Омские гиганты экономической мысли - как Вольву делали
Создана: 31 Декабря 2010 Птн 0:01:59.
Раздел: "Политическая жизнь Омска"
Сообщений в теме: 82, просмотров: 14852
-
Газета «Красный Путь», г. Омск
Проект «ВОЛЬВО» лопнул как мыльный пузырь
23.05.2007
Виктор КУЗНЕЦОВ
Около двух месяцев назад Арбитражный суд города Москвы признал банкротом совместное предприятие «Сибирско-Скандинавская автобусная компания» (ССАК). Она занималась выпуском широко разрекламированных шведских автобусов «Вольво». Как выяснилось, у некогда гремевшего на всю Сибирь СП не осталось никакого имущества, кроме 45 млн. рублей долгов. Об этом сенсационном факте сообщила на днях газета «Коммерческие вести».
Прогубернаторские же СМИ хранят полное молчание, и понятно почему.
Для начала напомним читателям краткую историю этого «судьбоносного» проекта.
Десять с лишним лет назад губернатор Полежаев в составе свиты президента России Ельцина побывал в Швеции. Во время этого визита он и вице-президент компании «Вольво» г-н Йенсон подписали в Гетеборге меморандум о сотрудничестве. В нем, в частности, намечалось организовать на базе ПО «Иртыш» (бывший телевизионный завод) отверточное производство шведских автобусов, которое постепенно должно перейти в совместное, то есть с применением комплектующих изделий, изготовленных в России. В мае 1998 года с большой помпой состоялась презентация новорожденной Сибирско-Скандинавской автобусной компании. Губернатор Полежаев заливался соловьем на всех телеэкранах, расписывая масштабы и выгоды нового производства. Мол, в области появятся сотни дополнительных рабочих мест, и уже в первый год будет собрано не меньше ста комфортабельных автобусов. А в перспективе компания выйдет на уровень 300-500 машин в год, поставляя их не только в регионы Сибири, но и в европейскую часть страны...
И вот минул год.
В Омске намеревались пышно отметить эту дату. Автор этих строк в конце мая 1999 года приехал на завод, на заранее объявленный митинг по случаю годовщины открытия новой компании. Однако оказалось, что отмечать-то нечего, проект забуксовал уже на первой стадии. Потому-то собравшиеся так и не дождались ни губернатора Полежаева, ни даже его заместителя. Чем бы они стали хвалиться перед телекамерами? За год по «отверточной технологии» вместо обещанной сотни было собрано всего девять автобусов. Из них две машины купили фирмы «Омскавтотранс» и «Омскавиа», еще несколько автобусов отправили соседям в Тюмень, Екатеринбург и Челябинск.
Что касается «сотен новых рабочих мест», то фактически на сборке машин в цехе было занято всего три десятка человек. Провалились и планы по организации выпуска комплектующих изделий в Омске, лишь пара предприятий стала поставлять на сборку мелкие детали. Словом, на деле совместное предприятие получилось каким-то странным.
Наша область за счет своего скудного бюджета стала финансировать швед-скую фирму, покупая у нее, только в разобранном виде, те самые автобусы. Чтобы, доставляя комплекты за тысячи километров, затем собирать их у себя. И нечего удивляться тому, что автобусы «Вольво» омской сборки оказались не по карману даже крупным компаниям. Стоимость одной машины доходила до 235 тысяч долларов. Для сравнения скажем, что в то время город покупал автобусы типа «Кароса» и «Мерседес» по гораздо более приемлемой цене - от 128 до 160 тысяч долларов. «Вольво» в Омске: реальное дело или афера?» - так называлась моя статья по поводу той самой годовщины создания Сибирско-Скандинавской компании, опубликованная в газете «Красный Путь» 4 июня 1999 года. К сожалению, подтвердилось второе, пессимистическое предположение. Но в ту пору не только оппозиционная пресса, но и некоторые не зависимые от власти СМИ, да и просто здравомыслящие люди выражали обоснованные сомнения в эффективности проекта «Вольво». Не случайно же участники пикета, действовавшего много месяцев в палаточном городке у Законодательного собрания, называли губернатора Полежаева «лучшим шведом России». Имея в виду его заботу о занятости шведских рабочих, в то время как в Омске многотысячные коллективы машиностроительных и других предприятий выбрасывались на улицу.
Однако нынешняя власть не воспринимает какую-либо критику, считая себя непогрешимой. Вот и губернатор Полежаев и его команда, несмотря на дефолт 1998 года, всеми силами продолжали поддерживать провальный проект «Вольво».
В 1999 году был организован рекламный агитпробег шведского автобуса по Западной и Восточной Сибири, но после этого заказов не прибавилось. Делались попытки организовать выпуск городских автобусов, велись переговоры с поляками, чехами, с Русавтопромом, Минским автозаводом - и никаких результатов.
В 2005 году, после суда по иску одной ханты-мансийской фирмы, компания ССАК начала «путать следы» и «обрубать хвосты», меняя владельцев и перепродавая имущество. По иронии судьбы именно в это время, согласно принятой «Сибирским соглашением» программе обновления автобусного парка, ССАК определили базовым предприятием по сборке автобусов для регионов Сибирского федерального округа.
Когда от компании осталось лишь одно название.
И вот закономерный конец. Сибирско-Скандинавская автобусная компания признана банкротом.
Назначенный конкурсный управляющий В. Коновалов теперь пытается выяснить, чем владела компания, и через суд добиться возврата выведенного имущества. Но удастся ли это ему?
«Документы о наличии очевидного факта преднамеренного банкротства ССАК направлены в правоохранительные органы, но особой надежды на возбуждение уголовного дела нет.
Складывается впечатление, что у нас можно все, но не всем», - признается он.
Так оно и есть.
К примеру, бывший председатель совета директоров ССАК г-н Птицын, стоявший у истоков создания компании и немало поспособствовавший ее краху, сейчас спокойно работает в другой фирме. И вряд ли понесет даже моральную ответственность за проект «Вольво», лопнувший как мыльный пузырь. Не говоря уж о его высоких покровителях в правительстве области.
Прочно похоронив неудачную затею со сборкой шведских автобусов, теперь прогубернаторские СМИ усиленно раздувают стройку комплекса биоэтанола и другие радужные прожекты.
"КЛЮКВА" самых независимых и правдивых омских СМИ
Сайт «12 канал» г. Омск
"Volvo" в Омске
Общество | 27 апреля 2004 13:06
Самый высокий в промышленности Омской области уровень заработной платы сегодня в "Сибирско-Скандинавской автобусной компании" - в среднем от 8000 рублей.
Крупная партия автобусов "Вольво" омской сборки в ближайшее время будет поставлена автохозяйствам Ханты-Мансийска и Ноябрьска. На недавнем совещании Совета Сибирского федерального округа, где присутствовали и омские производители автобусов, шла речь о развитии пассажирских междугородних перевозок. Для этого разработана программа "Норд-Вест", по которой будут развиваться автобусные сообщения северных областей с более обжитыми территориями Сибири, а также западной и восточной частями нашей страны по федеральной трассе Москва-Владивосток.
Железнодорожный транспорт сейчас старается делать остановки только в ключевых городах, но ведь между ними тоже живут люди, которые хотят передвигаться. Как раз в рамках программы "Норд-Вест" и началась поставка автобусов на север Сибири. На каждую партию автобусов предстоит отдельный тендер, однако позиции омичей настолько серьезные, что известная фирма "Скания" уже подумывает, как на ряду с "Вольво" войти в производственную кооперацию. Автобусный парк продолжает устаревать, и опыт показал, что самое оптимальное направление - создание совместных производств. Пока на всю Россию успешно развиваются всего 3 завода - в Москве, Cанкт-Петербурге и Омске. Это очень перспективное направление: для нормального развития рынка автотранспортных услуг России потребуется не менее 10 тысяч автобусов в год.
(Выделено мной - Ю.Т.) -
К производству уникального автомобиля-вездехода планируют приступить в Омской области. Как сообщили в региональном Минпроме, новинка представлена ТПЦ «СибВПКнефтегаз» в рамках межрегиональной инновационной программы «Сибирское машиностроение», инициированной областным Правительством. Главная особенность новой машины - способность работать при экстремально низких температурах до -60°C. По мнению разработчиков, автомобиль будет интересен для компаний, ведущих разработку нефтегазовых месторождений и эксплуатацию трубопроводов, геофизиков, геологов. Кроме того, омское ноу-хау имеет очевидное оборонное значение. По предварительной оценке, стоимость изготовления концепт-кара составит около 100 тыс. долларов.
Напомним, что ТПЦ «СибВПКнефтегаз» также занимается серийным выпуском грузопассажирских вездеходов на воздушной подушке «Арктика». Они предназначены для эксплуатации, как на воде, так и на суше. Может постоянно эксплуатироваться как над водной поверхностью, так и над снежной целиной, торосистым льдом, болотом, тундрой в течение всего года.
А ВЫ говорите -
Мы эту тему ещё в 2008 году в Минэкономике разрабатывали - смотрите сюда - [внешняя ссылка]
Тогда министерским руководством всё было в очередной раз успешно похерено.
А вообще эта тема с северными машинами СибАДИ уже 10 лет в Минпроме и Минэкономики проталкивается.
И опять планируют, планируют, планируют ... Как их самих от всего этого не тошнит.
Пока эти деятели у власти и получают не зависимо ни от чего по 200 тыс. рублей в месяц - так и будут только планировать дальше.
Арктику собирают в ручную, на коленке по 2-3 штуки в год уж сколько времени! Дорогая, косяков много. Нужны большие вложения.
Так где же их взять. Биоэтанол, да производство полипропиленовых стаканчиков налаживать надо.
Из чего молодежь будет пиво жрать - а не дай им пива вдруг задумаются - что же это так кругом всё хреново ...
Вообщем, господа чиновники в очередной раз народ "за нос" пытаются водить -
-
-