Index · Правила · Поиск· Группы · Регистрация · Личные сообщения· Вход

Список разделов Это интересно!
 
 
 

Раздел: Это интересно! В присутствии нарисованных глаз люди ведут себя лучше 

Создана: 22 Марта 2011 Втр 21:01:02.
Раздел: "Это интересно!"
Сообщений в теме: 12, просмотров: 2922

  1. 22 Марта 2011 Втр 21:01:02
    Альтруистическое поведение людей сильно зависит от степени анонимности ситуации: любой намек на то, что за человеком кто-то наблюдает, повышает вероятность альтруистических поступков. Эксперименты, проведенные японскими психологами, показали, что этот эффект (по крайней мере в некоторых ситуациях) связан не со страхом наказания, а с надеждой на «награду», то есть на улучшение своей репутации.

    Известен целый ряд механизмов, ведущих к развитию альтруистического поведения в ходе эволюции (см.: Эволюция кооперации и альтруизма). Люди, однако, иногда совершают поступки, труднообъяснимые с позиций таких классических теорий, как родственный отбор (мы помогаем далеко не только родственникам), реципрокный, или взаимный, альтруизм (мы иногда совершаем добрые поступки по отношению к людям, которые заведомо не смогут нам отплатить той же монетой) или различные «модернизированные» версии теории группового отбора, такие как гипотеза о сопряженной эволюции парохиального альтруизма и войн (см.: Межгрупповые войны — причина альтруизма?, «Элементы», 05.06.2009). Некоторые альтруистические акты не приносят пользы ни генам жертвователя, ни группе, к которой он принадлежит. Типичный пример — пожертвования в фонд помощи голодающим детям какой-нибудь далекой страны. Могут ли быть у такого поведения эволюционные корни?

    По-видимому, всё-таки могут. Специальные исследования показали, что в такой ситуации жертвователя, как ни странно, мало волнует, дойдет ли его пожертвование до адресата. Он не проявляет особого интереса к тому, насколько эффективно работает благотворительный фонд, в который он вносит деньги, и какая доля собранных средств уйдет на содержание самого фонда и накладные расходы. С другой стороны, жертвователь, как правило, хочет, чтобы о его поступке узнали окружающие — те, от чьего мнения зависит его социальный статус. А также особи противоположного пола, на которых он хотел бы произвести благоприятное впечатление.

    Такой механизм мотивации альтруистических поступков называют непрямой реципрокностью. Выигрыш в данном случае достигается не за счет прямой отдачи по принципу «ты мне, я тебе», как при обычной реципрокности, а за счет демонстрации окружающим собственных качеств, ценимых особями противоположного пола и обществом в целом. В случае пожертвований, например, демонстрируются доброта, щедрость и материальная обеспеченность.

    Прочувствовав важность вопросов репутации, психологи стали организовывать эксперименты таким образом, чтобы полностью исключить любой намек на возможность какой бы то ни было реципрокности — как прямой, так и косвенной. Для этого экспериментальную ситуацию стали делать максимально «анонимной». Испытуемых всеми способами убеждали, что никто никогда не узнает об их поведении в ходе эксперимента и что ни о каком «наказании» или «награде» не может быть и речи.

    Однако даже в условиях полнейшей анонимности люди всё равно продолжали (хотя и далеко не столь активно) совершать альтруистические поступки. Например, в тесте «Диктатор» (см. Dictator game) при соблюдении строгой анонимности многие испытуемые добровольно отдают часть полученных от экспериментаторов денег незнакомому и невидимому «партнеру» (которого обычно в таких экспериментах вовсе не существует, хотя испытуемый об этом не знает). О тесте «Диктатор» рассказано в заметке Найден ген, влияющий на склонность к добрым поступкам («Элементы», 21.05.2009).

    В поисках причин подобных «необъяснимых» альтруистических актов психологи обнаружили, что сделать ситуацию по-настоящему анонимной в действительности не так-то просто. Похоже, люди просто не в состоянии до конца поверить, что их поступок не будет иметь никаких социальных последствий. Даже самые слабые, косвенные напоминания о возможности того, что за их действиями наблюдают, резко повышают склонность людей к альтруизму.

    В 2005 году американские психологи обнаружили (см. Haley, Fessler, 2005), что люди, проходящие в условиях полной анонимности тест «Диктатор», ведут себя более просоциально (альтруистично), если на рабочем столе компьютера присутствует стилизованное изображение двух глаз (см. рисунок). Доходит до смешного: как показали дальнейшие исследования, достаточно разместить где-то в интерьере три точки, расположенные в виде перевернутого треугольника (...), чтобы испытуемые начали вести себя более альтруистично по сравнению с контрольной ситуацией, когда точки расположены наоборот (...).

    В новой статье, опубликованной на сайте журнала Evolution and Human Behavior, японские исследователи попытались сделать следующий шаг в изучении этого удивительного эффекта. Они хотели, во-первых, воспроизвести результаты Хейли и Фесслера (такие нетривиальные результаты полезно лишний раз воспроизвести), во-вторых — выяснить, что же побуждает людей вести себя более альтруистично при малейшем намеке на то, что об их поступке кому-то станет известно: страх наказания, надежда на награду или то и другое вместе?

    В исследовании приняли участие 62 добровольца — студенты университета Киото. Человеку говорили, что он будет играть в «Диктатора» с каким-то другим добровольцем, который никогда не узнает, кто был его партнером. Сначала тянули жребий, чтобы определить, кто из двоих будет выступать в роли диктатора, а кто будет пассивной принимающей стороной. Результаты жребия были подстроены так, чтобы все участники оказались «диктаторами». Затем испытуемого отводили в звукоизолированную комнату, где были только стол и стул, и оставляли там одного на минуту. Затем в комнату входил экспериментатор, вручал испытуемому пустой конверт, 7 монет по 100 иен (в сумме это соответствует примерно 9 долларам США) и листок с инструкциями. После этого экспериментатор снова оставлял испытуемого в одиночестве.

    В инструкции говорилось, что диктатор, если хочет, может поделиться деньгами с «партнером». Монеты, причитающиеся партнеру, нужно положить в конверт и оставить на столе, а остальные оставить себе. Поделив деньги по своему усмотрению, испытуемый выходил из комнаты, а другой экспериментатор (который не встречался с испытуемым) входил туда через другую дверь и забирал конверт. Таким образом, всё было подстроено так, чтобы обеспечить максимальную анонимность: даже экспериментаторы как бы не знали, кто из добровольцев сколько денег пожертвовал своему партнеру.

    На столе в звукоизолированной комнате стояло маленькое зеркальце, накрытое куском коричневой ткани. В половине случаев на ней были изображены «глаза Гора», такие же, как в экспериментах Хейли и Фесслера, в половине тряпочка была без рисунка. Таким образом, было создано две экспериментальные ситуации — «с глазами» и «без глаз».

    Участники отдали «партнеру» больше денег (в среднем 330 иен) в ситуации «с глазами», чем в ситуации «без глаз» (239 иен). Женщины в «безглазой» ситуации оказались чуть щедрее мужчин (247 против 231), а в присутствии глаз результат оказался обратным: женщины отдали партнеру в среднем 306 иен, мужчины — 362.

    Уровня статистической значимости достигли лишь различия между двумя экспериментальными ситуациями: нарисованные глаза достоверно повысили щедрость участников. Тем самым был еще раз подтвержден эффект, обнаруженный Хейли и Фесслером 6 лет назад.

    Различия между полами «не дотянули» до уровня значимых, потому что выборка была слишком маленькой, но всё-таки они направлены в «правильную» сторону. Предполагается, что в первобытных коллективах мужская кооперация была более важна, чем женская (совместная охота на крупного зверя, совместный отпор врагам). Поэтому не исключено, что мужчины под действием отбора стали несколько более чуткими к вопросам репутации, чем женщины. Возможно, этим и объясняется тот факт, что нарисованные глаза сильнее повлияли на мужскую, чем на женскую щедрость.

    После «игры» каждому участнику пришлось заполнить анкету из 17 пунктов, чтобы исследователи могли разобраться, какие соображения и чувства повлияли на решение, принятое «диктатором». Часть вопросов в анкете касалась опасений участника, что кто-то подумает о нём плохо, если он выделит партнеру слишком мало денег. Другие вопросы были связаны с надеждами на то, что кто-нибудь узнает о том, как хорошо поступил испытуемый, и это пойдет на пользу его репутации. Кроме того, все участники прошли набор стандартных психологических тестов, используемых психологами для классификации человеческих характеров (см.: Большая пятерка).

    Собранные данные подвергли сложному статистическому анализу с использованием метода главных компонент. В итоге выяснилось, что только компонента, связанная с надеждой на улучшение своей репутации, коррелирует с влиянием нарисованных глаз на щедрость. Глаза, по-видимому, не подействовали на чувства и соображения, связанные со страхом осуждения. Под взглядом Гора люди подсознательно надеялись, что об их добром поступке кому-то станет известно и это улучшит их репутацию.

    Конечно, для окончательных выводов нужно провести еще много подобных исследований. Вполне возможно, что, если бы авторы использовали вместо глаз Гора какие-нибудь более строгие или гневные глаза, результаты получились бы несколько иными.

    Так или иначе, исследование еще раз подтвердило, что полностью убрать из экспериментальной ситуации элемент непрямой реципрокности едва ли возможно. В конце концов, в реальной жизни палеолитический человек вряд ли когда-нибудь мог быть абсолютно и безоговорочно уверен в том, что о его поступке никто не узнает. И современный тоже. Какая-то доля сомнения в анонимности ситуации всегда остается, и эти сомнения, очевидно, в значительной мере подпитывают наше «врожденное нравственное чувство».

    В связи с этим можно вспомнить также эксперименты, в которых было показано, что религиозные люди в экономических играх ведут себя более просоциально, если перед игрой их знакомят с текстом, где упоминается что-нибудь божественное. Точно такой же эффект на всех людей, независимо от их религиозности, оказывает напоминание о светских институтах, контролирующих законность и мораль (см.: Религия: полезная адаптация, побочный продукт эволюции или «вирус мозга»?, «Элементы», 28.10.2008).

    [внешняя ссылка]
  2. LadaLight


    Частый гость


    Более 10 лет на форумеЖен.
    22 Марта 2011 Втр 23:47:49
    Как уже утомили эти недалёкие исследования...
    Слепцы организуют целые исследовательские институты по коллективному ощупыванию слонов, а потом поражаются каждому обнаруженному прыщику... Ну и вот, стало быть
  3. 22 Марта 2011 Втр 23:57:07
    LadaLight писала : Как уже утомили эти недалёкие исследования...
    Слепцы организуют целые исследовательские институты по коллективному ощупыванию слонов, а потом поражаются каждому обнаруженному прыщику... Ну и вот, стало быть


    Любопытная трактовка)))

    Оч советую Вам вот это:
    http://forum.omsk.com/viewtopic.php?t=185250
  4. 23 Марта 2011 Срд 0:13:23
    Нужно вешать нарисованные глаза в российских общественных туалетах.
  5. 23 Марта 2011 Срд 0:24:19
    Доктор Менгеле писал(а) : Нужно вешать нарисованные глаза в российских общественных туалетах.

    Да и вообще - во всех общественных местах глаза не помешают))) Желательно - максимально приближенные к человеческим)))
  6. LadaLight


    Частый гость


    Более 10 лет на форумеЖен.
    23 Марта 2011 Срд 0:28:09
    Injektilo писал : Оч советую Вам вот это:
    http://forum.omsk.com/viewtopic.php?t=185250
    Видела уже, да...
    Ну что тут скажешь? Существует очень много вещей, которые мы пока не можем однозначно объяснить. Знаю одного человека, который всего дважды принимал участие в похоронах, оба раза это были его близкие люди, и оба раза эти похороны приходились на его так называемый день рожденья. Он высчитывал вероятность такого совпадения - она ничтожно мизерная, но, тем не менее, это случилось. А ещё этот человек зарегистрировал свой второй брак ровно через три года после того, как оформил развод первого - в тот же самый день, хотя никто специально не подгадывал, и это уже только потом обнаружилось. Вот уж где, как говорится, повод для размышлений!
    И таких вещей можно нарыть целую гору. Но другое дело, когда нечем больше заниматься - можно ломать голову над всякими там проявлениями ноосферы или чего-нибудь типа этого. А когда существуют гораздо более актуальные проблемы, которые растут и ширятся год от года, а люди забивают себе голову загадочными головоломками - это вызывает у меня лишь горечь.

    И, кстати, насчёт поисков "трансцендентного" в физиологии - тоже коллективное ощупывание слона вслепую.
  7. LadaLight


    Частый гость


    Более 10 лет на форумеЖен.
    23 Марта 2011 Срд 0:34:39
    Доктор Менгеле писал(а) : Нужно вешать нарисованные глаза в российских общественных туалетах.
    Точно!
    И ещё подпись снизу: "Big Brother Is Watching You!" Хихимора
  8. 23 Марта 2011 Срд 0:36:51
    Injektilo писал : Да и вообще - во всех общественных местах глаза не помешают))) Желательно - максимально приближенные к человеческим)))

    А еще лучше - камеры наблюдения во всех общественных местах.
  9. 23 Марта 2011 Срд 0:37:37
    LadaLight писала :
    И, кстати, насчёт поисков "трансцендентного" в физиологии - тоже коллективное ощупывание слона вслепую.


    Несомненно - пока именно так)
    Но на самом деле раньше этого слона даже не пытались ощупывать...
    Можно сказать, что отрицали даже возможность его существования... Wink
  10. LadaLight


    Частый гость


    Более 10 лет на форумеЖен.
    23 Марта 2011 Срд 0:41:22
    Injektilo писал : Но на самом деле раньше этого слона даже не пытались ощупывать...
    Можно сказать, что отрицали даже возможность его существования... Wink
    Ну да, типа прогресс... Гы-гы-гы
  11. 23 Марта 2011 Срд 16:34:03
    надо бы еще исследовать как ведут себя люди в присутствии нарисованных рук, ушей и груди
  12. 18 Апреля 2011 Пон 21:13:13
    прикольно=)