09:18.
Раздел: "Мнение оппозиции"
Сообщений в теме: 134 (+56), просмотров: 40073
-
«Государство против своего народа»1917-...
"Да не только чеховские герои, но какой нормальный русский человек в начале века, в том числе любой член РСДРП, мог бы поверить, мог бы вынести такую клевету на светлое будущее? То, что еще вязалось при Алексее Михайловиче, что при Петре уже казалось варварством, что при Бироне могло быть применено к 10-20 человекам, что совершенно невозможно стало у Екатерины, — то в расцвете великого двадцатого века в обществе, задуманном по социалистическому принципу, в годы, когда уже летали самолеты, появилось звуковое кино и радио — было совершено не одним злодеем, не в одном потаенном месте, но десятками тысяч специально обученных людей-зверей над беззащитными миллионами жертв. И только ли ужасен этот взрыв атавизма, теперь увертливо названный «культом личности»? Или страшно, что в те самые годы мы праздновали пушкинское столетие? Бесстыдно ставили эти же самые чеховские пьесы, хотя ответ на них уже был получен? Или страшней еще то, что и тридцать лет спустя нам говорят: не надо об этом! если вспоминать о страданиях миллионов, это искажает историческую перспективу! если доискиваться до сути наших нравов, это затемняет материальный прогресс! Вспоминайте лучше о задутых домнах, о прокатных станах, о прорытых каналах… нет, о каналах не надо… тогда о колымском золоте, нет и о нем не надо… Да обо всем можно, но — умеючи, но прославляя… Непонятно, за что мы клянем инквизицию? Разве кроме костров не бывало торжественных богослужений? Непонятно, чем нам уж так не нравится крепостное право? Ведь крестьянину не запрещалось ежедневно трудиться. И он мог колядовать на Рождество, а на Троицу девушки заплетали венки…"
"Это волчье племя — откуда оно в нашем народе взялось? Не нашего оно корня? не нашей крови? Нашей. Так чтобы белыми мантиями праведников не шибко переполаскивать, спросим себя каждый: а повернись моя жизнь иначе — палачом таким не стал бы и я? Это — страшный вопрос, если отвечать на него честно."
А.И. Солженицын "Архипелаг ГУЛаг"
«Что дороже всего в мире? Оказывается: сознавать, что ты не участвуешь в несправедливостях. Они сильней тебя, они были и будут, но пусть — не через тебя».
А.И. Солженицын. -
Репрессии большевиков против политических противников начались после Октябрьской революции и с особенным размахом шли во время Гражданской войны. После окончания Гражданской войны политические репрессии продолжились, причём часть дел о политических преступлениях была построена на фальсифицированных обвинениях («Дело лицеистов», Шахтинское дело).
-
Дело лицеистов — сфабрикованное органами ОГПУ в 1925 в Ленинграде дело по обвинению группы выпускников Александровского лицея в создании контрреволюционной монархической организации. В ОГПУ дело «№ 194 Б» называли «Контрреволюционной монархической организацией», а также «Делом воспитанников» и «Союзом верных»[1].
По делу лицеистов в ночь на 15 февраля 1925 арестовано свыше 150 человек, из них большинство выпускники Александровского лицея, но также выпускники Училища правоведения в Санкт-Петербурге (М. Н. Фицтум фон Экстед, А. А. Арнольди, П. Н. Юматов и др.), бывшие офицеры лейб-гвардии Семеновского полка (полковник А. А. Рихтер, полковник А. Н. Гривениц и другие) и другие[2][3]. Был осуждён 81 человек[4].
Из числа обвиняемых:
26 человек по постановлению Коллегии ОГПУ от 22.6.1925 расстреляны (в том числе последний премьер-министр Российской империи Н. Д. Голицын)
25 человек приговорены к различным срокам заключения в лагерь (в их числе А. П. Вейнер, П. П. Вейнер[5], князь Н. Н. Голицын, Н. В. Верховский и другие)
29 человек приговорены к различным срокам ссылки (В. А. Чудовский и др.)
Бывший директор лицея В. А. Шильдер умер во время следствия, его сын Михаил был расстрелян, а жена Анна Михайловна отправлена в ссылку, в которой скончалась.
Почти все осуждённые по делу лицеистов впоследствии были расстреляны или погибли в лагерях.
Арестованым по делу были предъявлены «неопровержимые доказательства»:
традиционные ежегодные встречи выпускников в Лицейский день — 19 октября.
факт существования кассы взаимопомощи,
панихиды в церквях Петрограда по погибшим и умершим лицеистам, на которых поминались также и члены императорской семьи. Начиная с 1921 года и до ареста лицеистов эти панихиды проходили ежегодно.
Н. Н. Пунин 18 июля 1925 года записал:
Расстреляны лицеисты. Говорят, 52 человека. <...> О расстреле нет официальных сообщений; в городе, конечно, все об этом знают, по крайней мере, в тех кругах, с которыми мне приходится соприкасаться: в среде служащей интеллигенции. Говорят об этом с ужасом и отвращением, но без удивления и настоящего возмущения. <…> Великое отупение и край усталости
— Черных В. А. Летопись жизни и творчества Анны Ахматовой 1889-1966 — см.: Телетова Н. К. «Дело лицеистов» 1925 года // Звезда. 1998. № 6.
. -
-
Одна из центральных фигур “Дела лицеистов” — Михаил Шильдер, сын уже знакомого читателям бывшего директора Александровского лицея. Михаила приговорили к расстрелу за “военный шпионаж”, выразившийся в том, что вместе с другим лицеистом И. А.
Блиновым они с лета 1924 года составляли Всемирный статистико-экономический справочник для Госиздата. И еще М. Шильдер собирал сведения о бывших лицеистах, был членом одного из церковных приходских советов, через американскую организацию, осуществлявшую экономическую помощь Советской России, вел переписку с кем-то за границей... Весь этот сгусток обвинений и стоил жизни бывшему лицеисту. А его товарищу И. А. Блинову “повезло” — отделался лишь десятью годами концлагерей.
Вкратце о судьбе некоторых других людей, ставших жертвами “Дела лицеистов”. Упомянутый в списке приговоренных к 10 годам концлагерей барон М. В. Остен-Сакен, возможно, был потомком преподавателя Лицея пушкинского времени фон дер Остен-Сакена. Комментируя списки репрессированных, автор публикации в “Звезде” излагает в связи с этой знатной фамилией глубоко драматическую историю. Находясь в концлагере на Соловках, Максимилиан Владимирович был послан с еще четырьмя лагерниками ловить в озере рыбу. Когда узники-рыбаки вернулись, их обвинили в попытке побега и 23 июня 1926 года расстреляли.
Не менее жестоко советские карательные органы расправились с Владимиром Константиновичем Лозина-Лозинским. Бывший лицеист, затем выпускник Археологического института в 1920 году принял священство, став духовным лицом университетской церкви Всех Святых. 19 октября 1923 года он отслужил панихиду по семье Романовых и всем погибшим лицеистам. Спустя полгода его самого арестуют и... вскоре освободят.
Быть может, ошиблись, извинились? Увы — в феврале 1925 года он был снова взят и присужден к высшей мере наказания. Спустя пару месяцев переводится в группу, приговоренную к десятилетнему сроку в концлагере. Через три года пребывание на Соловках заменили ссылкой в Сибирь. Затем смилостивились, разрешили жить и работать за чертой 101 километра от Ленинграда. Всего восемь лет продолжалась относительно спокойная, если не считать ее поднадзорной, жизнь этого человека. В ежовские времена его снова арестовали и в январе 1937 года расстреляли.
Помимо вопиющего беззакония в действиях карательных органов было обыкновенное издевательство над лицеистами, стремление унизить их честь и достоинство, подавить волю к сопротивлению, протесту. Целенаправленное глумление испытали на себе почти все арестованные по этому делу. Можно представить, например, состояние А. А. Сиверса, выпускника 71 курса Александровского Лицея, которого судьба трепала особенно сильно. Ему “пришили” дело, по которому следовал верный расстрел. Уже на этапе ему объявили, что мера наказания изменена: он приговорен к ссылке в концлагерь.
Казалось бы, будь доволен, смирись. Но нет, этот мужественный человек не сдается. Под заключением следователя он пишет: “... с предложенным мне обвинением я согласиться не могу как несоответствующим действительности”.
На Соловках ему разрешили свидание с женой — семь раз по часу “в присутствии лиц тюремной администрации”. 22 декабря 1932 года должна была наступить свобода, но в июле 1928 года жена встречается с мужем в последний раз — “с правом проживания на 7 дней в помещении свинарника”. А. А. Сиверс работает на лесоповале, на месяц в 1929 году попадает в карцер, а осенью того же года в числе 300 человек его включают в расстрельную группу. В документах же сказано, что он умер.
В своих исследованиях автор публикации в “Звезде” Н. К.
Телетова называет специальную группу высланных на Урал с конфискацией имущества, где сосредоточены не столько крупные государственные деятели или юристы, сколько литераторы, искусствоведы, яркие представители “серебряного века”. Остановимся на судьбе двух из них. Один — лицеист 65 курса Георгий Петрович Блок, двоюродный брат известного поэта. Как рассказывает дочь Георгия Наталия, по “Делу лицеистов” он провел семь месяцев в одиночной камере. Потом — ссылка в Соликамск, оттуда — в глухое село. На хлопоты представителя Красного креста об освобождении Блока последовал ответ: “Необходимо отказать как принимавшему наиболее активное участие в монархической организации”.
Спустя три года ссылки Блок получил право вернуться в Ленинград. Жилья уже не было, и он поселился у отца жены. Теперь, после отбытия срока, Георгий Петрович надеялся заняться литературной деятельностью, переводами. Но не тут то было. После убийства Кирова органы состряпали “дворянское дело”, и Блока с женой и младшей дочерью ссылают в Тургайскую степь, в Киргизию. В это время Блоком интересуется приехавший в Россию французский писатель Ромен Роллан. Справляется о нем как о прекрасном переводчике, с которым был уже ранее знаком. Каков последовал ответ — неизвестно, но Блока переводят в Саратов.
Чтобы как-то прокормить семью, этому высокообразованному, интеллигентнейшему человеку пришлось соглашаться на любую работу. В Саратове он был юристом на заводе комбикормов. Перед войной ему разрешили жить в Малой Вишере. В начале войны семью эвакуировали в Башкирию. Блок работал там погрузчиком картофеля, счетоводом в колхозе.
Однако всю жизнь он стремился к литературному труду. Урывками этим удавалось заниматься и во время ссылок. Он — автор книги о своем любимом Фете — “Юность поэта”. В 1929 году вышла его книжка “Одиночество”, в конце 40-х годов публикуется повесть “Московитяне”, а к 150-летию со дня рождения великого русского поэта научный труд — “Пушкин в работе над историческими источниками”. Последний период жизни Г. П. Блок посвятил исследованиям о Ломоносове и декабристах.
Как видим, сломленная, искалеченная судьба этого человека не лишила его самого главного — воли к жизни, к творчеству. Еще более трагично сложилась биография другого носителя культуры — Петра Петровича Вейнера. Он закончил Лицей на девять лет раньше. Известен как издатель популярного в то время ежемесячника для любителей искусства и старины — “Старые годы” (1907–1916 гг.) В 1912 году Вейнер становится директором Музея старого Петербурга, избирается действительным членом Академии Художеств. В этом же году удостоен большой Пушкинской золотой медали. Музей существовал до 1925 года, когда его основатель был арестован.
Следователь инкриминировал Вейнеру участие в трех “антисоветских акциях”. Петра Петровича ссылают в Уральскую область. В защиту Вейнера несколько известных деятелей культуры пишут ходатайства, в которых доказывают его ценность как литератора, перечисляют его книги, публикации. Среди подписавших письмо — хранитель Эрмитажа С. Яремич, выдающийся ученый в области лингвистики Н. Марр, академик-востоковед С. Ольденбург.
Эти убедительные и авторитетные просьбы, так же как хлопоты Красного Креста, были “приняты к сведению”, но ничего не изменили. До конца 20-х годов П. П. Вейнер по существу жил на положении ссыльного. Затем не менее двух лет провел в Ленинграде. Служил в Эрмитаже, работал переводчиком на одном из предприятий.
А. Шалыт
My Webpage -
Серге́й Петро́вич Мельгуно́в (25 декабря 1879 года (6 января 1880 года), Москва — 26 мая 1956, Шампиньи, близ Парижа) — русский историк и политический деятель (вначале кадет, «Партия народной свободы», с 1907 года - энес), участник антибольшевистской борьбы после Октябрьской революции.
Известность С. П. Мельгунова как историка основана на его исторических исследованиях, посвященных истории русской революции и Гражданской войны и обеспечивших ему особое место в русской историографии[1]. Исследовал также историю русской церкви и общественных движений.
Образование
В 1899 году оканчивает гимназию и идет далее по стопам отца, поступая на историко-филологический факультет Московского университета. Во время учебы участвует в работе научного студенческого кружка, публикует 2 популярные брошюры: «Карл Великий» (1899 год) и «Арабы и Магомет» (1901 год). Брошюры получают положительные оценки в русской печати. Вскоре кружок преобразуют в историческую комиссию при Учебном отделе Общества распространения технических знаний, председателем которой становится Сергей Мельгунов.
В 1904 году окончил историко-филологический факультет Московского университета.
My Webpage -
ИМХО, тему надо бы переименовать в "Красный террор". Ибо белый террор - это тоже, в общем-то, террор государства по отношению к народу (на территории, контролировавшейся белыми, тоже ж своего рода государственные образования были). И еще некоторые действия царского правительства (я имею в виду весь период монархического правления в России) можно охарактеризовать именно так, как названа тема (хотя до террора им, конечно, далеко, но все же...).
Если речь идет только о красном терроре, то надо бы уточнить это в названии темы. -
-
Коро писала : ты права, я уточню название темы.
Ancient mammoth писал : очередной высер псевдо умников с "верхним" образованием... Государство, которое вы обсуждаете, перестало существовать в 1991 году. Цель вашего топика не понятна - поясните, пожалуйста, чего вы хотите этим добиться? Какую цель преследуете.
История имеет свойство повторяться... -
СанькаО писала : Ибо белый террор - это тоже, в общем-то, террор ... действия царского правительства (я имею в виду весь период монархического правления в России) можно охарактеризовать именно так, как названа тема
Ну при том же Николае II население россии выросло на 40%
с 126,6 млн чел. в 1897г. до 175 млн. человек в 1913 (обе цифры без учета Финляндии)
[внешняя ссылка]
p.s. Тут все офтоп, кроме мнения Коро. Омская одесситка дочь офицера. -
Ancient mammoth писал :
Государство, которое вы обсуждаете, перестало существовать в 1991 году. Цель вашего топика не понятна - поясните, пожалуйста, чего вы хотите этим добиться? Какую цель преследуете.
боюсь, что не перестало
преследую цель провести параллель, боюсь оказаться на новом витке исторической спирали, "иностранные агенты", убийства оппозиционеров вам ни о чем не говорят, заказные суды по "плакатным делам"?
дело о краже этого плаката оппозиционером 12 следователей ведут сейчас расследование. это нормально?
-
Ну слава богу. Замечательно. Но... Это как-то отменяет русско-японскую, империалистическую (есть мнение, что обе войны были нафиг не нужны России и участия в них можно было бы избежать... но нет, захотелось кое-кому побороться с революционными настроениями с помощью "маленькой победоносной" ), погромы, Кровавое воскресенье, отвратительно организованное переселение крестьян на восток, скотские условия на каторге и т.д.? К тому же я уточнила, что имею в виду ВЕСЬ период царской власти в РИ, а не только годы правления Николая Кровавого.
З.Ы. А хорошая оказалась затея со скрытыми сообщениями... Сперва читаешь все строго по теме, а потом, если есть настроение, берешь поп-корн, устраиваешься поудобнее, щелкаешь на кнопочку - и читаешь сра-а-ачик. -
К лету 1927 года СССР, ввиду проводившейся им политики по «экспорту революции», оказался втянутым в конфликт с Великобританией. 27 мая Великобритания расторгла британо-советские торговые и дипломатические отношения . В СССР эти события были преподнесены как подготовка к новой иностранной интервенции, в стране началось нагнетание «предвоенного психоза». Именно этот период некоторые историки ставят отправной точкой сталинских репрессий.
7 июня был убит полпред СССР в Польше П. Л. Войков. Сталин решил воспользоваться ситуацией для окончательного уничтожения монархических и вообще белых сил и разгрома внутрипартийной оппозиции. В тот же вечер Сталин, находящийся на отдыхе в Сочи, направил в Москву шифрограмму, в которой потребовал: «Надо теперь же расстрелять пять или десять монархистов. Надо отдать ОГПУ директиву о полной ликвидации (монархистов и белогвардейцев) всеми мерами. Убийство Войкова даёт основание…» К вечеру 8 июня был запущен в ход весь механизм массовых репрессий. И уже в ночь с 9 на 10 июня в Москве были без суда, как заложники (но заложники, которые были взяты «в заложники» уже после убийства Войкова) расстреляны 20 представителей знати бывшей Российской империи. Операции ОГПУ не ограничились расстрелом двадцати заложников, во время «июньской операции» было проведено до 20 тыс. обысков и арестованы 9 тыс. человек. Основной удар пришёлся по деревне зерновых районов — по Украине, Центральному Черноземью, Дону и Северному Кавказу. Арестам подвергались «бывшие» — помещики, белые, особенно вернувшиеся в СССР — «репатрианты» — а также «кулаки», «буржуи», «торговцы», «попы и церковники» и даже группы старой русской интеллигенции. Точное число репрессированных в тот период до сих пор не известно.
Тогда же, прикрываясь «военной угрозой» и необходимостью «укрепить тыл», Сталину удалось сломить сопротивление группы Бухарина и «продавить» решение об исключении из состава ЦК «агентов объединённой оппозиции» — Троцкого и Зиновьева -
Советское государство зависело от технической интеллигенции, доставшейся в наследство от царских времён. Многие специалисты были скептически настроены к коммунистическим лозунгам. Тезис о возможном «предательстве» таких специалистов был выдвинут ещё основоположниками марксизма. Ленин во время своего выступления на VIII съезде РКП(б) предупреждал коммунистов о буржуазных специалистах, «…которые насквозь проникнуты буржуазной психологией и которые нас предавали и будут предавать ещё годы». В ряде процессов по делам о вредительстве и саботаже выдвигались, например, такие обвинения:
саботаж наблюдения солнечных затмений (Пулковское дело);
подготовка неверных отчётов о финансовом положении СССР, приводившая к подрыву его международного авторитета (Дело Трудовой крестьянской партии);
порча семенного материала путём его заражения, сознательное вредительство в области механизации сельского хозяйства путём недостаточной поставки запчастей (дело Трудовой крестьянской партии);
саботаж по заданию иностранных разведок путём недостаточного развития текстильных фабрик, создания диспропорций в полуфабрикатах, что должно было повлечь за собой подрыв экономики СССР и всеобщее недовольство (Дело Промпартии);
неравномерное распределение по заданию иностранных разведок товаров по районам, что приводило к образованию излишков в одних местах и дефицита в других (дело меньшевистского «Союзного бюро»).
В условиях 1920-х — 1930-х годов подобные обвинения воспринимались обществом как адекватные. Особенностью дел Промпартии, Трудовой крестьянской партии и «Союзного бюро» является и то, что, по версии следствия, все осуждённые по этим трём процессам были связаны друг с другом в единую сеть заговорщиков, а между тремя указанными организациями существовало «разделение труда» по саботажу в различных областях экономики. -
Шахтинское “дело”
Шахтинское дело (“Шахтинский процесс”) — “Дело о контрреволюционной организации инженеров и техников, работавших в каменноугольной промышленности СССР” — судебный процесс над “вредителями” в угольной промышленности в Шахтинском районе Донбасса. Первый политический процесс в СССР, во время которого осудили большую группу руководителей угольной промышленности Донбасса. Проходил с 18 мая по 6 июля 1928 в Москве.